Расстройство личности – это серьезное нарушение психической деятельности, влекущее изменение характера и поведения. Оно мешает вести нормальный образ жизни, отрицательно влияет на межличностные отношения, препятствует профессиональной реализации. Чем раньше человек с данным заболеванием начнет получать медицинскую помощь, тем больше шансов, что он лучше адаптируется к жизни в социуме. О том, какие виды данных расстройств существуют и часто ярко проявляются в подростковом возрасте, порталу sb.by рассказала клинический психолог Екатерина Тризмина (Россия).
Самые распространенные расстройства личности – параноидное, шизоидное, диссоциальное, эмоционально неустойчивое, истерическое, ананкастное, тревожное, зависимое, нарциссическое и др. Все они являются психиатрическими диагнозами.
Расстройство личности может заявить о себе в раннем возрасте, а самые яркие проявления нередко возникают при наступлении периода полового созревания. «Если взрослые вовремя заметят тревожные симптомы и оперативно примут меры, можно избежать серьезных проблем. Родителям стоит быть особенно внимательными к детям подросткового возраста, поскольку они очень уязвимы в плане зарождения и развития расстройств личности», – подчеркнула эксперт.
Расстройства личности в зависимости от типа проявляются у подростков по-разному. Самые распространенные признаки, которые должны насторожить родителей, следующие.
- Нарушение социальной адаптации. Подросток испытывает трудности в построении социальных отношений, не умеет устанавливать дружеские связи и поддерживать общение. «Подобные истории возникают, например, при отсутствии общих интересов с другими людьми. Из-за того что подростку сложно находить общий язык с окружающими, он может замкнуться в себе либо, наоборот, стать раздражительным, агрессивным», – поясняет Екатерина Тризмина.Еще одна причина нарушенной социальной адаптации – низкий уровень эмпатии, когда человек не понимает и не чувствует чужих эмоций. Стремление к независимости и уверенность в том, что в жизни он вполне обойдется без помощи других людей, тоже способствует отдалению подростка от окружающих.
- Эмоциональные нарушения. Подросток чрезмерно эмоционален, у него неадекватные реакции на стрессовые ситуации, нарушения восприятия и выражения эмоций.«Нездоровая реакция на стресс может проявляться в раздражительности, уходе в себя, повышенной тревожности, снижении настроения, полной потере интереса к учебе и хобби, нарушении сна и аппетита», – поясняет клинический психолог.
- Нарушения поведения. Поведение подростка агрессивное или деструктивное. Он нарушает правила и нормы поведения, испытывает сложности с контролем своих поступков. «Следствием подобного поведения зачастую становятся разбитые витрины, угнанные автомобили, – привела примеры специалист и добавила: – Такие подростки нарываются на конфликты, зачастую провоцируя их, и легко ввязываются в драки».- Нарушения мышления. У подростка проблемы с концентрацией и абстрактным мышлением, ему сложно усваивать социальные нормы и правила.
Екатерина Тризмина подчеркнула, что нарушения мышления далеко не всегда указывают на расстройство личности – часто они возникают при сильном стрессе, который негативно влияет на работу мозга. «Поэтому не исключено, что подростку, который испытывает затруднения с пониманием сложных концепций и абстрактных идей, не может сосредоточиться на учебе и других задачах, требуется помощь родителей, педагогов и психолога, а не психиатра», – акцентировала эксперт.- Нарушения личности. Патологическая ложь, эгоцентризм, нарушения социальной ответственности, неспособность к эмпатии и сочувствию – все это свидетельствует о нарушении личности подростка.
«Эгоцентризм проявляется в том, что человек сосредоточен исключительно на собственных потребностях и желаниях, не учитывает чувства и нужды других людей. Это связано с недостаточной развитостью социальных навыков и эмоциональной зрелости», – пояснила Екатерина Тризмина.
«Подросткам с нарушениями личности необходимо помогать развивать эмпатию и социальную ответственность, например, через общение и участие в социальных проектах», – отметила клинический психолог.
Психолог Екатерина Тризмина призывает родителей не паниковать, если поведение подростка стало внушать беспокойство. Прежде всего нужно разобраться, какие факторы могли привести к тому, что ребенок стал вести себя необычно. Вполне возможно, что это следствие стресса, внутренних переживаний, тревоги, вызванных объективными причинами и с которыми подросток вполне способен справиться – если не самостоятельно, то при помощи взрослых.
«Если у подростка пропало желание ходить в школу, аккуратно и без напора выясните причину. Не исключено, что он стал жертвой буллинга, и нужно в срочном порядке принимать меры. Чрезмерная эмоциональность свойственна подросткам, переживающим чувство влюбленности. Агрессивное поведение, озлобленность нередко возникают вследствие того, что ребенка кто-то обижает. Отрицание социальных норм тоже не всегда признак расстройства личности. Подобный протест может быть вызван увлечением какой-то субкультурой, подражанием авторитетным людям, ставящим под сомнение общепринятые ценности и нормы нравственности. Заметили, что у подростка упала самооценка? Возможно, причина в том, что он потерпел неудачу в важном для него деле либо общается с человеком, который негативно влияет на его чувство самоценности», – перечислила эксперт причины не свойственного ранее ребенку поведения, которое вовсе не свидетельствует о проблемах с психикой.
Расстройство личности у подростка можно заподозрить при наличии хотя бы одного из трех симптомов.
- Внезапность проявления признаков. Вчера вы знали своего ребенка одним, а сегодня его как будто подменили. Он ведет себя совсем иначе, чем раньше.
- Длительность проявления признаков. При личностном расстройстве необычное поведение отличается устойчивостью. Например, если ребенок ведет себя плохо неделю, бить тревогу еще рано. Но если он пренебрегает правилами и нормами поведения в течение более длительного времени, можно предположить, что он нуждается в помощи специалистов.
- Усугубление и нарастание признаков. Если какой-то признак расстройства личности в своем проявлении становится все ярче и к нему к тому же добавляются другие признаки, есть веский повод для беспокойства. Самое правильное – как можно скорее показать подростка клиническому психологу, психотерапевту, психиатру.