Впервые зарегистрированный в Южной Африке в ноябре этого года, омикрон-штамм коронавирусной инфекции начал быстро распространяться по миру и на сегодняшний день зарегистрирован более чем в 100 странах. Первый случай выявлен уже и в Беларуси. Об особенностях омикрон-штамма Covid-19, его взаимодействии с антителами и о многом другом корреспонденту «ГП» рассказал заслуженный деятель науки Республики Беларусь, профессор кафедры инфекционных болезней ГрГМУ Владимир Цыркунов.
– Какова клиническая картина заболевания, вызванного омикрон-штаммом? Считается, она не такая серьезная, как, например, у дельта-штамма.
– Действительно, судя по опубликованным за рубежом данным, болезнь протекает легче и с меньшим количеством осложнений. Данный вариант вируса является не новым, а мутантным штаммом SARS-CoV-2, в котором зафиксировано более 30 мутаций в S-шиповидном белке вируса. Эти мутации схожи с мутациями у штаммов «дельта» и «бета». Считается, что омикрон сформировался в организме человека, у которого было иммунодефицитное состояние, обусловленное ВИЧ-инфекцией в терминальной стадии.
Эпидпроцесс коронавирусной инфекции сейчас временно пошел на убыль, несмотря на появление омикрона. Полагаю, что в тех странах, в которых население быстрее переболеет (неоднократно) COVID-19 и где будет достигнут максимальный охват прививками (неоднократными в течение нескольких лет подряд), включая детей, эпидемический процесс снизится до минимального, а последующие подъемы заболеваемости будут не столь массовыми и тяжелыми.
Омикрон-штамм и другие в последующем времени появляющиеся мутанты не будут представлять большой опасности для людей, которые были привиты, а затем переболели COVID-19 после прививки (самая защищенная группа), т.е. имеют максимальные титры вируснейтрализующих антител. У лиц, ранее встречавшихся с SARS-CoV-2 (условно здоровые, но инфицированные, переболевшие и привитые), независимо от мутаций данного вируса при повторном инфицировании любым его мутантом иммунная система, «натренированная» на других штаммах, быстро его распознает. Даже в случае развития болезни у этих лиц прогнозируется легкий вариант течения. И, наоборот, в организме человека, не имеющего иммунитета, который не был привит и не болел (это самая уязвимая группа), омикрон, будучи «чемпионом» по «ускользанию» от иммунной защиты, может вызвать развитие тяжелого заболевания с большой вероятностью осложнений.
На формирование мутаций вируса влияет не только организм человека/животного, являющийся для вирусов оптимальным местом жительства (резервуаром) и «фабрикой» для сборки мутантных штаммов, но и внешняя среда, претерпевающая существенные изменения.
В Гродно диагностика COVID-19 проводится в полном объеме, включая определение в организме самого вируса, его антигена и напряженности иммунитета. В настоящее время в профессорском консультативном центре на улице Ватутина можно провести эти исследования.
– У омикрон-штамма коронавируса больше всего мутаций. Что это означает?
– Наличие мутаций у вирусов это общеизвестный факт, характеризующий их одну из особенностей – изменчивость, что характерно и для макроорганизма (человека), и для внешней среды. Появление омикрон-штамма свидетельствует о том, что SARS-CoV-2 пытается сместить с первых мест по изменчивости таких возбудителей, как ВИЧ и вирус гриппа.
Кстати, вирусы гриппа внешне похожи на SARS-CoV-2, который на своей поверхности имеет много рецепторов (у коронавируса белок S – шиповидный, у вируса гриппа H – гемагглютинин), которыми они «прикрепляются» к рецепторам на клетках человека, быстро проникая в организм и вызывая в нем инфекционный процесс. Вирусы, как и люди, разные и могут изменяться в течение жизни. Всё постоянно изменяется, приспосабливаясь к воздействию внутренних (иммунных, ферментных, гормональных, иных) и внешних факторов окружающей нас среды.
На этот факт специалисты обратили внимание много лет тому назад, доказав, что для вируса гриппа характерны такие понятия, как «антигенный дрейф» и«антигенный шифт». Население привыкло к ежегодным мутациям вируса гриппа А по типу антигенного дрейфа, в результате которого происходят незначительные, точечные мутации в генах, что отражается на составе ежегодно корректируемых вакцин, учитывающих эти изменения. Такие мутации не вызывают каких-либо специфических особенностей в эпидемиологии или в клиническом течении и лечении гриппа.
Другое дело антигенный шифт – полная смена антигенной специфичности вирусных белков, обусловленная мутацией или образованием гибридных геномов в результате «пересортицы». Эти мутации влияют на разные структурные компоненты вируса. Примерами антигенного шифта является смена преобладающего подтипа вируса гриппа A с Н1N1 на H2N2, в результате которого в 1957 г. возникла тяжелая пандемия гриппа, а также появление в 2009 г. «нового» вируса гриппа Н1N1. Полагаю, что SARS-CoV-2 обладает аналогичной особенностью.
Омикрон-штамм – это вариант вируса с многочисленными мутациями поверхностного шиповидного белка, который необходим вирусу для прикрепления и размножения. Именно поэтому, если измененный вирус, в нашем случае «омикрон», попадает в организм человека, который ни разу еще не встречался с SARS-CoV-2 (или с его белком S, входящим в состав вакцин), развитие инфекционного процесса в разных вариантах гарантировано, так как иммунная система человека не распознает данный мутант сразу и не реагирует должным образом.
– Какова скорость распространения омикрон-штамма?
– Этот вопрос касается еще одной характеристики вируса – контагиозности (степени заразности), способности конкретного возбудителя передаваться от больных людей здоровым, не имеющим иммунитета (непривитым, не болевшим ранее). Для сравнения: индекс контагиозности при ветряной оспе (одна из самых заразных болезней) приближается к единице или к 100%. Это означает, что среди 100 здоровых лиц, ранее не болевших «ветрянкой», после контакта с больным заболеет 95-97 человек.
В литературе нет конкретных данных по контагиозности применительно к COVID-19, но я полагаю, что данный индекс может быть в пределах 0,7-0,8 (70-80%). Будет ли омикрон распространяться дальше, да, на все страны. Будет ли еще очередной мутант, да. Их можем остановить только мы с вами, на данном этапе постоянно вакцинируясь, тем самым тренируя свою иммунную систему и адаптируя ее к «новым» штаммам.
– Касательно взаимодействия с антителами. Как проявляет себя штамм в этом плане?
– Есть такое официальное определение, как «первородный антигенный грех». Оно означает наличие уникальной способности нашей иммунной системы помнить о возбудителях, с которыми она встречалась ранее, даже много лет назад. Иммунологическая память, обеспеченная клеточным иммунитетом, позволяет защитить организм от так называемых «новых» и даже «реликтовых» штаммов, так как они становятся уже знакомыми для нашей иммунной системы, которая их быстро распознает и уничтожает.
Почему «новый» SARS-CoV- 2не привел к гибели всего населения? Он оказался далеко не новым для большинства из нас, так как его прародители (CoV) известны более 50 лет, а последующие мутанты (SARS, MERS) циркулируют в Европе до сих пор. Иммунная система современного человека, встречаясь с дельта- или омикрон-штаммами, способна распознавать и реагировать на них, вырабатывая вируснейтрализующие антитела в количестве, необходимом для защиты от последующих «нападений».
– Эффективна ли вакцина против омикрон-штамма?
– Эффективность вакцин, применяемых в нашей стране высокая, в этом у меня нет сомнений. Вакцина создается на основе антигенных компонентов вируса, одним из которых является белок S. При доставке его в организм человека на платформе аденовируса (одна из лучших в мире) иммунная система вырабатывает антитела к данному белку, которые обладают способностью в течение нескольких месяцев (у каждого человека этот процесс индивидуален) нейтрализовать вирус в случае его проникновения в организм. Так как у омикрона произошли в S-белке точечные мутации, не изменяющие его полную генетическую структуру, то антитела, образующиеся после введения вакцин любого производства, нейтрализуют и данный штамм вируса. В настоящее время проведена структурная коррекция вакцинальных препаратов с учетом мутаций в S-белке, которыми располагает омикрон, и налажено производство усовершенствованных вакцин. Кстати, перед ежегодной кампанией по профилактике гриппа всегда проводится такая же коррекция вакцин.
– А при лечении Covid-19, вызванной омикрон-штаммом, эффективны уже известные лекарства?
– Однозначно, да. Спектр противовирусных лекарств небольшой, но они есть во всех лечебных учреждениях. Наиболее часто в клиниках применяется Ремдесивир, назначаемый в первые дни болезни. В клинические протоколы включен Молнупиравир, который имеет преимущества, так как выпускается в таблетках. Поиск противоковидных средств будет продолжаться. Полагаю, что среди аналогов нуклеозидов будут удачные находки.
– Как «пришелец» из Африки изменит течение пандемии? И готова ли наша медицина к приходу омикрон-штамма?
– Новый штамм глобально особо не повлияет на процессы, происходящие в нашей стране, так как у нас больше, чем в других странах, дополнительно задействован административный ресурс, включая влияние и личный пример Главы государства. Жизненно необходимо выполнять то, что рекомендуют специалисты и не полемизировать о пользе или вреде вакцин, доводя некоторые личные суждения до абсурда.
Заболеваемость – это характеристика эпидемического процесса, в котором участвуют возбудитель, человек (или животное) и внешняя среда. За каждую составляющую отвечают конкретные люди, которые обязаны выполнять свою работу качественно. Только таким путем мы сумеем достичь желаемого результата.
Почему вирус мутирует? Вирус – это более древний житель на Земле, чем человек. Это паразит, ему нужно не только выжить в оптимальных условиях, но и размножаться, не заботясь о хозяине. А хозяева это мы с вами, люди, мы обязаны быть умнее. Мы принадлежим к Homo sapiens – человек разумный, а потому обязательно должны победить в этой борьбе.
– Сейчас повышенное внимание стоит уделить профилактике. Какие меры принять?
– Профилактические мероприятия должны стать постоянными. Безусловно, важно соблюдать стандартные меры профилактики: носить макси, обрабатывать руки антисептиком, соблюдать социальную дистанцию. Но самое главное – своевременно вакцинироваться! Кроме этого, следует каждые полгода следить за динамикой антител. Нет антител – сразу же прививаться повторно. Надо постоянно тренировать свою иммунную систему, не дать ей и малейшей возможности забыть о враге, который только и ждет удобного момента для нападения.
Необходимо максимально быстро превратить COVID-19 в сезонную инфекцию. Нам по силам решение этой сложной задачи.