…Зачем я жил или живу? В течение тысячелетий люди не перестают задаваться этими вопросами, спорить о главном - о смысле жизни, ее нравственных ценностях, об отношении к ней, о том, зачем им даны разум, чувства, эмоции. А с наступлением старости или тяжелой болезни, почувствовав свою обреченность, человек еще более задумывается, зачем он жил, что совершил, во что верил, была ли его жизнь не напрасной, высоким ли было его предназначение, и запомнят ли его дела и поступки люди. То, что раньше порой совсем не трогало, становится важным и насущным.
И это, наверное, правильно. А еще правильнее было бы в начале своего жизненного пути получить ответы на свои вопросы, как прожить, чтобы, опомнившись в зрелые годы, не жаловаться, не сетовать (мол, жизнь - суета сует), не проклинать, не жалеть… Но, в лучшем случае, нравственные и жизненные ориентиры нам дадут родители, а дальше самому нужно будет проходить свое жизненное поле. И пусть есть судьба, и что-то предначертано свыше, но и рождается человек в одиночку, и умирает в одиночку, и в жизни своей только на себя должен сетовать в поражениях, и на себя рассчитывать в достижениях.
Полнейшим подтверждением всего мною сказанного стала встреча с Ниной Михайловной Голяк, жительницей города Ивье, которая 16 июля отметила 80-летие со дня рождения.
Представьте историю района, области… Все то, что выпало на долю этих регионов, всей Беларуси за это время, выпало и их ровесникам-людям. Вместе росли: и физически, и нравственно, вместе выходили в люди, вместе поднимались над трудностями.
Она родилась в последнее мирное лето в семье крестьян в деревне Кривоконно Зельвенского района. А через год пришлось малышке уже засыпать и под бомбежки, и под гул самолетов, и под взрывы снарядов…
Говорят, малые дети не помнят через время ничего. Но есть у Нины Михайловны пару эпизодов из военных лет, которые память воспроизводит очень ясно.
…На улице что-то гремит. И малышке кажется, что это гроза. А они лежат на специально построенных нарах в очень глубоком подвале. Горят свечи. Много, много ступенек, по которым сбегает какая-то тетя и кричит: "Веру Белекало ранило". Она очень плакала, потому что это ее маму ранило осколком бомбы. Именно от бомбежки прятались люди в том глубоком подвале. С осколком в ноге проходила ее мать всю жизнь после того ранения.
А еще Нина Михайловна помнит, как спала с бабушкой у самого окна. И ночью часто просыпалась от стука в окно. А потом в дом заходили люди. Мама их кормила и стелила на пол солому. Очень много соломы. И они спали на ней. А рано утром уходили. Потом подросшей девочке объяснили, что это были партизаны, которых вместе с местными жителями, чем могла, кормила и мама.
А потом она помнит, как в дом зашел чужой человек, одетый не так, как сельчане. И радостно бросились к нему мама с бабушкой. А он подбрасывал ее высоко-высоко на руках. Это отец, дошедший до Берлина, вернулся после Победы. И в доме всей деревней праздновали его возвращение. Кто-то пел, а кто-то, не дождавшийся своего солдата, горько плакал. А дети радостно осваивали губные гармошки, которые привез им из Германии отец…
Как много в этих трех эпизодах, что сохранила почти младенческая память. И радость, и слезы, и страх, и бабушка, с которой было тепло и уютно засыпать, и люди, боровшиеся с врагами…
Как верили люди в ту чудесную жизнь, которая непременно должна была прийти после Победы! Как они старались эту жизнь строить, поднимать свою землю из руин. А дети почему-то так жаждали учиться, получать знания.
В школу Нина ушла сама, без родителей, в 6-летнем возрасте. Потому что ушли учиться 7-летние подружки-соседки. Девочка приходила в класс и сидела там, слушая внимательно и детей, и учительницу. И ее зачислили на год раньше положенного времени. И без заявления родителей, и без их просьб.
В деревне действовала начальная школа. И это была тоже особенность времени. Школы открывались в каждой деревне. Детей было много. А вот 5-6-7 классы она заканчивала в другой деревне, куда ежегодно ходила - 3 километра в школу и три - обратно.
У многих на этом образование и заканчивалось, потому что единственная средняя школа была в райцентре. А туда 10 километров. Девочка одна ходила в школу и обратно. Только зимой в сильные морозы родители снимали ей квартиру в Зельве. На дорогу уходило 2 часа времени в одну сторону и два в другую. И Нина Михайловна вспоминает, как по дороге, возвращаясь домой, учила устное домашнее задание. Тяжело было идти зимой: кожух, валенки с колошами. А когда на улице гололед, валенки еще обматывались сильно соломой. Попробуй передвигаться в подобной экипировке.
По вечерам в доме семьи Белекало долго горел свет. Дети, а их было трое, за столом при настольной керосинке учили уроки. Отец, знатный на всю округу портной, шил на заказ кожухи, мать пряла лен или овечью шерсть. Их работу освещала керосинка, подвешенная к потолку. У таких керосинок в послевоенное время (в некоторых местах и до половины 60-годов) подрастали будущие ученые, крупные военачальники, врачи, учителя, инженеры, будущие специалисты и интеллигенция, так нужные для подъема и расцвета новой мирной жизни.
Эти удивительные, наполненные сердечным теплом семьи, вечера согревают души всю оставшуюся жизнь. Стучала швейная машинка отца и мамины кросны или прялка. В кожухах отца ходили все окрестные деревни, да и семья тоже. А мамины рушники, покрывала - перебиранки, которые она делала по - особенному, и теперь украшают выставки народного творчества, на которые приносит их уже взрослая внучка.
…Маму свою вспоминает Нина Михайловна, как особую мастерицу и особого человека. Она для всех невест из окрестных деревень "собирала велен" (делала фату) и пекла караваи на свадьбу. Ее звали собирать в последний путь умершего дома человека. А по давней народной традиции, плохому человеку в таких обрядах просто не доверяли. Когда она умерла, собрались проводить в последний путь такого мастерового, доброго, отзывчивого человека жители из всех окрестностей. И это говорило без всяких слов само за себя. Действительно, когда ты умираешь, единственное, что остается - память о тебе. А память, как известно, бывает двух видов. И долго живет среди людей именно добрая память.
Такими росли и дети этой удивительной женщины. В работе росли, в учебе, в помощи родителям, в уважении и любви к ним…
После окончания школы Нина поступала в Минский мединститут. Сдала вступительные экзамены хорошо. Но только 7 сентября получила ответ, что не прошла по конкурсу. В деревне смеялись. Мол, училась-училась, а поступить не смогла. А рядом в Волковыске в том же году открылся ветеринарный техникум. Девушку взяли на учебу кандидатом. И совсем скоро, когда были отчислены неуспевающие учащиеся, Нина стала настоящим студентом, стала получать стипендию.
После окончания техникума с отличием (с красным дипломом), девушку направили в Молодечненское областное сельхозуправление (ветеринарный отдел). Оттуда на ветеринарный участок в Трабы. Это было в 1959 году. А в 1960, когда Юратишковский район присоединили к Ивьевскому, молодого специалиста перевели в Липнишки. И в этом же году она стала работать в районной ветеринарной амбулатории.
Это было начало ветеринарной службы Ивьевщины. И начинали ее фактически с нуля. Но было большое желание работать, приносить пользу и государству, и людям. Ездили на курсы в Гродно, учились на местах. Заведующая ветеринарной лабораторией Екатерина Федотовна Цыганкова также возглавляла и бактериологический отдел. Всегда на выезды в колхозы, совхозы и в частный сектор она брала с собой лаборанта Нину Михайловну. И это был большой опыт. Ведь, как известно, опыт - это сочетание теории и практики.
Его, большой опыт, постигала Нина Михайловна Голяк и в работе, и во время учебы заочно в Витебском ветеринарном институте. Работы было много. Менялись заведующие лаборатории, специалисты, но оставался годами сложившийся костяк. И она была среди этих людей.
С 1975 года главным ветврачом района и начальником ветстанции стал Иван Александрович Немцов. По словам Нины Михайловны, это был не только высококлассный, грамотный специалист, но и очень добрый, интеллигентный человек, душой болевший за свою службу, за район. При нем произошло событие, повлиявшее на ее карьерный рост.
В Трабском регионе случился большой падеж крупного рогатого скота в частном секторе.
Разбирались специалисты на месте. Она сделала вскрытие и увидела одну и ту же картину. Животные умирали от цирроза печени. А виной было то, что из-за отсутствия в том году сена, люди кормили своих коров только люпином, который сеяли на приусадебном участке. А эта культура относится к алколоидным. Рассказала людям, как лечить, чем кормить.
А по приезде пошла докладывать Ивану Александровичу. В его кабинете присутствовал начальник ветеринарного отдела облсельхозуправления. Выслушав ее доклад, он велел и ей, и Немцову с утра быть в Гродно. Ее там сразу же утвердили директором лаборатории.
- Я без Ивана Александровича, без его помощи может и не потянула бы весь объем работы, который сразу же свалился на меня,- говорит Нина Михайловна.- Начали с большого ремонта здания лаборатории. Сама ездила за лесом, затем отвозила его на пилорамы и т.д. И сделали мы тот ремонт, и улучшили условия для работы. А потом пришло время, и район построил нам типовое здание. Были возведены даже помещения для лабораторных животных (кролики, морские свинки, белые мыши, баран).
Обустраивались, закупали новую мебель, много оборудования. Нужен был специалист, чтобы установить его, подключить. И нашли такого человека в Ивье. Всю жизнь с благодарностью вспоминает Нина Михайловна наладчика оборудования из районной больницы Владимира Борисовича Бобкова, который не только помог заработать современному оборудованию, но и по договору до конца своих дней помогал его ремонтировать, устранять неполадки.
… Лаборатория стала истинным диагностическим центром ветслужбы района с пятью отделами. В них работали опытнейшие врачи Нина Дмитриевна Шлюхова, Антонина Николаевна Шукова, Ванда Александровна Поболь, Мария Юзефовна Усс, такие же опытные лаборанты Мария Ивановна Кенть, Клавдия Петровна Горбачевская, Нина Владимировна Пасюк, Людмила Генриховна Толстая, Елена Александровна Лопато и другие.
Лаборатория проводила бактериологические, токсикологические, биохимические исследования, выясняла причины и находила способы борьбы с падежом животных. И, кстати, ни один из диагнозов, которые ставили опытные ивьевские ветврачи, не был опровергнут областной ветслужбой.
Кроме того, специалисты ветслужбы выполняли все задания и поручения райсельхозуправления, которые порой совсем и не относились к их участку работы. Но это надо было району, значит и им тоже. Было особое время и особые люди. Как бы там ни было, но лозунг "Раньше думай о Родине, а потом о себе" не воспринимался иронично. Это был стиль жизни для многих.
Вместе с мужем Болеславом Францевичем они родили и воспитали двоих детей. Сын Евгений - строитель в Минске, дочь Галина - преподаватель музыки в Лидском музыкальном колледже. Трое внуков тоже гордость бабушки. Внук закончил музыкальный колледж, внучки - БГУ и медуниверситет в Минске. Все-таки, одна из них исполнила мечту бабушки стать врачом. Маленький правнук нынешней осенью пойдет в 3 класс.
Нина Михайловна живет одна. Правда, ее кипучая с рождения натура не позволяет сидеть сложа руки. В своем возрасте она держит несколько кур, огород, сама за ними ухаживает, сама делает покупки продуктов. Благо, рынок и магазин "Пачастунак" находятся в шаговой доступности, напротив дома и через дорогу. Раз в месяц она отправляется на почту, чтобы заплатить коммунальные платежи, и в аптеку. Считает, что пока человек может ходить и обслуживать себя, он жив. И это очень правильное и разумное мнение. Пусть и дальше двор ее дома благоухает цветами, грядки радуют богатым урожаем, а хозяйка - здоровьем. Такие люди, как история города, района, страны. И это особое поколение, которое нужно беречь и у которого нужно учиться жизни, порядочности и ответственности за все.
В. ГУЛИДОВА.
Фото автора.