Язык:

Как служил солдат службу ратную

О людях...

Когда пришел призывной возраст, я с нетерпением стал ждать повестку в армию. Мысли, чтобы избежать воинской обязанности, в семидесятые годы у моего поколения не было.

В 1973-м должен был призываться, ощущение праздника было все предшествующие месяцы. Пришел весной на призывную комиссию, а мне сказали: "Сынок, подрасти, набери веса".

Действительно, крупными габаритами не отличался, хотя был здоров и вынослив. Вырос в деревне. Одногодки прошли, а я остался. И что снова огорчило на долгие месяцы - формально призывная комиссия была права. Подождал до осени до следующего призыва, а мне сказали снова подрасти. Наступил 1974 год. Не дожидаясь никакой повестки, иду в военкомат. "Если не призовете - буду жаловаться". Вряд ли такие ультиматумы действовали на офицеров, но мой "подействовал". Прошел медицинскую комиссию в Ивьевском райвоенкомате и наконец услышал долгожданное: "Годен к строевой службе".

Вместе с другими призывниками приехал в Гродно на сборный пункт, прошел дополнительную медицинскую комиссию. Два сержанта и капитан приехали из далекой войсковой части отбирать призывников, служба предлагалась в связистах. "Куда едем?" - выдохнули вопрос. Сказали: "Далеко, парни.". Из Ивьевского района отобрали четырех человек, из Гродненской области – четырнадцать. Большинство призывников выросли в деревнях, и увидеть столицу СССР, куда нас привезли, - было сказочной мечтой.

По приезде в Москву организовали экскурсию по столице. Одеты были в самую простенькую одежду, которой предстояло неизвестно на каких складах пылиться по получении воинского обмундирования. Группа "экскурсантов" была довольно пестрой и своеобразной. Остались фото на Красной площади: Москва оказалась гостеприимной для новобранцев. А вечером ждала отправка поездом непосредственно к месту службы. Город Иваново, город невест, стал нашим местом службы. Там дислоцировался полк связи.

Встречают старослужащие, ищут среди нового пополнения земляков. Стоит ефрейтор, спрашивает: "Ивьевчане есть?". Так познакомился со старослужащим-земляком, а был он водителем, возил командира полка. Разминулись на 4- 5 месяцев - увидел его только перед увольнением в запас. Когда демобилизовался уже в первых числах ноября 1974 - устроили земляку почетные проводы, авторитет у того был непререкаемый. Выносили "деда" на руках за КПП, с гармошкой провожали домой. Когда пошел работать в колхоз им. ХХІІ партсъезда, увидел водителя через девять лет после армейской службы, и им оказался встретившийся в полку Марьян Марушевский. Через года четыре, когда объединили колхоз им. ХХІІ партсъезда и им. Ленина (работал в то время зав. производственным участком в колхозе им. Ленина) встретил и второго сослуживца - Иосифа Махало из д. Ровбовичи. Началась повседневная солдатская жизнь - с получения обмундирования, помывки в бане. Знакомство с историей полка было сопряжено с экскурсом в историю страны.

Там, где был клуб солдатский, в годы первой русской революции 1905 года был создан первый Совет, откуда и пошла потом советская власть длинной чередой истории, более чем семидесятилетней, социалистической. Царской постройки клуб, каменные стены толщиной до 50-60 сантиметров, с подвальными помещениями, хранящими тайны. Вот что о первом Совете можно почерпнуть из Википедии. "Родиной первого Совета считается город Иваново-Вознесенск, где в ходе забастовки 30-тысяч рабочих-тек- стильщиков 15 мая 1905 создали первый общегородской Совет рабочих депутатов". В то время там выступал знаменитый писатель, будущий "чапаевский" комиссар Дмитрий Фурманов. Начались курсантские будни. Было две роты в учебном батальоне: рота специалистов и рота подготовки сержантов. Полк специфический - важнейшей и главной задачей было обеспечение связи - велся монтаж заградительных систем в самых дальних точках Союза: Чита, Диксон, Байконур, парни уезжали в арктические дали, на Землю Франца-Иосифа.

Первое время думал, что в армии не умываются, - времени не было. Но постепенно вошел в ритм, стал успевать. Подготовка к осмотру, зарядка. Находилось время перед построением и письмо домой написать, и форму привести в порядок. Сложилась служба так, как и хотелось. Эпизоды вспоминаются ее начала: дежурил посыльным по штабу, подполковник спрашивает: "Давно стоишь, где офицер такой-то?". А еще в полку толком-то никого и не знал. Скоро узнал людей, служба заставила. Будучи курсантом, осуществлял обязанности дежурного по роте, по учебному центру. Случались курьезные моменты. Солдаты были рады выехать за пределы части, размяться, поработать физически. Однажды осенью поехали на заготовку капусты для полка. Старшим поехал прапорщик. Взяли с собой сухие пайки. Отгружали, рубили капусту для полкового котла. Поехали без завтрака, и сразу за работу. Пришло время обеда - не кормят, работают солдатики. Ждем ужина - лежат сухие пайки рядом, а команды перекусить по-прежнему нет. Работали до сумерек, отгрузили последнюю машину, едем в полк. У нас был жилой городок и технический, где техника и склады. Прапорщик нас оставляет с командиром отделения Михаилом Полянским минчанином, машину разгрузить, а сам уезжает. Заскакиваю в отъезжающий ГАЗ-66 с провиантом и на ходу выбрасываю солдатский суточный паек. Сало, хлеб, лук, тушенка там были. Даже не все съели. Пришла машина - разгрузили капусту. Вернулся прапорщик с замполитом роты - старшим лейтенантом Пачиным. Построили всех возле склада, где разгружали капусту. "Кто посмел это сделать - выйти из строя". Вышел, не побоялся. Прапорщик обращается к замполиту: посадить его на гауптвахту. Мысль промелькнула: "За что? За то, что 5-6 машин капусты целый день голодные грузили, хотя возможность накормить имелась?". Но обошлось, разобрались в ситуации.

Учебку закончил с отличием, получил звание сержанта, распределили в г. Лобня Московской области в учебную школу по подготовке специалистов для армии - готовили там электриков, водите- лей, геодезистов и другой технический персонал. На должность замкомвзвода поставили. Учебный взвод был в количестве 39 человек укомплектован. Служба была тяжелая морально, чувствовал себя ответственным не только за себя. Деревенский парень, школа - опыта никакого жизненного. А служили со всего Союза призывники, - городские, образованные, после техникумов, институтов. Кричал ночью от нервов. Принял решение уйти с "учебки" в линейную часть, написал рапорт. Командир рапорт не принял, но пошел навстречу в другом. Отправляли в командировку в Бологое две роты, в том числе и меня. В палатках прожили четыре месяца. Появилась возможность заняться серьезной физической подготовкой. Силовой подъем на турнике, выход с переворотом, "солнышко" - все это стало получаться не хуже, чем у сослуживцев. Поставил себе цель - делать то же, что и самые спортивные и подготовленные в физическом плане военнослужащие. Ни одного дня не проходило, чтобы кроме обязанных часов для физподготовки, ни занимался дополнительно - турник, брусья, гири, штанга, бег, закаливание. Зимой - лыжи. Показывал пример своим курсантам. Участвовал на соревнованиях разных уровней, занимал первые места по бегу на длинные дистанции. Отжаться на кулаках 124 раза больше в полку никто не мог. Находясь в командировках, сделали турник, раздобыли штанги, сами мастерили различные приспособления в качестве тренажеров. Глядя на "дедов", делали физические упражнения и молодые бойцы.

По возвращении из командировки в августе была и другая командировка в Смоленск на границе с Витебской областью в поселок Гусино. Помнится в армейской службе принятие присяги, по- лучение боевого оружия, караулы. После нового года - набор пополнения. И постоянная учеба. Учебный год в армии начался с первого декабря, а не с сентября, как в школах. Довелось покомандовать взводом. Комвзвода уезжал на учебу, четыре месяца исполнял его обязанности. Понял, если хочешь, чтобы уважали курсанты, - должен о них заботиться. Это стояло на первом месте. Где бы подчиненные ни находились, думал, как накормить бойцов, высушить их сапоги или валенки, шинели. О каждом из рядовых и сержантов была составлена форма номер один, где указывались данные на каждого военнослужащего: навыки, склонности. На эту информацию и опирались, подход к каждому был индивидуальный.

В последнем призыве служили два парня с высшим образованием, оба учителя: эстонец из Таллина, физик, призвали в армию за месяц до окончания призывного возраста, то есть в 27 лет (был женат, без детей, правда). Блажко, второй секретарь горкома комсомола ("комиссар" его называли) из г. Изюм, с Украины. Трудно было найти общий язык сначала с ними, но поняли друг друга, все сложилось. Расстались друзьями. Видел командир человека и личность, - платили добром. Весточка из дома… Ждали ее всегда с нетерпением. Мысль о связи с родными и близкими никогда не покидала, приходящие письма перечитывались по нескольку раз. Помнится забота командира о солдатах. На физподготовке натер ногу. Командир батальона подполковник Лысенко заметил. Запомнились его слова: "Сынок, научись аккуратно наматывать портянки, а сейчас доложи командиру отделения и отправляйся в санчасть". Приятной была эта забота даже в такой мелочи. Будучи сам командиром, я это помнил и заботился о своих подчиненных.

В последний день, когда был объявлен приказ об уволь- нении (11 мая, в понедельник, а узнали об окончании службы за три дня), повел свой взвод на зарядку, провел утренний осмотр, - и прощание. Покачали "деда" на руках, и слезы потекли из глаз. Хотя в этот день уходили еще два сержанта из роты, казалось, что именно свое прощание с армией было неповторимым. С утра до вечера ждали звонка из штаба. Весь день звучала песня "День Победы", было ощущение праздника. Демобилизоваться в такой день было очень символично. Долгожданный звонок из штаба, наконец, - построение с вещами на плацу. "Прощание славянки", команда "К машине!", - едем в Москву на Белорусский вокзал. СЛУЖБА в армии остается в памяти каждого, кто служил.

Первый опыт - понять другого человека, наладить с ним общение, узнать о его жизни, "притереться". Целый список адресов в солдатском альбоме остался. Два листа: Питер, Ташкент, Владимир, много городов из большой страны под названием СССР. Помнятся первые командиры сержанты - Миша Полянский и Женя Гудь из Минска, Михаил Барцевич из Берестовицы, зам- комвзвода Аркадий Третьяк из Гродно. Кроме названных земляков, до меня служили в этом полку Станислав Филон из Суражи, Иван Жебрик из Лукашино, Вацлав Кевра из Ивья, Иосиф Клинцевич и Владимир Новик (ныне покойный) из Юратишек. После меня - ивьевчане Владимир Чучман и Ибрагим Рафалович. Полтора года, это три призыва пополнения, больше ста человек, и каждый со своим характером, со своими взглядами на жизнь. И каждый - личность. К каждому надо было найти под- ход, понять его, только тогда приходила уверенность, что тебя напарник не подведет. Хочется рассказать еще об одном эпизоде. Был я дежурным по КПП в выходной день. Приходит на КПП мужчина и бес- церемонно, не здороваясь, ни- чего не говоря, старается пройти на территорию части. Я не пропускаю, прошу предъявить удостоверение. В ответ: "Сержант, да я тебя посажу, ты что, не знаешь, кто я такой?". Я знал, что кто он - начальник особого отдела части. Но настойчиво требовал удостоверения личности, предупредил, что вызову караул. Не пропустил.

В понедельник на полковом разводе слышу: "Сержант Гойдь! Выйти из строя!". Ну, думаю, посадят. Слышу, командир части полковник Воронов говорит: "Объявить благодарность с занесением в личную карточку за образцовое несение службы". Всегда нужно руководствоваться уставами.

Может, мои воспоминания попадут в интернет. Хочется вспомнить командиров и сослуживцев в/ч14052 г. Иваново: курсанты Федор Загожин (был женат, жена Янина Черенок), Лукашик, Пинчук, Малиновский - Брестская область, Шевелев - Минск. По в/ч 54080: командир части полковник Воронов, уроженец Витебской области, командир батальона майор Липник, командир роты капитан Букато. Сослуживцы: Олег Ложкин, Макаров, Сафаров - Ташкент, Сергей Борисов - г. Владимир, Володя Смирин - г. Гусь-Хрустальный, Толя Малахов - Урал, Гена Тимофеев - г. Санкт-Петербург. Спасибо тебе, армия, что закалила характер и сделала мужчинами тех, кто в ней служил. Спасибо тебе, войсковая часть 14052 - отдельный Оршанский дважды Орденоносный орденов Красного и имени Бог- дана Хмельницкого элетромонтажный полк связи. Всего один такой полк был в Вооруженных Силах СССР, батальон еще был подобной направленности. Отрадно то, что служили в полку одни белорусы. Спасибо тебе, войсковая часть 54080, в которой прошла основная часть службы. Пожелание всем молодым мужчинам: служите! Это боль- шой жизненный опыт. Есть та- кая профессия - Родину защищать! Вспомнить о своей солдатской молодости всегда приятно.

И. ГОЙДЬ.

Читайте ещё:



Оставить комментарий

Ваше имя
Ваше сообщение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реклама

В какой соцсети вы проводите больше всего времени?

Предложить свою новость

Предложите нам свою новость.
Возможно, мы её опубликуем.

Заполните все поля, отмеченные символом *

Наши соцсети

Способы оплаты

PDF-рассылка

Уважаемые читатели газеты «Іўеўскі край»!

Вы можете подписаться на электронную версию нашей газеты, представленную в PDF-формате. Газета будет высылаться на указанный вами адрес электронной почты  по вторникам и пятницам накануне выхода в печать. Подписаться можно, начиная с любой даты. Будьте первыми в курсе свежих новостей Ивьевщины!

СТОИМОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСКИ:

– на месяц – 3 руб.;
– на три месяца – 9 руб.; 
– на шесть месяцев – 18 руб.

Подробнее

Наши контакты

р/с № BY47BAPB30152768600140000000

ОАО "Белагропромбанк", г.Минск.
 Код BAPBBY2X,

УНН 500051130.

E-mail: pressa.ik@ivyenews.by

Тел/факс: (01595) 6-96-40

Наш адрес:
231337, Гродненская обл., г. Ивье,
ул. 1 Мая, 18

Ссылки


Ивьевский районный исполнительный комитет

 

 

Please publish modules in offcanvas position.