Фиксировать обстановку на вызовах работники скорой медицинской помощи начали зимой прошлого года, когда Министерство здравоохранения Республики Беларусь издало постановление об обязательном оснащении бригад скорой помощи устройствами видео- и аудиофиксации. Решение было принято ввиду ряда веских причин. О них Гродненской правде рассказал главный врач Гродненской областной станции скорой медицинской помощи Александр Байгин.
Весомое доказательство
Сегодня в областной станции скорой медицинской помощи работает 34 выездные бригады, в том числе фельдшерские, реанимационные, педиатрические, бригады интенсивной терапии и одна психиатрическая бригада. Все они обслуживают население города Гродно и Гродненского района. Ежесуточно в учреждение обращаются за помощью порядка 400 человек, а медики выезжают на более чем 300 вызовов.
Использование медработниками средств видео- и аудиофиксации является также способом контроля за выполнением возложенных на врачей обязанностей. Благодаря этому осуществляется мониторинг качества оказания медицинской помощи, выявляются и фиксируются нарушения, допускаемые работниками службы скорой.
Есть нюансы
Важно отметить, что вести видео- или аудиозапись в момент оказания помощи на дому медработники имеют право, только получив разрешение. Но последнее слово не всегда бывает за пациентом: есть перечь ситуаций, когда сотрудникам скорой помощи, несмотря на несогласие, разрешено использовать видеорегистратор.
– Нами была разработана инструкция в соответствии с нормативными документами. Согласно ней, если, приезжая на вызов, медики встречаются с агрессией в свою сторону, грубостью и оскорблениями, то они имеют право начать съемку без разрешения пациента. Кроме того, при оказании помощи в общественном месте, например, при дорожно-транспортном происшествии, врачи обязаны вести запись, – объясняет главный врач, подчеркивая, что работники и сотрудники скорой медицинской помощи предупреждены об ответственности за распространение персональных данных, в том числе записей с видеорегистраторов.
Причины бывают разные
Порядка трех лет в одной из бригад Гродненской областной станции скорой помощи работает фельдшер, выезжающий самостоятельно, Лолита Николаева. Девушка рассказывает: наиболее частая причина использования видеокамеры – отказ пациента от необходимой госпитализации.
– Ситуации на вызовах бывают разные. Иногда пациенты просто отказываются ехать в больницу, некоторые начинают проявлять агрессию, особенно те, кто находится в состоянии алкогольного опьянения. Когда приезжаем на вызов, где работает милиция, то запись ведем всегда, – говорит Лолита Николаева. – За мою практику у меня не было категоричных отказов от ведения записи. Приезжая на вызов, мы всегда предупреждаем о видеорегистраторе, и пациенты относятся к этому с пониманием. Многие из них, видя, что у нас имеется устройство для съемки, ведут себя даже более тактично.
Так, часто работникам службы скорой помощи приходится включать камеру при получении отказа от оказания медицинской помощи, в том числе от введения лекарственных препаратов, когда пациент ввиду разных причин не желает писать отказ от руки.
Бывали и случаи, когда, приезжая на вызов, медработники не просто получали отказ от осмотра, а встречали угрозу для своей жизни. Так было на очередном выезде, когда женщина вызвала скорую помощь для супруга, но мужчина идти на контакт с медиками не хотел. Более того, пациент пытался применить колющий предмет.
Еще одна распространенная причина, по которой медики используют видеозапись, – возникновение конфликтной ситуации при оказании помощи на дому. Как отмечают сами специалисты, чаще всего обвинения в свой адрес они получают прямо на пороге дома. Вместо того, чтобы незамедлительно проводить доктора к пациенту, те, кто вызвал медика, пытаются вступить в конфликт, забывая, что отвлекают медработника от его главной задачи, – оказания помощи тем, кто в ней нуждается.
Все под контролем
Своим мнение на тему использования врачами скорой помощи средств видеофиксации поделились жители города Гродно, которые не единожды обращались к за помощью к врачам.
Елена Хведук:
– Вызывать скорую помощь мне приходилось довольно часто, так как в семье растут маленькие дети, которым периодически требуется консультация специалистов. Бывали случаи, когда бригаду скорой помощи приходилось вызывать поздней ночью, и даже тогда никаких нареканий в сторону медиков у меня не было. После звонка врачи оперативно приезжали, очень компетентно и профессионально оказывали помощь. А в один из последних случаев сотрудники скорой, приехав к нам домой, спросили, могут ли они вести видеозапись. Никаких причин отказывать им у меня не было, для меня было важно получить необходимую помощь, и никакие камеры меня не смущали. Тем более, что при осмотре лица пациента не было видно: камера фокусировалась только на манипуляциях специалистов.
Я думаю, что введение такой новации в работу служб скорой помощи имеет свои причины. Часто слышала истории, как врачи подвергаются агрессии, словесным нападкам, необоснованным обвинениям в непрофессионализме. А теперь доктора смогут доказать свою правоту, а те, кто отнимает время у специалистов на беспочвенные конфликты, будут нести ответственность. В то же время для пациента это также уверенность в том, что качество оказания медицинской помощи контролируется.
Екатерина Романюк:
– Когда моему ребенку было девять месяцев, у нее впервые поднялась очень высокая температура. Было около трех часов ночи, и нам пришлось вызвать врачей. Если честно, я думаю, что тем, кто действительно нуждается в помощи, не будет дела до ведения записи. Конечно, я полагаюсь и на верность медработников своей профессии, сохранение врачебной тайны. Ведь если эта запись не будет нигде использоваться, а просто при необходимости будет сохранена в архиве – я ничего не имею против. Наоборот, в любой момент можно будет удостовериться в том, что и врачи, и пациенты вели себя тактично и уважительно, а медицинская помощь была оказана качественно.
Людмила Подранова:
– Для меня самое главное – уверенность в том, что съемка ведется только для внутреннего использования. Я понимаю, что это правило для медиков было установлено не просто так. Значит, были прецеденты, когда в спорной ситуации между врачами и пациентами ни одна сторона не могла доказать свою правоту. А теперь все иначе: и медработники, и те, кто обращается за помощью, понимают, что ситуация находится под контролем. Например, теперь, если пациента не устраивает уровень оказанной ему помощи, он может попросить пересмотреть видеозапись и получить подтверждение. В то же время и врачи могут доказать факт грубого отношения к себе или же отказа от необходимой помощи.