Квалифицированные офтальмологи ведут прием в 38 кабинетах, которые есть во всех районах области. Кабинеты общего приема пациентов и охраны зрения детей работают в областной консультативной поликлинике Гродненской университетской клиники.
В детских поликлиниках областного центра, а также в Лиде, Волковыске, Слониме и Островце есть специализированные офтальмологические приемы. В остальных районах офтальмологи обслуживают жителей любого возраста начиная с младенчества. Стационарная помощь детям оказывается в отделении микрохирургии глаза университетской клиники, где для этого выделены детские койки. В минувшем году более восьмидесяти процентов юных пациентов отделения лечили хирургическим путем. В республиканский центр дети направляются при сложнейших патологиях, требующих лечения с помощью современной аппаратуры. Лазерная коагуляция сетчатки при ретинопатии у недоношенных новорожденных выполняется в областной детской клинической больнице.
Хрусталик на замену
Капли, лазер, операция
Вторая по частоте офтальмологическая проблема – глаукома. Если вовремя не принять меры, она может привести к необратимой слепоте. Обычно этот дефект может заподозрить при обследовании поликлинический офтальмолог. Сначала человеку предложат без хирургического вмешательства справиться с нарушением внутриглазного давления, используя специальные капли. Если они не дадут эффекта, применяется лазерное лечение. На базе областной поликлиники ГУК работают глаукомные кабинеты, где окончательно диагностируют заболевание, и лазерной хирургии – своего рода промежуточный этап помощи, которым нужно воспользоваться, когда лекарственная терапия уже не помогает. И только если лазер и капли не дают результата, выполняется хирургическое вмешательство.
Заготовки при минус 80
Сегодня офтальмологи могут заменить не только хрусталик, но и другие составляющие органа зрения. И во многом помогает в этом трансплантология: в главной клинике области создано отделение трансплант-координации и организован банк тканей. Если, скажем, четверть века назад, к примеру, при прогрессирующей близорукости брали хрящ из уха и с его помощью «ремонтировали» глаза, то современная склеропластика выполняется с использованием донорского материала. Специальная криокамера позволяет консервировать донорский материал – при температуре минус 80 он может храниться долго. Таким образом заготавливается роговица, склера, амниотическая мембрана.
Раньше пациентов, которым нужна была, скажем, пересадка роговицы, отправляли в столицу. Теперь такой необходимости нет. У гродненских офтальмологов есть все, что нужно для «ремонта» глаза, что особенно важно при травмах. Благодаря этому ушли в прошлое глазные протезы: за последнее десятилетие гродненским офтальмологам ни разу не пришлось удалять травмированные глаза. Причем глаза восстанавливают не только эстетически, но и функционально – возвращают зрение.
В отделении микрохирургии глаза часть коек отведена для детей. Проводятся плановые операции при косоглазии, а также врожденных катаракте и глаукоме, дакриоцистите. В обычном представлении эти проблемы считаются возрастными. А между тем бывают и у детей. Недавно оперировали ребенка, которому месяц от роду. Участковый педиатр обратил внимание на красноту и слезоточивость глаз и направил на консультацию. Измерили внутриглазное давление и ужаснулись. Стало понятно, что спасти ребенка от слепоты можно, только хирургически снизив внутриглазное давление. Бывают пациентами хирургов малыши с воспалением слезного мешка, новообразованиями, но чаще всего с травмами. Один такой пятилетний мальчик, к примеру, решил ножом снять оболочку с сосиски, а угодил себе в глаз. Сложнейшая операция с «ремонтом» донорским материалом роговицы и склеры спасла глаз и сохранила зрение.
При прогрессирующей близорукости используется склеропластика. Причем если раньше с этим тянули до определенного возраста, то теперь при четко выставленном диагнозе оперируют в любом возрасте.
Дело техники
Одна из составляющих успешного проведения высокотехнологичных офтальмологических операций – оснащенность необходимой операционной и диагностической аппаратурой. Оптический биометр, факоэмульсификатор, витреоретинальная система, офтальмологический лазер, УЗИ-аппарат, операционный микроскоп – современная аппаратура значительно расширила возможности глазной хирургии. При этом гродненские специалисты стараются внедрять все новое, что появляется в мировой офтальмологии. К примеру, анти-VEGF-терапия – инъекции внутрь глазного яблока при патологии сетчатки. Используется при диабетической ретинопатии, возрастной макулодистрофии, тромбозах вен сетчатки.
Безусловно, в работе с аппаратурой всегда нужен профессионализм специалиста. Начиная от поликлинического офтальмолога, который первым видит пациента с проблемами. Чтобы эти проблемы не проглядеть, а по возможности и максимально их решить, в области на базе отделения университетской клиники организована учеба по повышению квалификации. Здесь перенимают опыт как поликлинические специалисты, так и хирурги-офтальмологи из районных больниц. Перспективное направление – хирургия одного дня и поликлинические диагностические центры, первый из которых создается на базе гродненской седьмой поликлиники.
«Рассмотреть все тонкости глаза»
Офтальмолог Светлана Бритько ведет прием в кабинете охраны зрения детей в областной консультативной поликлинике Гродненской университетской клиники. Слово «охрана» в названии не случайно: существует немало угроз, которые могут повлиять на возможность видеть мир во всей красе еще в детском возрасте. Опасны косоглазие, нарушение рефракции, то есть изображения из-за изменения формы составляющих, так называемый ленивый глаз, когда вроде неповрежденный орган зрения не работает как следует из-за функциональных расстройств. Могут быть врожденная катаракта, опущения века, помутнения на роговице. Большинство этих проблем в состоянии разглядеть поликлинические офтальмологи. В специализированный кабинет главной клиники направляют как на уточнение диагноза, так и на решение вопросов о хирургическом лечении. Благо технические возможности в помощь хозяйке кабинета хорошие. Есть оптическая когерентная томография, современная фундус-линза для осмотра глазного дна и глазной полости, авторефрактометры, в том числе и бесконтактный, с помощью которого определят рефракцию, то есть особенности преломления световых лучей в оптической системе глаза, даже у непоседливого годовалого малыша.
Современная диагностическая, как, впрочем, и операционная аппаратура, в офтальмологии дорогого стоит, особенно в работе с детьми, признается Светлана Леонтьевна. Даже родители, не говоря уже о самом ребенке, далеко не всегда могут сказать, что беспокоит. А врачу важно установить стопроцентный диагноз, ведь глаз – очень сложный орган.
Безусловно, помогает доктору и опыт. Определившись с направлением с вузовской скамьи, Светлана Бритько после получения диплома работала в районной больнице, где занималась глазами как взрослых, так и детей.
«Видеть мир с рождения»
Одну из офтальмологических проблем сегодня благодаря высокотехнологичному оборудованию успешно решает в областной детской больнице врач-офтальмолог Галина Полякова. Это заболевание сетчатки, по-научному ретинопатия, у детей, которые, образно говоря, поспешили появиться на свет.
Ретинопатия чаще всего наблюдается у новорожденных, которые родились в сроке гестации менее 30 недель и с массой тела менее полутора килограммов, рассказывает Галина Феликсовна. В основном это происходит на четвертой-пятой неделе жизни.
Такие дети в большинстве находятся в специализированном отделении новорожденных и недоношенных областной детской больницы. Фактически все они под опекой Галины Поляковой: она проверяет зрение и решает, как поступить в случае нарушений. В ряде случаев по мере роста ребенка ретинопатия уходит сама по себе, но бывает, что не обойтись без помощи офтальмолога. Тогда и выполняется лазерная коагуляция сетчатки. Кстати, некоторых детей оперируют тогда, когда они с рождения еще находятся в реанимации.
На вооружении Галины Феликсовны бинокулярный офтальмоскоп, ретинальная камера, которая выводит многократно увеличенную картинку глазного дна на экран, и лазерная установка для лазерной коагуляции сетчатки при ретинопатии. Если раньше для такой процедуры 18 – 20 детей ежегодно направлялись в Республиканский центр «Мать и дитя», то в течение последних лет она выполняется непосредственно в больнице. В минувшем году проведены 32 операции.
Нетрудно представить, какого уровня профессионализм должен быть у врача, чтобы выполнить столь тончайшую и очень ответственную работу!
Благо Галина Феликсовна – офтальмолог опытный и высокопрофессиональный, прошла «школу» детской поликлиники и уже восьмой год в главной детской клинике области.
Олег Сачко, заведующий офтальмологическим отделением Лидской центральной районной больницы, за четверть века какие только глазные проблемы не решал. В операционной бывает практически ежедневно, по несколько раз за неделю проводит сложные микрохирургические вмешательства. Справляется и с катарактой, и с глаукомой, оказывает экстренную помощь при травмах и других повреждениях. В первую волну коронавируса больничные офтальмологи всем составом переквалифицировались на борьбу с инфекцией. При этом никуда не делась экстренная офтальмология, и Олегу Вячеславовичу пришлось разрываться «на два фронта». Но видя, как востребован глазных дел специалист, во вторую волну его уже оставили на основном месте.
После моего вопроса о самом памятном из врачебной практики Сачко задумывается. Любое хирургическое вмешательство на глаза – дело тонкое и очень ответственное. Как говорится, всякого повидал. К примеру, недавно привели под руки человека, после того как у него в руках взорвался баллон с пеной. Тот был в панике, считал, что все – останется без глаз. А врач пинцетом снял образовавшуюся пленку – и пациент свободен! Но, как говорит Олег Вячеславович, такой везунчик один из тысячи. В основном повреждения глаз идут тяжелые, вмешательства микрохирургов требуются сложные.
В отделении неплохая диагностическая аппаратура. Есть УЗИ глаза, авторефрактометры, бесконтактный тонометр. В операционной – микроскоп. В особых случаях есть возможность экстренно отправить пациента в главную клинику области – коллеги-офтальмологи всегда на связи. В свою очередь в районе девять поликлинических офтальмологов, в том числе в Березовке, и два детских. Их забота – глаза до операционной не доводить. А если надо операция, то Сачко всегда наготове. Люди ценят то, что можно бесплатно заменить хрусталик, что не нужно уезжать далеко от дома и при этом качество помощи на уровне.