Светлана Николаевна Склепович, бывший преподаватель информатики Ивьевского ГСПЛ, бережно хранит память о своих родителях, об отце, ушедшем на войну 23 июня 1941 и вернувшемся с войны в 1946 году. В это время его жена Евдокия родила сына, но тот прожил совсем недолго, всего несколько дней. Ушел на войну, похоронив сына. Не успев проститься с женой по-человечески. Долгое время о его судьбе та ничего не знала. В деревне солдата уже похоронили. В годы войны мама пыталась достроить дом, эти хлопоты не давали ей впасть в отчаяние. И даже получение похоронки о гибели мужа не смогло победить ее веру в то, что любимый вернется с войны. А солдат воевал в 325-й стрелковой дивизии, защищал Москву, был участником Сталинградской битвы, битвы на Курской дуге. Десятки раз он мог погибнуть под бомбежками, в атаках и в обороне. Был ранен. Степной фронт - мясорубка. Был санинструктором, под пулями вытаскивал раненых с передовой, был командиром роты. Был свидетелем пленения Паулюса в Сталинграде, освобождал Киев, освободил всю Европу. В Киеве папиного отца брат жил, дядя. Зашел к нему солдат, освободитель Киева в дом, была только тетя. Та потом пересказала беседу с отцом. Рассказывал солдат, как переправлялись через Днепр, скольких жизней стоила та переправа. Сплошная мясорубка. В фильме «Освобождение» ничего не выдумано. На войне было гораздо страшнее.
А первое письмо с войны пришло в марте 1943 года. Были там такие строки:
«Дорогие мои! Я участвовал в боях под Москвой, был в обороне около 9 месяцев на переднем крае, на расстоянии в 300 м от передних немецких позиций. Пули свистят, над головой рвутся снаряды. Каждую минуту может настигнуть смерть. Но я еще жив и думаю о вас.
Уважаемая жена Дусенька! Тот промежуток времени, который мы прожили вместе, был совсем небольшим, очень хочется прожить с тобой до старости…»
В конце письма солдат (на всякий случай) прощается со своими близкими:
«Дорогая мама, жена Дуся, сестрички Поля, Анька, Нинка, уважаемая теща Фекла! Я иду к вам, мои родные, но как поется в песне: «До тебя мне дойти нелегко. А до смерти четыре шага». Я уже остался один, пали на поле боя мои товарищи. Побывал в Могилевской, Смоленской, Рязанской, Тульской, Орловской, Курской областях, сейчас иду к городу Белгороду. И все - пешком…»
В конце письма:
«Дорогой товарищ! Если меня убьют, оставь это письмо, перешли близким, не рви его, прошу тебя, друг мой».
Николай Корнеевич Шарков благополучно вернулся домой в звании лейтенанта. Он участвовал еще и в войне с Японией. Его грудь украшали два ордена (Отечественной войны ІІ степени - один из них), медали за взятие Вены и Будапешта, за победу над Германией. Имел шесть благодарностей Сталина за освобождение городов Венгрри.
Прожил Николай Корнеевич 81 год, его не стало в 1994 году. Похоронен в Шклове.
“Папа умер 29 декабря, хоронили 31 дек. Был страшный мороз снегопад непогода, а когда опускали в землю - установилась идеальная тишина, погода, прекратился ветер”, - вспоминает дочь. - Господь, наверное, был милостив к солдату.
У родителей отца было пятеро детей. Папа был самым старшим. Всех их обожгла война.
Светлана Николаевна рассказывая об отце отметила то, что он был честным человеком, работая председателем колхоза, не взял для себя даже горсти зерна. Он прошел все ступени: был главным бухгалтером, заместителем председателя, председателем колхоза.
Садоводом, пчеловодом был знатным, растил овощи, плодовые деревья - отцовские крыжовник и груши, сливы и вишни славились в округе. И даже соседям садил плодовые культуры.
Не менее поучительна и судьба мамы Светланы Николаевны, Евдокии. По меньшей мере трижды за годы оккупации она могла быть расстреляна, угнана в Германию, могла не вернуться из немецкого рабства.
Сидела однажды в полицейской комендатуре, дожидалась своей судьбы. Просидела целый день, но не появился немецкий офицер, который ее вызвал, - отложили вывоз в Германию.
Второй раз угоняли маму в Германию спустя несколько недель. По соседству с родительским домом болели тифом хлопцы, в тяжелом состоянии лежали в доме, одному 19 лет, другой не намного старше. Спасаясь от облавы, заскочила в этот тифозный дом, легла между двух парней, находившихся в беспамятстве. «Тиф-тиф» - предупредили немцев, те из дома бегом.
И уже совсем скоро оказалась в числе жителей Шклова, которых целой толпой гнали в вагоны, собирали в гетто. Пару человек как-то умудрились сбежать, помнит, по дороге в каком-то лесочке. Пригнали маму в гетто, уже готовилась к погрузке на транспорт. У входа в гетто соседская женщина Марта, мать двоих дочерей оказалась рядом. Одну девочку-младенца держала на руках, вторую, Соню, лет пяти-шести вела за руку. Мама: «Давай мне Соню». С младенцем женщину немцы отпустили, а с более старшей девочкой - хотели отправить в рабство: «Киндер кляйне, матка арбайтен». Ребенок - большой, матери работать следует. Но оказался прагматик один из конвоиров, немцы начали спорить. В конце концов пришли к выводу, что от женщины с малым ребенком не будет проку. Отпустили.
4 класса было у простой колхозницы фронтовика-агрария. Но все трое детей получили высшее образование, добились успеха в жизни.
Сын закончил военное училище, сестра - политех. Сама Светлана Николаевна закончила техникум и гродненский пединститут.
Брат по примеру отца стал военным, живет в г .Сокол на Вологодчине, ему 70 лет, полковник, закончил Киевское военное училище. Молодым лейтенантом прослужил 5 лет в ГСВГ, послужил по гарнизонам по всему Союзу. Был военкомом. Преподавателем в военном училище. Есть фото с кадетами в училище во время проведения «Бессмертного полка» с фото отца. Отец заслужил эту память.
Первым уже был на отправку в Афганистан, но уже закончилась война. Приходили цинковые гробы с афганской войны. Военкому выпала миссия развозить похоронки по семьям. Проклинали матери, что виноват, послал в Афганистан. Хоронили с почестями. Что оставалось сказать сыну фронтовика, разве что вспомнить судьбу отца, привести слова Высоцкого: «Ну а я вот, вернулся…Извините, что цел».
Дочь в Вологде закончила иняз. Брат собирался вернуться после отставки жить в Могилее, отцовское гнездо в Шклове обустроить, как дачу. Но помешал Чернобыль.
Могла поехать в Могилев на работу и сама Светлана Николаевна, но с мужем из Ивьевщины отдали свои лучшие году Ивьевскому ГСПЛ. Вместе учились в институте.
У них трое детей, семеро внуков. Старшему внуку 21 год, заканчивает БНТУ
Старший сын Виталий закончил БАТУ, айпишник, дочь Ольга закончила иняз, работает в частной белорусско-английской фирме. Младший Владимир работает в крупной фирме, заместитель директора по экспорту по азиатскому направлению.
Своих учеников, детей Светлана Николаевна учила помнить войну. Педагогом проводила классные часы. Перечитала военные мемуары, Жукова несколько книг.
В. ПОБОЛЬ.
Фото С. ЗЕНКЕВИЧА.