Детские высказывания умиляют. Вот одно их последних, которое недавно прочла. "Маленький Вовочка смотрит, как папа красит потолок. Мама говорит ему:
- Смотри, Вовочка, и учись, подрастешь - и папе помогать будешь.
- А что, он к тому времени сам не докpасит?"
А если спроецировать подобную ситуацию на жизнь? Иногда дело, начатое родителями, действительно продолжают дети: доброта также передается по наследству, как и профессионализм. Если доброта идет из семьи, то такую семью можно назвать, например, семьей ангелов, или семьей теплых сердец, или семьей добрых дел; дел, которые невозможно закончить, "потолок, который нельзя докрасить"…
Социальная работа прошла путь от действий непрофессиональных энтузиастов, занимавшихся благотворительностью в XIX в., до профессиональной деятельности специалистов.
За многие годы в обществе сложилось мнение, что социальные работники - это те люди, которые помогают по хозяйству одиноким пожилым гражданам. Заблуждение. На сегодняшний день это профессионалы, регулирующие процесс оказания социальных услуг в различных сферах нашей жизнедеятельности.
Профессия социального работника не из легких, потому что не всем под силу взять на себя заботу о тех, кто нуждается в посторонней помощи, имеет ограниченные возможности, остался одиноким, больным или немощным.
Не каждый человек готов решать чужие проблемы, ежедневно находить для этого в себе физические и моральные силы. Поэтому неудивительно, что в соцзащиту идут только люди с добрым сердцем, открытой душой и большим запасом терпения, как будто выполняя предназначение, которое однажды для себя избрали. Граждане, помогающие жить, есть в каждом городе и селе, мы мало знаем о них, потому что сами они, как правило, предпочитают оставаться в тени.
Одна из сотрудниц территориального центра социального обслуживания населения Ивьевского района не изменяет своей работе вот уже 26 лет. Александра Петровна Макуцевич удивляет и радует своим постоянством. Соцработником она стала, когда это название только появилось в реестре профессий. Дата, конечно, не круглая, но весьма почтенная, а посему есть повод пригласить женщину на чашечку чая в редакцию, поближе познакомиться, "полистать странички ее биографии".
Пока я ждала Александру Петровну, мысленно рисовала ее образ. Скорее всего, это скромная, строгая, уже не юная, но обязательно привлекательная женщина, непременно с лучистыми глазами и теплой улыбкой. Именно такой образ нарисовала я в своем воображении. А при встрече даже слегка опешила: настолько он совпал с реальностью. И еще было в ней нечто такое, что заставило почувствовать благодарность и человеческое тепло.
Итак, как все начиналось?
С самого детства Александра Петровна ощущала на себе любовь и доброту своих родителей. И никто ее не учил, как нужно жить и работать. Перед глазами всегда был пример отца и матери. В личной жизни ей не очень повезло, видела много страданий, но зато у нее красавица и умница дочь, кстати, педагог по образованию. Унаследованные ею лучшие качества, черты характера, сформировавшиеся в детстве, окрепшие на протяжении многих лет жизни, в том числе, когда женщина работала в сельской библиотеке, в колхозе в полеводческой бригаде, в колхозной столовой поваром, помогли ей, когда она стала социальным работником. Она образованна, тактична, аккуратна и терпелива, не умеет жалеть себя и знает рецепт простого житейского счастья - а как иначе подарить кусочек этого счастья людям, которые так в нем нуждаются?!
"Родительская грамота доброты", полученная в детстве, пригодилась в жизни, когда в июле 1992 года Александра Петровна официально стала социальным работником, хотя людям она помогала всегда. Выбор такой профессии оказался делом случая. "Одна знакомая посоветовала",- рассказывает женщина. Понятное с детства дело постепенно "затянуло".
На сегодняшний день у социального работника пятеро подопечных, были времена, когда приходилось ухаживать за семью и даже восемью пожилыми гражданами. Почти всем уже за 80 лет, и есть еще семья инвалидов: мать и сын. В большинстве своем это люди больные, иногда совершенно беспомощные: плохо видят или слышат, их подводит память. Всякие задания приходится выполнять. В данной профессии частенько нужно забывать о брезгливости.
- К нашей работе, как и к любой другой, надо относиться серьезно и ответственно, - считает Александра Петровна. - Только клиенты требуют больше внимания и заботы, особого подхода. Вот, например, я ухаживаю за бабушкой, которая живет с постоянной головной болью, так ей нужно и врача вызвать, и подсказать, в какой позе лучше сидеть, и посочувствовать, и утешить. Кого-то и пожурить надо, как неаккуратную клиентку, которая постоянно засоряет помещение, а кого-то приласкать, приобнять, своим теплом и любовью согреть сердце. С одними можно запанибрата, с другими - исключительно по имени-отчеству и на "Вы". С возрастом люди становятся привередливыми, капризными, нервными, и от меня требуется немало терпения. Я к ним привыкаю, как к родным, переживаю за всех, стараюсь с каждым найти общий язык, пытаюсь ни с кем не ссориться, наоборот, смириться. Ну а уж если не получается, то подключаю социально-психологическую службу.
С особой теплотой говорит о своих подопечных соцработник. От таких добрых слов даже у меня, той, кто это просто слышит, поднимается настроение.
Социальное обслуживание требует колоссальной эмоциональной отдачи, безграничного терпения, характерной душевной организации.
Александра Петровна всеми силами пытается внести в жизнь своих подопечных позитив.
А еще она призналась, что за годы работы столько наслушалась и насмотрелась жизненных историй, что впору книгу писать.
А те, в свою очередь, душой "прикипели" к помощнице, по сути, постороннему человеку, не просто ставшему родным, а облегчающему жизнь и дающему надежду на завтрашний день. Конечно, есть еще телевизор, но он ведь не сходит в аптеку за лекарствами, не выслушает, о чем болит душа, и даже чаю ему не предложишь.
Вот так я снова убедилась, что самая главная социальная услуга для одиноких бабуль и дедуль - это не уборка помещения и не поход для них по магазинам, а то, чего не купишь - добрый разговор по душам и дочерняя внимательность.
За двадцать минут (Александра Петровна очень спешила, ведь она приехала в Ивье хлопотать за одну семью пожилых людей, в которой мужчина взят под опеку, а его жена - нет), мы успели поговорить о многом: о нюансах предоставления социальных услуг сейчас и лет пятнадцать назад, о том, как она начинала свой путь в профессии, о человеческой жизни и судьбе, о работе и досуге, о планах на будущее…
Восьмичасовой рабочий день, большая занятость не мешают Александре Петровне уделять время дочери, вести подсобное хозяйство, ухаживать за садом и огородом, посещать культурные мероприятия в сельском клубе, где и она выступала в недалеком прошлом: пела в составе вокальной группы.
Я видела спокойную мудрость во взгляде, добрую и ласковую полуулыбку, старание объяснить каждый аспект своей работы во время беседы, и в какой-то момент даже по-доброму позавидовала ее клиентам - пожилым людям, которые встречаются с этой женщиной не один раз в неделю и заряжаются ее позитивом, энергией.
Слушала и поражалась, что есть еще такие обаятельные люди с горячими сердцами, которые готовы за спасибо (а бывает, и без него) куда-то бежать и делать доброе дело, отдавать тем, кто сегодня нуждается в поддержке, помощи и милосердии, частицу своего огня, потому что для них - это состояние души, смысл жизни.
Они посвятили себя обслуживанию одиноких граждан и не жалеют об этом, потому что нелегкие обязанности приносят им преогромное удовлетворение, а их сердца вмещают столько доброты, что ее хватит на всех с лихвой. С них берут пример их родные и близкие.
Кто знает, может, пройдет время - и дело матери продолжит ее дочь, "докрасит потолок"?!
Кстати, фирменный рецепт хорошего настроения Александры Петровны очень простой: "Встаньте утром и улыбнитесь - и тогда точно все будет хорошо".
Праздник ли, выходной ли - пожилых без внимания не оставишь. Нужно позвонить, узнать, как человек себя чувствует.
Поэтому завтра утром она снова пойдет по адресам, чтобы одиноко проживающие тетя Маша или дядя Саша были спокойны: им и хлеб принесут, и полы намоют, и врача вызовут, и дадут возможность душу излить.
И. Холяво.
Фото С. Зенкевича.