- Продолжай: художник - это…
- Художник - это не только кисти и краски. Это эмоции и впечатления. Это инсталляции, музыка и стихи. Каждый выражает себя, как он умеет. И каждый - художник.
Селим Семенович - учитель художественного отделения ДШИ (рисунок, живопись, композиция). Кроме класса, есть еще личная мастерская, которую юноша потихоньку обустраивает. Побывать там очень интересно, но пока рановато, по словам Селима, потому что идет ремонт. Он сам любит бросать свой утренний взгляд, который запечатывает тайну сердца, в окно мастерской. А там грушевые деревья под проливным дождем и под солнцем, сегодня закутанные в цветной туман, а завтра покрытые белым покрывалом. Уникальность каждого кусочка мира для настоящего художника - в безжалостно одинаковых для многих других людей улицах, деревьях и домах маленького городка.
- Моя любимая из всех собственных работ - картина "Синий дом", - делится приятным воспоминанием Селим,- ивьевские пейзажи прекрасны, но однажды зимой было какое-то особое вдохновение, свет падал на снег, появлялись интересные цвета. Старый дом казался загадочным и притягательным. Когда приходит вдохновение, хочется писать.
Картины в его мастерской рассказывают миру о нем самом. Каждая из них - восхищение кем-то или чем-то.
- А чем ты восхищаешься, чем увлекаешься?
- Люблю лето, и мне нравится составлять композиции цветов с плодами и писать натюрморты. Очарован многогранностью великой классической музыки, которая с детства вызывает биение моего пульса жизни. Любовь к классической музыке привили мне в Ивьевской детской школе искусств. Я испытываю благоговение перед ее тайной и силой. Музыка вдохновляет, она звучит на работе и дома, в минуты покоя и мысли. Когда-то мы пришли в это учебное заведение вместе с сестрой-двойняшкой, взявшись за руки. Учились играть на скрипке. Но сейчас я больше слушаю композиции, чем исполняю их.
- Как получилось, что ты стал не композитором, а художником?
- Играл на скрипке, а тянуло рисовать. Стал посещать уроки Ивана Ивановича Струкова. Это затягивало. Я не пропускал ни одного занятия. Мне было интересно, у меня все получалось, и успех окрылял.
Учитель художественного отделения ДШИ Иван Струков:
- Селим - один из моих способнейших учеников, я бы даже сказал, идеальных учеников. Мы вместе прошли школьный программный курс, затем готовились к поступлению. У кого талант, видно сразу. Он, как все, сначала просто карандашом “махал”, но все равно я понял, что если мальчишка будет трудиться, то многого добьется. Отрабатывали профессионально шрифт, технику, визуальность, пропорцию. Но с первого раза, к удивлению, Селим не поступил. Потом те, кто его опередил на экзаменах, ушли из училища, а Селим занял свое место, оказался все-таки там, где он должен был быть с самого начала.
Селим рос в вихре растворенных красок и классической музыки - в школе и картин, которые скупала мама, не глядя на авторство, а лишь только на красоту и душевный отклик, - дома.
Юный художник - из мусульманской семьи, из ивьевских татар, как у нас говорят. Его сестра изучает арабский язык в лингвистическом университете, а отец с матерью - медики. Одной из своих самых больших побед на сегодняшний день юноша считает участие в фестивале национальных культур (Гродно, 2018 год). Там его картина "Ивьевская татарская женщина" украсила главную витрину. Пусть это маленькая, но победа. Селиму было с кого срисовать образ!
- Я художник из Ивья! - с гордостью повторяет молодой человек, неравнодушный гражданин своей страны, - люблю всей душой малую родину.
- Ты останешься жить и работать в Ивье?
- Я окончил Гродненский государственный колледж искусств, но не собираюсь останавливаться на достигнутом: хочу поступить в Белорусскую государственную академию искусств. С первой попытки не удалось, как когда-то в колледж. Но меня это не останавливает. Я понял, что для поступления нужно отсутствие страха и чувство уверенности в себе. В общем, готовлюсь морально, я ведь человек неуверенный, а характер у меня переменчивый, как весенняя погода. Также мне предстоит много работать, чтоб найти себя в определенном жанре, стиле и манере, выработать свой почерк.
- Какие у тебя имеются находки и обобщения после учебы в колледже, которые ты сейчас используешь, будучи учителем?
- У меня была замечательная группа: творческая, дружная. Мы вместе развивались и колесили по Европе во главе с любимым куратором Марьяной Ивановной Лебедевой. И сегодня мне есть о чем рассказать детям. Еще в школе нравились такие предметы, как история, черчение и география, а потом добавились новые знания по анатомии и архитектуре. Все это помогает в работе. Кроме того, был сложный период поиска себя, который продолжается до сих пор. Были правила, которые хотелось нарушать, и я нарушал. Но я повзрослел, сейчас понимаю, что учить детей - это очень ответственно: каждому ребенку необходимо уделить внимание, объяснить непонятное, научить, найти к нему подход. Это требует большой внутренней энергии. Ее хватало в колледже: выставки, концерты, новые знакомства…И, конечно, мое любимое - путешествия по Беларуси. Я на полставки работаю художником в Ивьевском музее национальных культур. Поэтому неоценимо то, что путешествия по нашей прекрасной стране обогатили меня духовно и пополнили мой багаж не только знаний, но и патриотизма, что я с успехом передаю своим ученикам.
- Будучи художником в музее, занимаешься ли ты реставрацией картин?
- Пока нет, но мне бы хотелось реставрировать картины.
- Будет ли в Ивьевском музее национальных культур выставка твоих картин?
- В скором будущем собираюсь организовать такую выставку.
- Твой козырь - неожиданный ракурс, твой стиль - честность. Пробовал ли ты писать портреты на заказ и таким образом зарабатывать?
- Нет. Я не люблю ставить себя в определенные рамки. Но со своими учениками мы недавно выдвинули две работы - портреты Янки Купалы и Якуба Коласа на творческий конкурс. Детский взгляд на лицо человека оказался очень интересным.
- Назови своих любимых художников.
- Голландский художник, гравер, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи Рембрандт Харменс ван Рейн.
Очень нравится белорусский и польский живописец, график, сценограф Фердинанд Рущиц.
У каждого свой взгляд на вещь, своя манера письма, уникальный стиль. Работая с детьми, замечаю, что все по-разному рисуют один и тот же предмет. Это и понятно: воспитываются на разных фильмах, книгах, музыке.
Почему в работах молодого художника такая глубина, откуда образность и красота кадра? Он умеет наблюдать жизнь во всех ее подробностях, замечая свет и тени. А потом переводит увиденное в написанное, причем не только в картины, но и в стихи. Да-да, стихи он тоже сочиняет, причем на белорусском языке.
Ирина Холяво.
Фото Станислава Зенкевича.