Этим законом определен термин понятия коррупции. Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей;
Субъектами коррупционных правонарушений являются:
государственные должностные лица;
лица, приравненные к государственным должностным лицам;
иностранные должностные лица;
Решение вопроса о законности получения должностным лицом обычного подарка в связи со служебной деятельностью, о разграничении взятки и подарка имеет немаловажное практическое значение.
Глава 32 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусматривает такой вид гражданско-правовой сделки, как дарение. Обязательный критерий договора дарения - отсутствие встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства.
Взятка тесно связана с должностным поведением в интересах дающего взятку или представляемых им лиц. Ее цель - склонить должностное лицо к служебным действиям (бездействию).
В то же время подарок преподносится из личной симпатии и иных чувств, при этом вручается при отсутствии встречной передачи вещи, права, любого обоюдного обязательства.
Таким образом, если взятка диктует взаимные обязательства сторон и связана с определенными действиями (бездействием) в интересах взяткодателя или его близких, то подарок предполагает отсутствие имущественной компенсации, не требует ответного оказания услуги и связан чаще всего с событием.
Ни при каких условиях Вы не вправе принимать подарки в виде:
- наличных и безналичных денежных средств;
- входных билетов на культурно-массовые мероприятия (спектакли, концерты, спортивные и клубные мероприятия и т.п.);
- телефонных карточек, проездных билетов и жетонов;
- абонементов на посещение физкультурно-оздоровительных заведений;
- различных льгот при совершении сделок (беспроцентные или льготные кредиты, индивидуальные скидки на товары и т.п.);
- бесплатного проживания в гостинице, на даче;
- выплаты несоразмерно высоких авторских вознаграждений, вознаграждений за преподавательскую деятельность и т.п.;
- оплаты расходов в ресторанах, кафе, столовых, клубах, других развлекательных заведениях;
- оплаты отдыха в санаториях, профилакториях, домах отдыха;
- оплаты туристических поездок;
- оплаты расходов на лечение и обучение;
- назначения наследником путем упоминания в завещании;
- оказания сексуальных услуг;
- предметов, которые явно не относятся к сувенирной продукции (бытовая техника, мебель, ювелирные украшения, транспортные средства и др.).
Находятся вне сферы регулирования антикоррупционного законодательства и не запрещены случаи вручения государственному должностному лицу подарков не в связи с его служебным положением, а как обычному рядовому гражданину в силу сложившихся личных взаимоотношений (как родственнику, супругу, другу, товарищу, коллеге и т.п.).
Однако если одаряемое лицо осознает, что даритель хотя и находится с ним в личных взаимоотношениях, но вручает подарок в ожидании от него каких-либо действий по службе, это лицо не имеет права принимать подарок и обязано от него отказаться.
К примеру, если работник индивидуально вручает своему руководителю подарок ко дню рождения (профессиональному празднику и т.п.), ожидая в дальнейшем покровительства по службе, создания льготных условий для работы и сокрытия возможных в будущем дисциплинарных проступков, и руководителю это достоверно известно, руководитель должен отказаться от принятия такого подарка.
В спорных ситуациях руководителям следует избегать получения индивидуальных подарков от отдельных подчиненных работников по случаю различных праздничных (торжественных и т.п.) событий. В то же время не будет противоречить законодательству принятие руководителями по случаю таких событий подарков от коллектива организации, ее структурного и обособленного подразделения (коллективные подарки).
В работе некоторых организаций, в том числе государственных органов, сложилась порочная практика, когда руководителям этих организаций и другим должностным лицам ко дню рождения, профессиональному празднику и другим подобным событиям подарки вручают подчиненные, подконтрольные (поднадзорные) организации либо работники этих организаций от своего имени. В ряде случаев такие подарки доставляются прямо на рабочее место должностных лиц и включают в себя не только цветы, но и другие материальные ценности, стоимость которых явно выходит за пределы разумного.
Такие подарки, как правило, вручаются не в связи со сложившимися хорошими личными взаимоотношениями дарителей и одаряемых, а за совершение одаряемыми каких-либо действий (бездействие) в интересах дарителей, в том числе общее покровительство и благоприятное расположение в будущем. В результате такими подарками фактически вуалируется подкуп должностных лиц, о чем сами должностные лица прекрасно осведомлены.
Поэтому государственным должностным лицам следует воздерживаться от принятия подарков в связи с праздничными и другими событиями личного характера от подчиненных, подконтрольных (поднадзорных) организаций и их работников, за исключением символических знаков внимания в пределах общепринятых норм вежливости (например, букет цветов).
Ограничения по принятию государственными должностными лицами подарков, установленные Законом о борьбе с коррупцией и Законом о госслужбе, не охватывают случаи:
- принятия различных соразмерных угощений в связи с исполнением служебных обязанностей в ходе служебного общения с должностными лицами государственных органов и других организаций, проведения контрольных и надзорных проверок, других подобных мероприятий, если предоставление таких угощений основано на нормах вежливости и гостеприимства, от соблюдения которых государственное должностное лицо не может отказаться, не нарушив общепринятые правила поведения (употребление кофе, чая, печенья и т.п.).
Однако если предоставление угощений явно выходит за пределы норм вежливости и гостеприимства (например, бесплатный обед) и / или стоимость угощений чрезмерно высока, что может свидетельствовать о попытке оказать влияние на исполнение государственным должностным лицом своих служебных обязанностей, от принятия таких угощений следует отказаться;
- принятия обычных угощений в ходе протокольных и иных официальных мероприятий, в которых государственное должностное лицо участвует в силу своих служебных (трудовых) обязанностей;
- принятия символических знаков внимания (наряду с сувенирами) на протокольных и иных официальных мероприятиях, вручение которых является общепринятой нормой вежливости и гостеприимства (традиционно - цветов);
- принятия денежных вознаграждений и ценных подарков за счет местных бюджетов по решениям органов местной исполнительной власти;
- принятия государственных наград.
Государственные должностные лица, присутствуя на протокольных, официальных и иных мероприятиях, могут также выступать получателями подарков, которые предназначены не им самим, а представляемым ими организациям.
При этом следует учитывать следующее:
- не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает установленного законодательством пятикратного размера базовой величины, в отношениях между коммерческими организациями <16>; договор дарения таких обычных подарков может быть совершен как в письменной, так и в устной форме;
- заключение договора дарения между коммерческими и некоммерческими организациями, а также между некоммерческими организациями допускается независимо от стоимости подарка;
- договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает более чем в пять раз установленный законодательством размер базовой величины; нарушение этого требования влечет за собой ничтожность договора.
Подарок, предназначенный для организации и полученный ее представителем, подлежит постановке на учет в этой организации в порядке, установленном законодательстве.
На практике у государственных должностных лиц может возникнуть проблема в том, чтобы определить:
- является ли врученный им на протокольном или ином официальном мероприятии подарок сувениром;
- какова стоимость сувенира, врученного на протокольном или ином официальном мероприятии (в случае вручения сувенира государственному служащему);
- является ли мероприятие, на котором вручен сувенир, протокольным или иным официальным мероприятием.
Разумеется, что чаще всего даритель такие сведения одаряемому не сообщает, а просить у дарителя предоставить такие сведения одаряемому либо не представляется возможным, либо является некорректным.
Одаряемый, в принципе, может самостоятельно определить, является ли полученный им подарок сувениром и какова его примерная стоимость.
Во всех сомнительных случаях государственным должностным лицам следует обращаться в организацию по месту службы (работы) за разъяснениями и консультациями.
Хотите читать актуальные новости Ивья и Ивьевского района первыми? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал по ссылке https://t.me/ivyenews
Заместитель начальника Ивьевского РОВД по ИРиКО А. Черевик.