Наверно, скоро мы ходить разучимся.
Уже привычка ездить в нас живет...
Слова из известной песни накануне Дня автомобилиста поднимают настроение и создают атмосферу праздника, а личная принадлежность к "шоферской братии" греет сердце и вызывает некоторую гордость за себя, самоуважение и, конечно, воспоминания о нелегком пути к заветной цели во время обучения в автошколе.
От приобретенных знаний и навыков в этой самой автошколе, от добросовестности автоинструктора зависит дальнейшая безопасность водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.
Сегодня мы беседуем с Петром Казимировичем Пастернаком - преподавателем автошколы, функционирующей на базе Ивьевского государственного сельскохозяйственного профессионального лицея, о превратностях жизни автоинструктора.
- Петр Казимирович, как случилось, что Вы выбрали профессию автоинструктора?
- Скорее, я выбрал профессию мастера производственного обучения. Мечтал стать слесарем-авторемонтником. Поступил в Вилейское училище механизации сельского хозяйства № 16. Окончил его с отличием и, поняв, что хочу учиться дальше, отправился в Пинский индустриально-педагогический техникум. Стать преподавателем вдохновил меня мой мастер, любимый учитель С.М. Сизов. В 1983 году был направлен на работу в Ивьевское ССПТУ-63. С 1990-го года я уже преподаватель вождения категории "С", а с 1999 года и по сей день - категории "В".
- Какие основные обязанности вменяются инструктору?
- Обязанностей очень много. Основные: следить за техническим состоянием транспортного средства и всегда быть готовым к проведению уроков для будущих водителей на самом высоком уровне, чтоб и понятно было, и нескучно.
Это правда. Все его ученики в один голос подтвердили, что уже с первого занятия им было ясно: Петр Казимирович - профессионал своего дела, обладающий отличным чувством юмора. На его занятиях интересно, нет "нудятины". Учебный материал объясняется очень доходчиво.
- Петр Казимирович, Вы помните ваш первый автомобиль?
- ГАЗ-53А. Грузовой автомобиль. Помню даже номер: 0536.
-Назовите самые важные факторы, которые должны учесть будущие водители, начиная обучение.
- Желание получить навыки.
- Вы обычно находитесь в машине с не очень опытным водителем. Случаются ли стрессовые ситуации, как вы из них выходите?
- Случаются, конечно. Вот недавно девушка на повороте, когда нужно было пропустить три машины, вместо того, чтобы нажать на тормоз, нажала на газ. Аварийная ситуация. Но я просчитываю возможные действия ученика на два-три шага вперед; по его поведению, движениям рук понимаю, что он хочет сделать, и вовремя реагирую, предотвращая дорожно-транспортное происшествие. Кроме того, я научился себя успокаивать.
- В последнее время много в правилах дорожного движения появляется новых изменений. Как вы считаете, становится ли от этого спокойнее на наших дорогах?
- Последние изменения были в 2017-ом году. Добавились новые обозначения, но основные-то правила остались. Я рекомендую своим ученикам пользоваться учебниками 2009-го года. На них основаны мои планы и конспекты. Водителю нужно быть внимательным на дороге. Это главное. Знаки, знаки и еще раз знаки! Знаки и разметка всегда должны быть в поле зрения водителя. А еще нельзя спешить, нужно давать себе время подумать. Знаете, какое правило самое главное (хитро смеется)? Правило трех "Д": Дай дорогу дураку!
Вспомнилось, как однажды, когда я пропустила знак, Петр Казимирович высадил меня из машины и заставил пройтись несколько метров назад, чтоб прочесть этот дорожный знак. А была зима, ветрено, холодно. Тогда мне, капризной ученице, показалось это жестоким, и я долго злилась на своего учителя. Но теперь я понимаю, что это был хороший урок, запомнившийся на всю жизнь. Совсем недавно мне также удалось избежать дорожно-транспортного происшествия только лишь потому, что я приостановилась на повороте, помедлила, не поехала сразу. Из-за огромной фуры мою машину не заметил водитель, который на скорости стал совершать обгон. Мое промедление меня спасло. А это одно из тех "золотых" правил, которые я усвоила во время занятий с П.К. Пастернаком.
- Может ли женщина управлять транспортным средством на мужском уровне?
- Конечно! Пример: раз в пять лет мы бываем на курсах переподготовки, на которых в качестве преподавателей выступают часто именно женщины. Многие женщины сегодня работают инструкторами по вождению, получив специальность "мастер по управлению механическим транспортным средством". Что говорить, если женщины даже фурами могут управлять!
- Вы порекомендуете учиться водить людям зрелого возраста?
- На мой взгляд, все-таки лучше приобретать навыки вождения вовремя, ведь из-за возраста порой реакция уже не та.
Задав вопрос о рекордном количестве раз сдачи экзамена в ГАИ на права, ожидала услышать какую-нибудь космическую цифру, а потом воскликнуть: " Вот это воля к победе!" - и очень удивилась, когда Петр Казимирович ответил, что одна его ученица сдала экзамен только на пятый раз. Хотя, что тут удивительного, ведь в автошколе, где работает П.К. Пастернак, все преподаватели - высококвалифицированные специалисты.
В последний раз из 22 моих учеников с первого раза не сдали теорию 6 человек, площадку - 2 ученика, вождение по городу - 1. Это неплохой результат.
- Нарисуйте среднестатистический портрет современного курсанта.
- Женщина в возрасте от двадцати пяти до сорока лет. Женщине сегодня необходим автомобиль, чтоб, не отвлекая мужа от важных дел, съездить на дачу, в поликлинику, на рынок, отвезти детей в школу…
- Какое качество характера Вы считаете самым опасным для водителя?
- Вспыльчивость, агрессия. На мой взгляд, лучшие водители - флегматики и сангвиники. Всегда сложнее работать с холериками и меланхоликами.
- А какая первая и важнейшая для инструктора черта характера?
- Терпеливость. Бесконечное терпение инструктора по вождению - его сильная черта.
- Случается рассердиться на курсанта?
- Это редко. Но бывает, что нужно повысить интонацию. Обычно я останавливаю автомобиль и принимаюсь терпеливо объяснять курсанту его ошибку. Порой приходится объяснять не один, а два (а то и три) раза.
- Всех можно обучить вождению?
- Обучить можно всех, были бы только у них желание да настойчивость.
- Можете вспомнить самого способного ученика?
- Саша Ленкевич.
- Ваши бывшие ученики звонят Вам? Помогаете им?
- Звонят. Поздравляют с днем рождения, иногда просят дать совет или освежить в памяти навыки вождения в случае, когда человек долго не садился за руль.
Задаю каверзный вопрос:
- Выбирать нужно автошколу или инструктора?
- Необходимо обращать внимание на материальную базу школы. Вот мы, кстати, недавно купили две новых машины. Следует выбирать автошколу, для которой важно, чтобы курсанты не только сдали экзамен на права, но и стали хорошими водителями.
В нашу автошколу часто идут учиться по рекомендациям бывших учеников, после ее окончания у многих остаются только позитивные эмоции, каждый преподаватель и инструктор обладает серьезным опытом и может научить уверенной, спокойной и хорошей езде, обучение стоит не так уж дорого, является вполне доступным.
Пользуясь случаем, хочу всех водителей поздравить с праздником. Желаю здоровья, счастья, терпения и взаимоуважения на дорогах.
Мотора рев для нас звучит,
как музыка,
Как аромат вдыхаем
мы бензин.
Что нужно нам?
Шоссе полоска узкая
Да запчастей
заветный магазин.
Ну а мы, тоже пользуясь случаем, рекомендуем в качестве автоинструктора Петра Казимировича Пастернака. Он научит слушать не только любимую музыку, но и свой автомобиль, почувствовать уверенность на дороге, познать все тонкости водительского мастерства.
И. Холяво. Фото С.Зенкевича.