Вопрос кибербезопасности является актуальным в настоящее время. Это обусловлено быстрым темпом развития информационных технологий и систем.
Несомненно, с одной стороны, интернет – это замечательная возможность для передачи информации, общения на расстоянии, но с другой – это возникновение угроз и киберпреступлений.
Оперуполномоченный уголовного розыска Ивьевского РОВД Никита Янович рассказал об основных правилах цифровой гигиены.
- Никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не сообщайте реквизиты своих банковских счетов и карт, в том числе лицам, представившимся сотрудниками банка или правоохранительных органов.
– Что делать, если столкнулись со звонком от «сотрудника банка»?
– Необходимо уточнить его фамилию, номер телефона, после чего завершить разговор и самим позвонить в банк или круглосуточную службу сервиса, номер которой написан на обратной стороне карты. Сообщите о случившемся. Если же с использованием вашего счета и правда кто-то будет совершать несанкционированные операции и банк это заметит, то его сотрудники сперва инициативно заблокируют банковскую платежную карту, затем сообщат вам причину принятого решения и пригласят посетить банк с паспортом для получения наличных денежных средств и написания заявления на перевыпуск карты.
- Для личной безопасности используйте вторую банковскую платежную карту, которая не будет привязана к основному банковскому счет.
– Для чего это необходимо?
– Второй картой можно рассчитываться в сети Интернет, заранее пополняя ее необходимой суммой. В таком случае вы сможете обезопасить свой основной банковский счет.
- Настройте собственный алгоритм безопасности при использовании банковской платежной карты.
– Что это значит и как это сделать?
– Для обеспечения сохранности денежных средств, размещенных на банковских счетах, каждый держатель карты посредством систем дистанционного банковского обслуживания может установить индивидуальные ограничения.
– Можете ли выделить основные?
– Первое – подключение технологии 3D-Secure (обязательное подтверждение операций, совершаемых держателями карточек с применением их реквизитов в сети Интернет). Второе – установление банком-эмитентом ограничение на проведение расходных операций (максимальная сумма и количество операций в определенный период времени). Третье – возможность самостоятельно устанавливать ограничения (на проведение операций в сети Интернет, на совершение операций в конкретной стране, на совершение отдельных видов операций).
- Для доступа к системам дистанционного банковского обслуживания и личным аккаунтам используйте сложные пароли, исключающие возможность их подбора.
– Как правильно составить пароль?
– Используйте не менее 12 знаков (цифры, буквы и символы в разном регистре). Создавайте уникальные пароли для каждого сервиса в отдельности. Стоит воздержаться от паролей, составленных из дат рождения, имен, фамилий, т.е. тех, которые легко вычислить из общедоступных источников информации (например, социальных сетей). Регулярно меняйте свои пароли.
- При поступлении в социальных сетях сообщений от лиц, состоящих в категории «друзья», с просьбами о предоставлении реквизитов банковских платежных карточек – не следует сразу же отвечать на подобные сообщения.
– Почему не надо этого делать?
– Нередко такие просьбы рассылаются от имени друзей преступниками, взломавшими аккаунт в социальной сети и получившими доступ конфиденциальной переписке. Поэтому сначала необходимо связаться с этим человеком (по телефону, лично встретиться) и уточнить, действительно ли он нуждается в помощи.
- Ни в коем случае не предоставляйте доступ к мобильному устройству посторонним лицам.
– Как обезопасить себя в данном случае?
– Никогда не устанавливайте по просьбам незнакомых лиц программы удаленного доступа, такие, например, как «AnyDesk», «TeamViewer» и др. Не сообщайте незнакомым лицам сеансовые коды. Через подобные приложения мошенники могут получить доступ к мобильному приложению интернет-банкинга на вашем устройстве и совершить хищение денежных средств.