Безопасность является ценностью существования каждого человека. Формирование полноправного члена общества происходит в образовательной среде. Именно поэтому вопрос о создании безопасной образовательной среды особенно актуален.
Сложным и переломным моментом в жизни каждого ребёнка является начальная ступень обучения. В начальной школе меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, возникает много стрессовых ситуаций, и это влияет на психическое и физическое здоровье учащихся, возникает непонимание происходящего, и ребенок может получить психологическую травму, влияющую на его дальнейшее развитие. В связи с этим безопасная среда предполагает не только обеспечение физической безопасности, но и, прежде всего, психологическую безопасность. Психологическая безопасность учащихся – это защищенность их жизни, здоровья, чести и достоинства.
Уже второй год учащиеся второго класса Лелюкинского детского сада-средней школы и я, классный руководитель, являемся участниками инновационного проекта «Внедрение модели взаимодействия социально-педагогического центра и учреждения образования по обеспечению психологически безопасной образовательной среды». В рамках проекта провожу работу по теме: «Создание психологически безопасной среды для учащихся класса при формировании детского коллектива через проведение внеклассных мероприятий».
Целью моей работы является разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на создание психологически безопасной среды при формировании детского коллектива.
Безусловно, безопасная образовательная среда должна создаваться взаимодействием всех сторон, затрагивающих жизнь школьника, прежде всего это семья, где растет ребенок, и, конечно же, школа, где большую часть времени проводит ученик. Чтобы период адаптации моих первоклассников прошел спокойнее, уже до поступления в школу я организовала работу с родителями и предложила:
− постепенно за месяц поменять режим дня;
− заранее познакомить ребенка со школой, учителем;
− ежедневно уделять внимание состоянию ребенка. Такая работа не прошла
бесследно. С первых дней школа для моих первоклассников стала школой радости и удивительных приключений. Проанализировав основные проблемы, которые возникают при поступлении в школу, я разработала цикл мини-консультаций для родителей: «Жизнь до школы - жизнь в школе», «Вместе мы сила», «Моя школа – мои правила», «Поведение ребенка – отражение поведения родителей». Родители всегда с желанием идут на контакт, готовы понять, поддержать и оказать помощь.
При работе же с учащимися положительный результат дают знания, закрепленные на практике. Поэтому для создания психологически безопасной среды при формировании детского коллектива оптимальным вариантом я выбрала использование ролевых игр. Игры «Доброе слово – всему основа», «Лотерея добрых поступков», «Я, ТЫ, ОН, ОНА…» не только создавали хорошее настроение, но и позволили отслеживать развитие взаимоотношений ребят, рассмотреть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие детей друг с другом. Дети с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях и очень часто сами предлагают разнообразные жизненные ситуации. Иногда бывает трудно самостоятельно найти безопасное решение, поэтому моя подсказка приходит на помощь. А вырабатывать общие правила поведения в коллективе, навыки взаимодействия, преодолевать психологические проблемы помогали часы общения: «Мои поступки», «Волшебное поле дружбы», эстафета мнений «Дружба! Какое чудесное слово!», выставка детских проектов «Разноцветный мир детства».
При формировании детского коллектива делаю акцент на развитие у детей доброжелательности, взаимопомощи, возможности обратиться за помощью и готовности оказать помощь другому. Я уверена, что учащиеся чувствуют доверие, защищённость и поддержку. Ведь в одиночку можно сделать так мало, вместе можно сделать так много.
А. Булко, классный руководитель 2 класса Лелюкинского детского сада-средней школы.