Год назад в Ивье был успешно завершен пилотный проект Представительства ЕС в Беларуси по тепловой реабилитации и реконструкции школы-интерната. Он стал успешным началом большого дела. На днях уже не в школе-интернате, а в ГУО «Ивьевский ясли-сад-начальная школа», уютно размещенном в обновленном здании, проходило обсуждение продолжения этого дела, которое вылилось в проект ПРООН/ЕС «Разработка интегрированного подхода к расширению программы по энергосбережению». Ивье, имеющее уже опыт осуществления проекта по энергосбережению и оценившее за короткий промежуток времени его эффект, на сей раз принимало установочный семинар проекта.
В семинаре приняли участие представители ПРООН, Представительства Европейского Союза в Республике Беларусь, Департамента по эффективности, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, заинтересованные представители облисполкомов целевых регионов проекта – Гродненской, Витебской и Минской областей. Сторону хозяев представляли Александр Александрович Романюк, заместитель председателя Ивьевского районного исполнительного комитета, и Елена Иосифовна Тимошенко, директор ГУО «Ивьевский ясли-сад – начальная школа».
В приветственных словах В. Комашко, заместителя директора Департамента по энергоэффективности, Е. Раковой, менеджера проектов Представительства ЕС в Беларуси, И. Клименковой, старшего специалиста по программной работе (ПРООН), О. Рахунка, заместителя начальника управления образования Гродненского областного исполнительного комитета, содержалась оценка осуществленного в Ивье проекта, оправдавшего надежды. Каждый выступающий пожелал удачи очередному проекту, которому начало и положил установочный семинар.
Сергей Николаевич Никитин, руководитель проекта ПРООН/ЕС, подробно рассказал о целях и ожидаемых результатах проекта, рассчитанного на 2013 – 2016 годы. Основная цель – повышение эффективности использования тепло- и энергоресурсов на местном уровне в Республике Беларусь посредством применения энергосберегающих технологий (мер) на объектах учреждений образования (детские сады, школы, школы-интернаты, ПТУ).
Бюджет проекта – 2 миллиона евро, в том числе грант на реализацию мероприятий – 1, 16 миллионов евро.
Также С. Никитин ознакомил участников семинара с современными законодательными и институциальными основами для повышения энергетической эффективности зданий сферы образования в Беларуси.
Во время обсуждения выступлений С. Никитина речь большей частью шла о софинансировании проекта из местных бюджетов (кстати, в пилотный проект в Ивье вклад Европейского Союза составил 768 тысяч евро и свыше 5, 3 миллиарда белорусских рублей вложено из областного и районного бюджетов), о критериях отбора учреждений образования для участия в проекте, о комплексном либо точечном вложении выделенных средств на реализацию проекта.
Опыт Ивьевщины ратует сам собою за комплексность. Выступление А. Романюка в этом должно было убедить гостей. Ни одно из проведенных мероприятий в отдельности не смогло бы достичь того эффекта по комфортности пребывания в здании детей и взрослых и по общей экономии – 122, 9 тонны условного топлива за 5 месяцев 2014 года (при возросшем количестве детей – 191 – в сравнении с предыдущими годами (2010 – 102 ребенка, 2011 – 85, 2012 – 46).
Комплекс проведенных работ действительно внушителен: замена теплотрассы, внедрение индивидуальных тепловых пунктов в зданиях, утепление стен, замена окон и дверей, замена светильников на энергосберегающие, внедрение энергосберегающей системы вентиляции с геотермальным подогревом и рекуперацией тепла, установка солнечных коллекторов с возможностью подогрева воды…
С тем, как эти новшества работают, и как выглядят помещения учреждения образования после реконструкции, можно было ознакомиться во время экскурсии, которую провела по своему «детищу» Елена Иосифовна Тимошенко, директор яслей-сада-начальной школы. Она вправе так называть учреждение, которое возглавила в трудное время перемен, в успех которых так верила и зажгла этой верой коллектив.
«Это помещение мы ремонтировали хозспособом… Плитку в этом коридоре укладывали наши мужчины… Обеденный зал оформляли сами, и дизайн собственный…», – сколько таких «своих» мест, ярких и уютных, в некогда унылом холодном здании!
Экскурсия подвела черту под аргументом в пользу комплексного подхода к реализации основной цели проекта. И ведь не только одно учреждение образования оказалось в итоге в выигрыше! Оно ведь стало и примером для местного населения экономии энергоресурсов, и видоизменило весь микрорайон, отдаленный от центра и начинавший было приходить в запустение. Сегодня это веселая зеленая благоустроенная часть города, в которой приятно находиться и самим ивьевчанам, и гостям не стыдно показать. Так что пилотный – это не просто «первый», это еще и показательный!
Л. СВЕКЛА.
На фото С. ЗЕНКЕВИЧА фрагменты семинара.