2 мая текущего года отметил семидесятипятилетие Джемиль Иванович Радкевич, ветеран работы в районной системе Госстраха, участник ветеранского хора на протяжении более чем 30-летнего периода.
Довбучки, деревенька с десятью мусульманскими дворами, а всего тридцатью-сорока подворьями и 150-200 жителями в 35-ти км от Молодечно и в 18-ти км от Сморгони, - место рождения. Мечеть была в родной деревне, причем довоенной постройки. Это уже позже Ивье станет единственным белорусским регионом с мечетью. Из Гольшан, Ошмян, Сморгони, Крево, Молодечно, Вильнюса - приезжали в эту мечеть татары со всех окрестных мест, и даже дальних.
Вспоминается тяжелое послевоенное детство. Семья состояла из семерых человек: дружно, в постоянном труде жили родители, бабушка, пятеро детей. Был вторым по старшинству (старший брат родился в 1941-м), если не считать того, что за неделю мама похоронила троих. Тиф выкашивал целые семьи.
Отец занимался кожевенными работами, выделывал и обрабатывал кожи, многую утварь для домашнего обихода мастерил своими руками, создавал прочную и добротную обувь. Например, для окрестной детворы и всех желающих изготавливал кленовые либо ясеневые лыжи, которые они в детских играх ломали на многочисленных трамплинах и холмах родной деревни.
Как и все сельчане того времени, родители имели немалое приусадебное хозяйство, - до десяти лет был постоянным пастушком гусей, индюков, телят, коз, неизменным лакомством было теплое, только что снесенное, куриное яйцо. Не река, а полноводный ручей протекал недалеко, в котором форель водилась - стронг белорусский.
Была своя земля у родителей, холмы да горки, щедро кормившая.
Отец досматривал несколько десятков колхозных лошадей, за которыми помогали ухаживать и дети. Если повезет - катались на лошадях верхом, мчались по лесным тропинкам, "только гай шумел".
Учился в местной начальной школе до 1959 года. Вскоре мать купила дом в Родошковичах, райцентре на Минщине, местах боевой славы Николая Гастелло. Памятник Гастелло стоял в городке. Отец перевел в Родошковичи со Сморгонщины корову пешком, хоть дорога исчислялась сотней километров.
С пятнадцати лет стал работать, брался за любое дело, помогал заработками семье. Ходил в вечернюю школу, несмотря на ежедневные тяжелые физические нагрузки. Грузчиком оптовой базы, например, был - ежедневно тяжести приходилась таскать. Ритм тяжелой работы сказывается на нынешнем состоянии здоровья: варикозное расширение вен стало проблемой дня нынешнего.
Не легче было подростком трудиться и в связи монтером, монтером электросетей. Не было и 16 лет - а уже освоил различные строительные профессии: строил школу-интернат от начала и до конца, от фундамента до крыши и внутренних работ. Поднести носилки с раствором в 15 лет - это испытание и для физически крепких мужчин.
Когда до армии устроился почтальоном - это был настоящий "курорт", отдых от нескольких лет изнурительного труда. И здесь был на виду - получал неоднократно награды и поощрения.
После двухлетней отсрочки, связанной с преклонным возрастом родителей, призвали в сентябре 1965 года в армию. Вначале была армейская подготовка в полку связи в Молодечно, а затем длительная служба на Дальнем Востоке, недалеко от острова Даманский, как раз в период конфликта с Китаем. С Китаем разделял Амур. Так что служба раем не казалась.
Из Благовещенска летел в Москву в отпуск 12 часов самолетом. Писарем роты был, на подобные должности в армии всегда строгий отбор. Много поощрений имел за период исполнения воинской обязанности. Служба по времени заняла три года без неполных двух месяцев, как и полагалось тогдашним срочникам.
Мама родилась в Ивье, поэтому после демобилизации направился сюда, совпало по времени то, что двоюродная сестра невесты как раз выходила замуж. Так и остался здесь навсегда. В Ивье по материнской линии было много родственников, могли оказать помощь. В 1968-м году женился, супруга - Фатма Селимовна. Отец ее - ветеран войны. Жили пять лет у родителей жены по улице Советской, 22, пока не построили свой дом.
Мама умерла в 1966-м, отец - в 1977-м.
Супруги Радкевичи оба работали в Госстрахе. Более полувека этой работы приходится на двоих.
После армии вначале был два года счетоводом-кассиром в горсовете и по совместительству - агентом Госстраха. Пригласили на постоянную работу в Госстрах, - и вся жизнь оказалась связанной с этой работой. Офис учреждения тогда находился в районе старой поликлиники, неприспособленных помещениях, здесь ныне магазин "Копеечка". Некоторое время агенты трудились в Доме Советов, пока после капремонта не получили обособленное здание на выезде из города.
Сейчас в Госстрахе трудятся десятки человек, а когда-то несколько агентов обслуживали весь район. Три страховых агента в районе было, когда Д. И. Радкевич пришел сюда работать.
И населения было больше, и компьютеров не было, а справлялись трое. Система остаточного финансирования применима к страхованию того периода, которое было временем его труда. Становление и развитие страхования произошло на его глазах и благодаря повседневному труду.
Как образно выразился Джемиль Иванович, система Госстраха была тогда "ямой".
Все менялось. Много грамот и поощрений у него за годы долгого труда. Был на Доске почета в областном управлении, был примером для более молодых.
Сменилось много руководителей за эти годы. Были в их числе Николай Николаевич Чугунов, Михаил Ильич Хомко, Александр Александрович Лихорад, Владимир Владимирович Русакович, Станислав Францевич Губко, которые в разные периоды руководили районной организацией Госстраха. Страхование развивалось с ростом благосостояния людей, увеличивалось число заключаемых договоров обязательного и добровольного страхования. Страховали от пожаров, стихийных бедствий.
У всех на памяти крылатая фраза из Ильфа-Петрова: "Полную безопасность может гарантировать только страховой полис".
Еще вначале госстраховской службы четыре новых работника были приняты практически одновременно.
Был потолок зарплаты в 180 рублей, но благодаря эффективным показателям работы зарабатывал на уровне 240-260 рублей, заработанное сверх лимита шло в доход государства. И 180 рублей в 80-е относились к разряду хорошего заработка.
Он обслуживал город, но и по всему району пришлось поездить. Не гонялся за длинным рублем. На протяжении долгого периода времени делал так, чтобы могли заработать молодые, жертвуя частью своего заработка в интересах коллег. Когда выходил на пенсию, это существенно сказалось на ее размере.
Вот уже почти 16 лет как на пенсии.
Более 30 лет он бессменный участник ветеранского хора, созданного под руководством Иосифа Валерьяновича Януковича, мир его памяти. Через этот хор прошли десятки талантливых людей, представителей разных профессий. Поют в нем бывшие учителя, врачи, служащие, работники всех сфер и отраслей.
Ветеранский хор еще в начале своей деятельности получил звание "народного". Д. И. Радкевич поет в нем практически с истоков, где-то через год после создания хора пришел в него.
Всех “звезд” хорового коллектива и не вспомнишь. Уважаемые люди, состоявшиеся личности пели в хоре, например, такие, как Григорий Петрович Савицкий, Альбин Брониславович Бутурля, Владимир Сергеевич Тишин, Борис Георгиевич Курленков, Николай Алексеевич Казинец, Владимир Серафимович Бурлыко, Анатолий и Владимир Михайлович Грибовы, многие-многие другие талантливые люди.
Хор состоял из 40 человек.
Пел также на протяжении многих лет в существовавших параллельно хоровых фольклорном коллективе и в "Польском зеспуле", развившим традиции своего создателя И.В. Януковича.
Ветеранский хор по сей день несет в массы народную песню, является жемчужиной среди аналогичных коллективов.
Участвовали в многочисленных международных конкурсах, выезжали в Польшу на всемирные фестивали, более 10 суток длились подобные конкурсы. Быдгощ, Краков. Кошалин, Белосток - там поляки благодарно аплодировали Ивьевскому ветеранскому хору, в Черняховске, побратиме района, выступали, в Литве.
На многочисленных районных праздниках поющие ветераны труда - всегда желанные гости.
Прекрасно знает польский язык. Брат отца жил в Польше, поддерживал с ним отношения, переписывались.
"Старость меня дома не застанет" - это тоже о нем. Как и в детстве, несмотря на 75, домашняя живность имеется во дворе. Наверное, это признак доброты и невозможности существования без движения, активности, труда.
Никогда не унывает, с оптимизмом смотрит на жизнь. Любые жизненные коллизии сглаживают его трудолюбие, вдумчивость, доброта, жизненный опыт.
Семидесятипятилетие собрало многочисленную родню. Шестьдесят лет отмечали в ресторане, а юбилей 75-летия, совпавший с таким же у Гродненской области, - дома.
Он заслужил добрых слов, которые говорились в его адрес.
Для певца, бессменного участника районного хора, было приятным посвященное дедушке выступление с аккомпанементом на скрипке знаменитого внука-музыканта Арифа.
Троих детей воспитали супруги Радкевичи - двоих дочерей и сына. Старшая Марина отмечает в этом году 50-летний юбилей. Живет в Минске, имеет редкую профессию - музыкального терапевта. Закончила музыкальную школу в Ивье по классу аккордеона и Лидское музыкальное училище по классу цимбалы
У второй дочери, Лимы, также в 2019-м юбилей - ей сорок. Также, как и отец, связана с музыкой, заканчивала музыкальную школу. Она врач-стоматолог в Минске. Сыну Александру 47 лет, живет в Ивье, воспитывает двоих детей. Внуков четверо у Радкевичей и двое правнуков-дошколят.
У старшей дочери внук Ариф закончил факультет международных отношений университета в Вильнюсе, работает и живет в Минске. Как уже говорилось выше - он музыкант с мировым именем, участник международных конкурсов в Италии, Москве. Даже рингтон на телефоне у Джемиля Ивановича отзывается на мелодию из его сольных работ. Телефон, кстати, подарил дедушке именно он.
Внук Эмиль учится в университете в Минске, получает профессию инженера. Внучка Аня в Минске закончила университет, приобрела профессию риэлтера, работает в испанской компании. Внук Алексей получил экономическое образование после учебы в университете, работает в Минске.
Большой и дружной семье всегда помогала в жизни песня. И дедушка всегда был примером.
В.ПОБОЛЬ.
Фото С. ЗЕНКЕВИЧА и из личного архива.