Традиции устраивать первоапрельские розыгрыши уже больше четырех веков. Особенно преуспели в этом русский царь-реформатор Петр I и две императрицы — Екатерина I и Екатерина II. К концу XIX в. первоапрельские розыгрыши стали обыденным явлением. Особой популярностью они, как и сегодня, пользовались в молодежной среде. Ученики, гимназисты и студенты ходили с вымазанными мелом спинами, приклеенными бумажками с обидным текстом, удивленно выслушивали от старших товарищей новость о своем закрытом или сгоревшем учебном заведении и т. д. Впрочем, старшее поколение тоже не прочь было пошутить в этот день.
Была в дореволюционное время традиция, практически полностью утраченная в XX в. и получившая новую жизнь в современности. Когда-то она приносила неплохой доход в любое предпраздничное время года, а расцветала перед 1 апреля. Это шуточная открытка.
Всего 150 лет назад, в 1871 г. привычные нам открытки начали победное шествие по континенту. Опасения по поводу раскрытия конфиденциальной информации в открытом письме не оправдались. Ценностью для отправителя стало не его содержание, а то, что изображено на обратной стороне.
Распространению открытых писем способствовало развитие почтовых отношений в рамках созданного Всемирного почтового союза. Печатники разных стран начали бороться за покупателя, предлагая ему открытки с видами местной природы, городов, картинами и рисунками. Вскоре стала понятна популярность тематической корреспонденции, приуроченной к праздникам. Например, к 1 апреля.
Где есть спрос, есть и предложение. Владельцы писчебумажных магазинов и фотоателье готовились к 1 апреля заранее, заказывая в Европе наборы тематических открыток. А заодно и пасхальных, ведь скоро светлый праздник. Поэтому в магазинах соседствовали шуточные французские карточки с апрельской рыбой и немецкими пасхальными кроликами. Обилие открыток из Франции не случайно. Там была развитая традиция отправки первоапрельской корреспонденции, а символом Дня смеха считалась рыба. Бумажную рыбку клеили на спины друг другу. Поэтому на тематических первоапрельских открытках обязательно было ее изображение. На фотокарточках подводного обитателя изображали в одиночестве, в руках детей или красавиц и т. д. Изготавливали коллажи, где рыба в человеческом обличье занимается предпраздничными хлопотами: тянет подарки в челне по морю или катается в нем, отдыхает на берегу, собирая зевак. Французы прекрасно знали, к какому дню приурочены такие открытые письма. В Российской империи с рыбными фотокарточками тоже не было проблем. Образованная молодежь легко могла прочитать «1 Аvril» и догадаться, что это наше 1 апреля.
Российские издательства не отставали от зарубежных: с 1878 г. в различных городах империи расцвело производство открыток. Чаще всего тиражировались европейские почтовые карточки, а надписи переводили на русский. Это было в порядке вещей, ведь вся Европа так делала.
Но такие открытки не слишком радовали покупателей и получателей. Куда охотнее раскупались карточки с местным юмористическим сюжетом или мини-комиксом из жизни пьяниц, студентов или богатеев, с любовными похождениями и популярными анекдотами.
Выставляли на продажу и откровенную чушь. Некоторым нравилось шутить, указывая на человеческие недостатки. Болтливым посылали изображение человека с заклеенным ртом или прибитым к столу языком, холостым — картинки из семейной жизни. Чаще всего это был рисунок с отцом и ватагой детей-погодок: мол, посмотри, что тебя ждет. Со скидкой предлагали поздравить с Рождеством и Новым годом. 1 апреля можно так пошутить, тем более что торговцам выгодно было избавиться от нераспроданного и приуроченного к прошедшим праздникам товара. Кому нужна будет открытка «С Новым 1900 годом», когда всех будут поздравлять уже с 1901-м! Любили покупатели и черный юмор — не только колкие и обидные открытки, например изображение двух дерущихся с подписью: «Двое дурней дерутся, а третий смотрит», но и различные дипломы и билеты.
Традиция первоапрельских розыгрышей на десятилетия прервалась после Октябрьской революции. А в послевоенное время вновь получила распространение в молодежной среде. 1 апреля приобрело советские особенности и правила, главным из которых было никому не говорить о приближающемся Дне смеха заранее, чтобы шутка удалась. Правда, в ней уже не было места праздничным открыткам.
Возродилась традиция праздничной тематической корреспонденции в XXI в. с развитием Интернета, электронной почты и мессенджеров. По сути, открытки можно сравнить с современными интернет-мемами — такой же картинкой и краткой шутливой подписью на злободневную тему. Причем неважно, приурочена она к празднику или нет, — главное, чтобы была интересной. Например, как эти дореволюционные открытки, отправленные в Минск более 100 лет назад и найденные на одном из иностранных интернет-аукционов.