— Для меня мелодизм Александры Пахмутовой находится на уровне Петра Ильича Чайковского, — говорит музыкант легендарного ВИА Владислав Мисевич. — Это качество подтверждалось каждой ее новой песней. Она гениальный музыкант, который десятилетиями демонстрировал потрясающий мелодический дар. С Николаем Николаевичем они были одним целым. Это уникальный творческий и семейный союз. Больше такого примера на нашей эстраде тогда не было.
Лесное звучание окарины
В 1973 году Пахмутова и Добронравов принимали участие в работе жюри Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение советской песни, проходившего в Минске. Обладателем первой премии тогда стали «Песняры». Владислав Мисевич вспоминает, что на конкурс приехали после большого турне по Дальнему Востоку, которое длилось почти полтора месяца, а на следующий день уезжали с концертами в Польшу, поэтому не смогли быть на церемонии награждения. Тем не менее грузинскую народную песню «Далури» а капелла исполнили блестяще.…Как свидетельствуют биографы, первый секретарь ЦК Компартии Белорусской ССР Петр Миронович Машеров всех членов жюри пригласил к себе в гости, а там во время дружеской беседы настоятельно просил Александру Пахмутову и ее мужа Николая Добронравова посетить Беловежскую пущу. Год спустя Александра Николаевна и Николай Николаевич получили персональное приглашение от директора заповедно-охотничьего хозяйства «Беловежская пуща» Степана Кочановского. Творческой паре устроили радушный прием. Лучшие достопримечательности Беловежья показывал экскурсовод и старший научный сотрудник Павел Михалевич. После Добронравов написал проникновенные строки, а Пахмутова — музыку.
Премьерное представление песни поручили певице Бэле Руденко и воспитанникам Хорового училища имени А. В. Свешникова. Затем композицию предложили Владимиру Мулявину. Вспоминает Владислав Мисевич:
— Первую песню Добронравова и Пахмутовой для нашего репертуара — «Белоруссия» — Леонид Борткевич записал в 1975 году, так что заочно мы были знакомы.
Впервые мы ее исполнили в Минске на концерте во Дворце спорта, выучили почти на коленке. Володя не был тогда знаком с авторами лично, ноты ему передавали через Петра Машерова.
Аранжировку и той и другой песни делал наш пианист Анатолий Гилевич. Окарина в «Беловежской пуще» оказалась неожиданным инструментом для инструментовки. Я случайно приобрел ее в Молдавии у известного музыкального мастера. Купил, и она долго лежала без дела. Это уникальный инструмент, род свистковой флейты, считается народным инструментом у немцев, восточных славян, молдаван. У нее особый лесной звук. Володя предложил ее использовать в песне. Тогда не было такого количества электронных звуков, все надо было искать среди натуральных инструментов.
Встреча на «Мосфильме»
Работа над «Беловежской пущей» в свое время была зафиксирована для кино: режиссер Александр Стефанович снимал на «Мосфильме» о «Песнярах» фильм-концерт «Диск», и для него выбрали не только композиции, записанные ранее на пластинках, но и новые песни в том числе. «Александрыну», например, переписывали в новом варианте. Звукорежиссером на картине работал самый известный и грамотный профессионал Виктор Бабушкин. И «Беловежская пуща» была предложена Мулявиным как новая песня для фильма.— Когда для фильма снимали процесс записи «Беловежской пущи», вдруг приходит Мулявин и говорит: «Сейчас придут Пахмутова и Добронравов». Тогда и познакомились поближе, — рассказывает Мисевич.
Песня «Беловежская пуща», по мнению музыканта, сложная, тесситурная. Записывали ее «Песняры» непросто, было много дублей:
— Но она сразу стала популярной, ее отдали на радио. Один из Новых годов Володя Мулявин и барабанщик Александр Демешко встречали вместе в Беловежской пуще. В их компании был и советский космонавт Герман Титов. И песню крутили уже по всей пуще, из каждого динамика, а местные работники ходили гордые.
Владислав Мисевич делится своими наблюдениями:
— Медийных людей очень меняет популярность, я сам знаю эту кухню. В Пахмутовой и Добронравове не было ничего кричащего, пафосного. Это были две белые вороны, которые честно служили своему делу. В конце 1980‑х годов они приезжали на 20‑летие «Песняров» в Минск. Володя неожиданно попросил меня встретить их на вокзале. «Елки-палки, — подумал я, — такие люди…» Был как раз самый пик их популярности. Они спрыгнули с поезда — энергичные, задорные, очень скромные и простые в общении…
«Белоруссия» и «Беловежская пуща» были не единственными песнями Пахмутовой и Добронравова в репертуаре «Песняров», напоминает Владислав Людвигович:
— На второй нашей пластинке выходила песня «До третьих петухов», она не стала суперпопулярной. Пахмутова показывала Володе новое, у них был перспективный контакт. Многие песни, которые звучали потом, она сначала давала нам. Например, «Я не могу иначе» в исполнении Анатолия Кашепарова, которую потом исполнила Валентина Толкунова.