В теплый весенний день музей-усадьба Михала Клеофаса Огинского в десяти километрах от Сморгони предстает в особенно праздничном виде. В пору цветения картину белеющих издалека зданий дополняют воздушно-легкие шапки цветущего сада. Праздничная белизна строений и природы навевает светлые мысли. Невольно понимаешь: их полет, вероятно, не раз становился отправной точкой для творчества композитора. Именно здесь на протяжении двадцати лет черпал вдохновение автор знаменитого полонеза «Прощание с Родиной».
Каменный дворец и невиданный сад
Деревня Залесье Сморгонского района обязана своим названием одноименной усадьбе Михала Клеофаса Огинского, которую он получил в наследство от своего дяди Франтишка Ксаверия – обладателя почетного придворного звания великого кухмистра ВКЛ.
Залесская усадьба Франтишка Ксаверия представляла собой деревянный господский дом, построенный в первой половине ХVIII века, хозяйственный двор, деревянную мельницу, пивоварню, сад и огород. Тогда же был выкопан и существующий сегодня здесь пруд.
С приездом в Залесье Михаил Клеофас затеял строительство нового, каменного дворца по проекту профессора архитектуры Виленского университета Михала Шульца. Оно было завершено к 1815 году, и как выглядела усадьба прославленного создателя полонезов в XIX веке, гости Залесья могут оценить сегодня.
Не уступал по своей красоте и разбитый возле усадьбы парк, который соответствовал новомодным образцам романтических «английских» парков. Он был создан при помощи известных в то время вильнюсских ботаников – Станислава Юндила и Юзефа Струмилы. Под их руководством для ботанического сада в Залесье привозились редкие южные растения, а из садов Хрептовича в Щорсах – фруктовые саженцы. Рядом с английским парком во времена Огинского появились два зверинца – обязательные элементы крупных усадебно-парковых комплексов того времени.
В живописных уголках парка появились «горбатые» мостики, садовые скамейки и памятные камни. Последние и сегодня украшают парк, а высеченные здесь надписи по сей день говорят о признательности и почтении композитора к двум особам, сыгравшим важную роль в его жизни: Тадеушу Костюшко и гувернеру Жану Роле.
Соседствует с Залесьем деревня Амелина, название которой композитор дал в честь своей старшей дочери Амелии. Сворачивая возле указателя с ее названием, гости здешних мест невольно погружаются в историю рода композитора еще на подъезде к музею-усадьбе.
Знатные гости и важные встречи
От современников Залесская усадьба получила возвышенное название «Северные Афины». Здесь прослушивались новые музыкальные и литературные произведения, устраивались праздники. На протяжении двадцати лет известный композитор черпал в Залесье вдохновение. И некоторые историки считают, что именно эти земли стали местом, где из-под его пера родился знаменитый полонез «Прощание с Родиной».
Частыми гостями Залесья были ученые Вильнюсского университета, несколько раз из Петербурга приезжал учитель музыки Иосиф Козловский, посещали его друзья Огинского по восстанию 1794 года, соседи-помещики, а чаще других – писатель и общественный деятель Ян Ходько-Борейко из ближнего поместья Кривичи. Однажды Ходько приехал к Огинскому с сыном Александром, начинающим поэтом и другом Адама Мицкевича. Плененный живописностью здешних мест, Александр свои чувства выразил восклицанием: «Я бы правнукам хотел послать Залесье!» в романтической поэме «Залесье».
Удивляли гостей «Северных Афин» не только изысканными цветами и растениями, но и блюдами. И эту традицию в усадьбе хранят по сей день: пока туристы гуляют по парку и пышным залам дворца, им могут испечь и подать к ароматному чаю или кофе пышные булочки.
Судьба имения после отъезда композитора
В конце 1822 года Михал Клеофас в последний раз обошел парк и сел в дорожную карету… Его последним пристанищем стала далекая Флоренция, а в Залесье тем временем продолжали жить жена и дети композитора. Вскоре усадьба перешла в руки сразу нескольких наследников по линии дочерей Амелии и Эммы, которые передали ее во владение польскому помещику Генрику Высоцкому. После банкротства последний продал имение частями, и в 1930 году новой владелицей дворца и парка стала помещица Мария Жебровская. При ней усадьба существовала как частный дом отдыха. Одну из комнат дворца Жебровская обставила остатками чудом уцелевшей старой мебели и назвала ее в честь М.-К.Огинского «композиторской».
С началом Второй мировой войны владельцы поместья в Залесье покинули его. В послевоенные годы здесь расположился дом отдыха для жителей Минска, позже – пансионат для престарелых. В конце прошлого века здесь провели минимальные работы по консервации, и на долгие годы дворцово-парковый ансамбль опустел, постепенно приходя в запустение.
В 2011 году началась масштабная реставрация. Усадьбу в стиле Огинского восстанавливали по инвентарным описаниям и гравюрам. В обновленном и восстановленном виде первых посетителей она приняла в 2014 году, а завершились работы по реставрации дворца к памятной дате. В 2015 году прошло празднование 250-летия со дня рождения автора полонеза «Прощание с Родиной». Этот год был объявлен ЮНЕСКО Годом Огинского, а для усадьбы в Залесье стал еще и временем открытия музейной экспозиции.
История из первых уст
С этого времени в покоях бывшего дворца композитора многолюдно бывает независимо от сезона. Особой популярностью у гостей пользуются театрализованные экскурсии. В музее-усадьбе Михала Клеофаса Огинского еще на пороге гостей встречает вторая жена князя Мария де Нери, четверо детей композитора и друг семьи – соседка Габриела Пузына. В один момент из XXI века гости усадьбы переносятся в XIX век. Причем по ходу экскурсии погружение в эпоху ощущается все полнее: сотрудники музея в костюмах позапрошлого века встречают гостей в каждом из 13 залов.
Личные вещи Огинского в усадьбе не сохранились, но собранные музыкальные инструменты, мебель, аксессуары, картины и посуда родом из XIX века воссоздают колорит эпохи.
Первым делом гости попадают в зал «Музыка Огинского» с музыкальными инструментами XIX века и окунаются в музыкальную атмосферу, которая царила в имении при жизни Михала Клеофаса Огинского. Экспозиция зала «Залесье» знакомит с историей деревни, а во время театрализованного представления приглашает в качестве зрителя принять участие во встречах Огинского с правителями Речи Посполитой и Российской империи. В «Каминном зале» ввысь к самому потолку стремятся стоящие друг напротив друга камин и печь, восстановленные по инвентарным спискам. Экспозиция «Кабинет М.-К. Огинского» рассказывает о государственной деятельности композитора, известного еще как политика и дипломата. В вестибюле около «Большой гостиной» представлена история рода Огинских на фото, копии документов, писем и рукописей. В «Большой гостиной» можно оценить интерьер усадебной гостиной XIX века, а в «Малой гостиной» – интерьерный уголок рабочего места секретаря композитора Леонарда Ходька. В центре «Бильярдной» – игровой стол XIX века и необычный ломберный столик с диковиной лампой-бульоткой, свет от которой падал на руки игроков. В «Театрально-музыкальном зале» сегодня проходят концерты классической музыки и балы. Зал «Оранжерея. Кофейня» представляет собой знаменитую летнюю столовую композитора, в которой он часто принимал гостей.
Свои персики и апельсины
Экспозиция четырех залов еще одной «Оранжереи» знакомит с многообразием экзотических растений, которые росли в имении Огинских в XIX веке. В своеобразном зимнем саду сегодня более 120 видов растений. Не первый год здесь зреют апельсины и мандарины, на ветках раскидистых ветвей краснеют персики, абрикосы и ягоды кофейных зерен.
Среди экзотов – оливковое, миндальное и финиковое деревья, миниатюрные кустарники ананасов. Следят за их ростом и комфортными для этого условиями в музее-усадьбе садовод и агроном. Созревшими плодами угощают посетителей музея-усадьбы.
Застывшие стрелки часов и двухсотлетний вяз
Чуть поодаль от усадьбы во времена Огинского частью паркового пейзажа были солнечные часы. Сегодня на их месте двухметровый циферблат-фотозона, стрелки которого символично «замерли» на времени-датах. Минутная стрелка вместе с основной показывают 18.02 – год, когда композитор приехал сюда впервые, а секундная с основной застыли на времени 18.22 – год, когда Огинский покинул усадьбу, но оставил в ней безвременный след.
– Сначала думали восстановить исторически верный облик часов, но в тени теперь широко раскинувшихся здесь деревьев они не выполняли бы своей основной функции, – говорит заместитель директора музея-усадьбы Светлана Кенько.
Деревья в залесской усадьбе заслуживают отдельного внимания. У летней беседки на берегу журчащей реки, что извилистыми путями водной тропинки пересекает парк, гости порой выстраиваются в очередь, чтобы сделать фото на память у двухсотлетнего вяза.
Давно утративший жизненную силу лесной гигант наполовину надломил шквалистый ветер, но острым конусом внушительная часть ствола все же тянется к небу, плотно вцепившись в землю кручеными корнями.
Тысячи гостей
Только в прошлом году здесь побывали более 27 тысяч человек. В одном ряду с белорусами – гости из-за границы.
– На рождественский бал в прошлом году приезжала посол Великобритании в Беларуси Фиона Гибб, – говорит Светлана Михайловна. – Не забывает о родных местах и уроженец Сморгони экс-председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Владимир Счастный. Он находит время не только на гостевые визиты, но и оказывает помощь в поисках связанных с семьей Огинских документов и предметов, которые пополняют музейные фонды. К открытию музея-усадьбы, например, он подарил оригинал гравюры личного секретаря Огинского Леонарда Ходьки «Залесье», а совсем недавно благодаря его подсказке у нас появился оригинал мемуаров Михала Клеофаса Огинского.
Смотровая площадка и новый мост
С каждым годом пополняются не только музейные фонды, преображается парк. В прошлом году началась реконструкция английского парка с прудом, финансовую помощь на проведение которой выделил Банк развития Беларуси.
Здесь осушили озеро. Его дно очистили от ила, укрепили берега, отреставрировали дамбу и 2 существующих моста, построили еще один новый. Последний восстановили, отталкиваясь от гравюры 1822 года, но с учетом того, что частыми гостями парка бывают дети, его дополнили перилами.
Новый мост соединяет берег озера с возвышающимся из водной глади Лебединым островом. Своим названием он обязан облюбовавшей здешние края паре птиц-символов преданности и любви.
У дамбы, что временно отделяет от озера реку, возвышается здание водяной мельницы. Развернувшаяся сегодня реставрация парка в недалеком будущем коснется и этой постройки – разрабатывается концепция ее использования.
Преображение ожидает и расположившееся на подъезде к музею-усадьбе здание бывшей конюшни – в стадии завершения проектные работы по его реставрации. Согласно проекту, здесь появятся помещение для ездовых лошадей и хранения экипажей, комната конюха и музей конной упряжи.
На возвышенности парка, утопая в зелени, сегодня сохранилась полукруглая каменная беседка-альтанка – излюбленное место уединения и раздумий композитора, названное в честь старшей дочери «Храмом Амелии». В перспективе она может получить вторую жизнь по программе трансграничного сотрудничества «Латвия–Литва–Беларусь» – здесь планируют проводить художественные выставки и пленэры.
Полным ходом идет строительство китайской беседки, которая не сохранилась, но в проекте восстановлена по подобным образцам XIX века. С высоты ее второго этажа будет открываться отличный вид на простирающийся парк. Его очертания уже вырисовываются: согласно проекту реставрации части пейзажного парка, здесь высажена березовая аллея, появятся вяз, клены и ясени, рябины, дубы и каштан. Всю территорию парка украсят округлые клумбы с розами, кустами сирени и барбариса.
Фестиваль георгин и ночь музеев
К лету клумбы обновленного ландшафта вновь заиграют яркими красками, а цветочные мотивы станут ключевыми и в череде праздничных мероприятий. Впервые нынешним летом здесь проведут фестиваль «Георгины ко дню рождения Михала», который шагнет далеко за рамки усадьбы и охватит всю территорию Залесья.
– Вполне возможно, цветочный фестиваль станет еще одним брендовым мероприятием музея-усадьбы вместе с уже полюбившимися ежегодными балами для детей и взрослых, праздником камерной музыки «Возвращение «Северных Афин» с участием национального академического концертного оркестра Беларуси под руководством Михаила Финберга, который приурочен ко дню рождения композитора и проходит в сентябре, – подытожила Светлана Кенько.
Совсем скоро по музейным покоям гостям предложат прогуляться… ночью. В мае ночь музеев в усадьбе Огинского увлекательной программой будет манить вплоть до трех часов. Костюмированное открытие праздника пройдет на Лебедином острове, в кофейне при свечах гости послушают музыку и стихи, а далеко за полночь – романсы у костра в парке.
Cinema
Манит дворцово-парковый ансамбль не только туристов, но и режиссеров. Еще до начала реставрации в 2011 году он стал съемочной площадкой для эпизода телесериала белорусского кинематографа «Немец». Годом позже здесь снимали кадры телесериала «Снайпер 2. Тунгус» и по сюжету в музее-усадьбе жили девушки-снайперы.
«Камера, мотор!» – вновь зазвучали в музее-усадьбе в прошлом году. На этот раз снимали не военный сюжет, а сцену популярного телесериала «Сваты». Это был сон героя Берковича, в котором он якобы оказался в атмосфере покоев XIX века.
"ГП".