Далеко за полночь жительница Гродно вышла из ресторана, куда была приглашена на торжество. Теплая августовская ночь 2003 года располагала к прогулке, и женщина решила неспешно преодолеть недалекий путь до дома пешком
В сквере ее внимание привлек мужчина средних лет в спортивном костюме. «Надо же, кто-то в такой час еще совершает пробежки», — пронеслось в голове при виде припозднившегося прохожего. А через несколько секунд, поравнявшись, тот внезапно схватил ее за шею и сбил с ног.
Женщина с ужасом поняла, что теряет сознание, но продолжила отчаянно сопротивляться. Воспользовавшись моментом, когда преступник не¬много разжал пальцы, закричала из последних сил. Это мгновенно остудило пыл нападавшего, и он спешно ретировался, прихватив сумочку потерпевшей. Добравшись до дома, она сообщила о случившемся в милицию.
— В то время я был старшим оперуполномоченным группы по раскрытию преступлений против личности отдела уголовного розыска Октябрьского РОВД облцентра и дежурил в составе СОГ, — вспоминает сегодня уже заместитель начальника управления уголовного розыска УВД Гродненщины подполковник милиции Сергей АПОЛОНИК. — Женщина рассказала, что у нее пропали золотая цепочка и сережка. Украшения вскоре нашли на месте, где происходила борьба. Других улик, равно как и свидетелей, установить не удалось. Испуганная жертва не запомнила примет подозреваемого, указала лишь на средние рост и телосложение.
Утром история получила неожиданное продолжение. На капоте служебной машины, припаркованной возле отделения милиции по охране микрорайона Принеманский, кто-то оставил дамскую сумочку. После недолгого разбирательства выяснилось, что она принадлежала потерпевшей. Внутри находились ключи и документы, пропала лишь незначительная сумма денег.
— Для организации следовой работы в местах появления предполагаемого преступника задействовали служебную собаку. К сожалению, поиски не увенчались успехом, — продолжает офицер. — Было возбуждено уголовное дело, но интуиция под¬сказывала: здесь что-то не так. Слишком уж странным и необъяснимым выглядело поведение подозреваемого. Материалы по совершенному 10 августа злодеянию приняли к производству коллеги из группы по раскрытию грабежей и разбойных нападений, но установить бандита по горячим следам не удалось.
Продолжение следует?
А 14 августа после полуночи в РОВД раздался очередной тревожный звонок: на проспекте Янки Купалы произошло изнасилование. Не дойдя до дома не¬сколько десятков метров, 17-летняя девушка услышала позади быстрые шаги — через мгновение ее схватили за шею и потащили к находившемуся неподалеку оврагу… Сбивчивый рассказ по-терпевшей не помог правоохранителям составить фоторобот подозреваемого. Вскоре ее мать и вовсе попросила прекратить розыск. Женщина опасалась: если о случившемся узнают соседи или знакомые, это станет для дочери несмываемым пятном на всю жизнь. Тем не менее сотрудники милиции опросили многих местных жителей, которые могли видеть преступника, в надежде собрать о нем хоть какую-то информацию, но усилия оказались тщетны.
— На тот момент у нас не было оснований связывать эти два злодеяния, — рассказывает Сергей Михайлович. — Но 25 августа в городе была зарегистрирована попытка изнасилования. Встретив отчаянное сопротивление жертвы, нападавший отказался от своих намерений и сбежал. В следующий раз он дал о себе знать спустя месяц. Примечательно, что попавшая в поле зрения подозреваемого девушка сумела убедить обидчика не причинять ей вреда. Она сослалась на проблемы с сердцем и в подтверждение своих слов продемонстрировала лекарственные препараты, которые вынуждена была принимать. Уговоры подействовали — злоумышленник довольствовался ее мобильным телефоном.
После опроса потерпевших были составлены три существенно отличавшихся фоторобота. Жертвы по-разному указывали возраст, рост, телосложение нападавшего. Поэтому некоторое время сыщики продолжали сомневаться: возможно, всё-таки совпадение, и орудуют несколько человек? Однако вскоре серийность преступлений стала очевидной.
В октябре 2003 года в облцентре произошло еще одно изнасилование. Стражи право¬порядка очертили район, в ко¬тором появлялся предполагаемый преступник. Как оказалось, все злодеяния были совершены в нескольких километрах друг от друга. Причем для «охоты» на очередную жертву маньяк каждый раз выбирал новый маршрут. Отчетливо вырисовывался и почерк насильника: в большинстве случаев он нападал на женщин сзади, душил, подавляя волю к сопротивлению. Несмотря на то что нападения происходили возле жилых домов, жертвы нередко боялись звать на помощь, опасаясь жестокой расправы. Порой помимо совершения надругательства злоумышленник забирал у потерпевших приглянувшиеся ювелирные изделия.
— Над раскрытием этого дела работали вместе с напарником на тот момент капитаном милиции Геннадием Пекарским и бывшим начальником ОУР подполковником милиции Сергеем Старичёнком — сегодня оба уже находятся на заслуженном отдыхе, — отмечает С. Аполоник. — Многие другие сотрудники угро и участковые были ориентированы на проведение поквартирных обходов в поисках возможных очевидцев, дополнительных сведений. Проверялись ранее судимые, лица, проявлявшие нездоровое влечение к противоположному полу, а также схожие по приметам с разыскиваемым. Нужно сказать, что выйти на след человека, совершившего преступление на сексуальной почве, очень непросто. О подобных «подвигах» фигуранты, как правило, предпочитают молчать, поэтому вычислить их можно только благодаря кропотливой аналитической работе с крупицами поступающей информации.
Штрихи к портрету
Вскоре оперативникам стало известно еще об одной потерпевшей, которая не обращалась в правоохранительные органы. Злоумышленник действовал по отработанной схеме, но женщине удалось его разговорить и расположить к себе. После инцидента он даже вызвался… проводить жертву домой.
— Она, конечно, запомнила его лучше, чем другие, но в силу каких-то причин не смогла детально описать внешность для составления фоторобота, — поясняет подполковник милиции. — Поэтому решили прибегнуть к помощи профессионального художника. Для этого с потер-певшей пришли на улицу Советскую, где творят многие мастера кисти, и обратились к одному из них с таким предложением. Когда девушка замечала человека с похожими на подозреваемого чертами лица, мы просили его ненадолго задержаться — за несколько минут портретист добавлял в набросок новую деталь. После того как работа была выполнена, стало очевидно, что изображение на полотне разительно отличается от уже имевшихся в нашем распоряжении фотороботов, но решили ориентироваться именно на этот рисунок.
Впоследствии за помощью в составлении психологического портрета насильника правоохранители также обратились к сотрудникам Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, предоставив им всю имевшуюся на тот момент информацию. Специалисты помогли сыщикам в определении образа женщин, на которых обращал свой взор преступник.
Сузив круг поиска границами Принеманского микрорайона, стражи правопорядка вместе с жертвами злоумышленника не раз проводили рейды на улицах в надежде встретить его, например, в магазине или на остановке общественного транспорта. Но результатов это не принесло, и оперативники решились на смелый эксперимент.
— Поучаствовать в изобличении насильника предложили сотруднице ИДН, которая по всем параметрам подходила под составленный психологами портрет жертвы, — поясняет Сергей Михайлович. — Разработали маршрут, пролегавший по тем участкам улиц, где еще не совершались преступления, протяженностью около двух километров. По плану, вечером девушка должна была начинать движение от одного из работавших допоздна магазинов. Весь путь ее следования хорошо просматривался и находился под контролем сотрудников милиции. Однажды на пустыре коллега обратила внимание на мужчину, который шел навстречу. Так случилось, что, разойдясь в разные стороны, они одновременно обернулись. В этот момент девушка вдруг закричала… Как призналась впоследствии, от тяжелого взгляда случайного прохожего у нее по телу побежали мурашки, потому не смогла сохранить хладнокровия. Секунду спустя он резко рванул с места и затерялся в одном из дворов.
Оперативное чутье подсказывало сыщикам — это тот, кто им нужен. Чтобы проверить предположение, расспросили закрепленного за данной территорией участкового инспектора о жильцах, которые могли подходить под описание. Подозрение пало на мужчину, делившего квартиру с бывшей женой. Отношения в семье, где воспитывались две дочери, не ладились — соседи не раз становились свидетелями бурных конфликтов.
Проанализировав имевшуюся информацию, мужчину задержали. На первых порах он делал вид, что не понимает, в чем подозревается, и всё отрицал. Упорно стоял на своем даже после того, как был опознан тремя пострадавшими девушками. Однако Сергею Аполонику удалось убедить подозреваемого признаться. Так правоохранителям стало известно еще об одном факте изнасилования и о том, что вышеупомянутый грабеж также дело его рук.
— К тому моменту мы сами пришли к выводу: целью нападений было совершение действий сексуального характера, а не завладение имуществом, — резюмирует собеседник. — Сложно сказать, что толкнуло 40-летнего ранее не судимого мужчину на такой шаг. Он работал на одном из предприятий облцентра, на любительском уровне увлекался футболом, играл на гитаре. Поддерживал отношения с женщиной, которая жила в другой стране, и, когда она находилась рядом, преступлений не совершал. Могу предположить, что на него сильно повлиял разрыв с супругой, а преступление спровоцировала бередившая душу обида…
Задержанный в деталях рассказал о совершенных злодеяниях, признался, что часть похищенных у потерпевших ювелирных изделий спрятал на рабочем месте. Впоследствии их вернули владелицам. За четыре изнасилования, две попытки совершения действий сексуального характера и грабеж служители Фемиды приговорили мужчину к семи годам лишения свободы. Однако исправить свои ошибки, что надеялся сделать осужденный после освобождения, было не суждено — не истекло и половины из отмеренного срока наказания, как его не стало…