Мы побывали в областном центре трансфузиологии и узнали, как сейчас проходит сдача крови и почему именно сейчас важно проявить свою гражданскую позицию. Об этом рассказал Юрий ГРОМАК, врач-трансфузиолог отделения комплектования доноров крови, ее компонентов с единым донорским центром ГУЗ «Гродненский областной центр трансфузиологии», главный внештатный специалист по службе крови главного управления здравоохранения облисполкома.
Доноров меньше не стало
Есть и неснижаемый запас компонентов крови. Эритроциты, как правило, хранятся до 43 суток, а вот плазма крови замораживается и может находиться в запасе около двух лет. Все потому, что перед тем, как использовать ее для трансфузии, плазма 6 месяцев должна находиться на карантине. Все делается с той целью, чтобы исключить риск инфицирования реципиентов.
«Антиковидная» плазма
Пожалуй, наиболее значительным изменением в работе областного центра трансфузиологии, связанным с коронавирусом, стал забор плазмы от уже переболевших инфекцией, вызванной вирусом COVID-19.
– На сегодняшний день 110 человек, переболевших коронавирусной инфекцией, согласились стать донорами «антиковидной» плазмы. Всего на 19 августа таким донорам проведено порядка 250 процедур плазмафереза, а это почти 150 литров плазмы, – поделился Юрий Громак. – Кто-то из доноров сам обратился в центр, узнав, что мы делаем такую процедуру, кого-то приглашали. Списки переболевших к нам поступали из городских организаций здравоохранения. Из них мы выбирали тех людей, которые подходят для плазмафереза по всем показаниям. Но, нужно сказать, что стать донором плазмы, как и донором вообще, может далеко не каждый желающий. Есть ряд медицинских противопоказаний, согласно которым мы не можем взять у человека компоненты крови. Это, к примеру, недостаточная масса тела или серьезные хронические заболевания, период беременности и лактации. В целом нужно отдать должное тем, кто все-таки приходит на сдачу плазмы для больных коронавирусом. Это действительно доброе дело, и не может не радовать, что мы живем в обществе отзывчивых, неравнодушных людей.
Ценность такой «антиковидной» плазмы, как нарекают ее между собой доктора, велика. В ней есть антитела. И если на ранних этапах коронавирусного заболевания пациенту ввести лечебную дозу такой плазмы, то антитела начинают бороться с вирусом в организме, тем самым помогая человеку от него избавиться. Кстати, из плазмы одного донора можно получить 2-3 лечебные дозы для инфицированного пациента.
Юрий Громак рассказал, что карантинные правила на «антиковидную» плазму не распространяются в связи с тем, что она проходит процедуру вирусинактивации и может использоваться по назначению практически сразу после заготовки. Все потому, что заболевшим требуется неотложное лечение, и спустя полгода такая плазма может попросту не понадобиться.
Языком Цифр
За последние 7 месяцев в областном центре трансфузиологии приняли более 2500 доноров, многие из них приходили не единожды. Из них 279 гродненцев впервые решили сделать доброе дело и пожертвовать свою кровь для других, а почти 780 человек сдали кровь безвозмездно. Всего за этот период в центр обратились свыше 8,5 тысячи доноров, из них более 8,3 тысячи сдали кровь либо ее компоненты.
Что касается компенсационных выплат, которые положены донорам, то нельзя не заметить, сумма эта довольно неплохая. Так, донор крови вместе с компенсацией питания после донации получит 115 рублей 25 копеек. А вот донор, сдавший плазму или клетки крови, может рассчитывать на сумму от 160 до 345 белорусских рублей. Все зависит от вида проводимой процедуры и количества получаемых компонентов. Те доноры, которые сдают кровь на безвозмездной основе, получают компенсацию на бесплатное питание после сдачи крови и ее компонентов в сумме 25 рублей 61 копейка. Также предусмотрены различные доплаты. К примеру, студенты, обучающиеся на дневной форме получения образования, могут предъявить справку из учреждения образования и рассчитывать на плюс 25,61 рубля к общей сумме.
Говорят доноры
– Мне уже давно присвоено звание почетного донора Республики Беларусь, – делится Наталья. – А начала сдавать кровь, будучи еще молоденькой студенткой медицинского колледжа. Тогда нас обязывали к этому. Но с течением времени это уже переросло в добрую привычку. Иногда сдаю обычную кровь, иногда плазму. Бывает, что и безвозмездно. Все зависит от ситуации. На мой взгляд, если ты можешь помочь людям, при этом ничего не теряя, то нельзя упускать такую возможность. Что еще важно, после донации крови я себя гораздо лучше чувствую, приходит в норму давление, улучшается общее состояние. Я работаю медицинской сестрой, поэтому не понаслышке знаю обо всех преимуществах донорства.
– Мне позвонили, объяснили, для чего нужна моя плазма, сказали, что я подхожу по всем параметрам, долго не раздумывая, дал согласие, – вспоминает Александр. – К тому же меня поддержали родители. И вот уже шестой раз прихожу сюда на плазмаферез. Чувствую, что делаю доброе дело и не собираюсь останавливаться.
– Моя мама всю жизнь была донором, и как-то само собой вышло, что я тоже приобщился к этому доброму делу. Считаю, почему бы не помочь людям, когда у меня для этого есть все возможности. Пусть моя кровь будет кому-то полезна, а кому-то, возможно, спасет жизнь.
"ГП".