Что необходимо знать каждому, чтобы не попасться на уловки мошенников, рассказывает старший оперуполномоченный группы по борьбе с экономическими преступлениями Ивьевского РОВД Андрей Яцкевич.
- В Беларуси самые многочисленные по линии киберпреступлений квалифицируются по ч.1 ст.212 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Хищение путем модификации компьютерной информации». В этом случае характерны такие виды, как вишинг и фишинг.
Вишинг – это форма мошенничества, при которой человеку звонят по телефону, представляются сотрудником милиции, Следственного комитета, банка и втираются к нему в доверие. Преступники утверждают, что являются реальными людьми, убеждают человека взять кредит в банке и перевести его им. Иногда говорят, что для проведения операций необходимо установить приложения RustDesk или AnyDesk (приложения для удаленного доступа). Получив деньги на карту, человек диктует код для удаленного доступа преступникам. Мошенники, в свою очередь, заходят в приложение и списывают денежные средства.
Фишинг – форма мошенничества, когда человек заходит на сайт, похожий на официальный. Самые частые случаи связаны с Белинвестбанком. Человек вводит в поисковой строке браузера название банка и, недолго думая, кликает на первую ссылку. Стоит быть внимательным, так как в результате поиска может всплыть мошенническая ссылка. Например, белТинвест.ком. Люди по ошибке заходят на идентичный сайт банка, где им предлагают ввести логин и пароль для входа в личный кабинет. По стандартной схеме приходит код на телефон, который нужно ввести, чтобы завершить свои действия. Человек нажимает «продолжить», после чего с его карты списываются денежные средства. Происходит это из-за того, что он предоставил данные для аутентификации своего личного кабинете и подтвердил кодом, который пришел ему на мобильное устройство.
Как отмечает Андрей Яцкевич, один из легких способов заработка у мошенников – оформление банковских карт через людей. Преступники предлагают оформить карту на свое имя и предоставить в личное пользование. При этом мошенники не раскрывают своих личных данных. Как правило, это карты БНП-банка или приорбанка, которые не попали под санкции. С них легко можно переводить деньги за границу, поэтому обнаружить их достаточно сложно.
Также в настоящее время набирает популярность вид вымогательства, связанный с людьми, у которых есть телефон марки «Iphone». Личность регистрируется на сайте знакомств, сообщает, что у него проблемы с личным аккаунтом в Icloud, и просит о помощи. Человек, согласившись помочь, на своем устройстве входит в аккаунт Icloud, после чего телефон блокируется и на экране появляется номер счета.
Существует такой способ мошенничества, когда человеку предлагают заработать денег за тестирование игры и написание отзыва о ней. Ему необходимо скачать, разархивировать и установить приложение на свой компьютер. Многих должно было бы смутить, что при скачивании игра весит 30 мб, а при дальнейших действиях ее весомость в информационном плане увеличивается в 30 раз. После прохождения игры и написания о ней отзыва, человеку необходимо отправить скриншот администратору. Это приложение – своеобразная программа удаленного доступа. При ее запуске мошенники воруют токен, например, мессенджера Telegram и выгружают сохраненные пароли из браузера. Они входят в личные аккаунты человека, находят информацию о нем и начинают его шантажировать.
Правоохранитель рассказал, какие случаи киберпреступлений зафиксированы в Ивьевском районе.
- Человеку позвонили с неизвестного номера в вайбере и представились лейтенантом милиции г. Минска. Мошенник назвал имя и фамилию пострадавшего и спросил, кем для него является гражданка «С». Пострадавший ответил, что не знает такой. После этого неизвестный сказал, что гражданка является уроженкой г. Бреста, мошенницей и находится в розыске. Также у нее имеется доверенность, подписанная пострадавшим, где есть данные его паспорта. К слову, пострадавший ничего не подписывал. По словам мошенника, гражданка уже обратилась в банк, чтобы взять кредит на его имя. Далее неизвестный сказал, что необходимо предотвратить это, и диктовал, что нужно будет сделать. По указаниям неизвестного пострадавший установил приложение Rustdesk, после действий в нем на экране телефона начали происходить самопроизвольные действия. Исчезли некоторые приложения: Viber, Google Chrome, Play Market. Позже их удалось установить, но пропал доступ к вайберу. При попытке войти запрашивает код из СМС. При его вводе требуется пин-код от двухфакторной аутентификации, который пострадавший не устанавливал.
Жительница г.Ивье хотела продать коляску на онлайн-площадке бесплатных объявлений – куфаре. Она опубликовала объявление, на которое откликнулась женщина из г. Минска, предложив оформить куфар-доставку. Ивьевчанка согласилась. Неизвестная отправила ссылку для оформления, женщина перешла по ней, где необходимо было ввести свои личные данные, адрес и текущий баланс карты. К счастью, ивьевчанка ввела лишний ноль. После оформления она нажала «продолжить» и ей позвонили из банка. Женщине сообщили, что ее карту заблокировали, потому что появилась заявка на списание той суммы, которой нет на карте. Соответственно, заявка банком была не одобрена.
Будьте бдительны!
Хотите читать актуальные новости Ивья и Ивьевского района первыми? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал по ссылке https://t.me/ivyenews
Ксения САЛЕЙ,
студентка ГрГУ имени Янки Купалы.