Сколько помнят себя люди, среди них всегда был учитель. Был, есть и будет, это очевидно. Судьба каждого человека хотя бы раз, но побывала в его руках. Все светлое в жизни от него – бескорыстного слуги истины, мудрости, добра и мира.
– Почему среди множества профессий вы выбрали профессию учителя? – спросила я у учителя биологии ГУО «Гимназия №1 г. Ивье» Инги Ричардовны Гуща, которая по итогам работы в 2013 году решением районного исполнительного комитета была занесена на районную Доску почета.
– Профессия учителя меня начала привлекать не в школе, когда я сама была ученицей, не во время учебы в университете (в то время мне интересна была биология только как наука). Эта профессия мне полюбилась, когда я попробовала себя в роли учителя. Таким образом, можно смело сказать, что не я выбрала профессию, а она меня. Именно благодаря этому я стала чувствовать себя счастливым человеком. Она помогла мне развиваться далее и никогда не останавливаться на достигнутом.
Профессия учителя позволяет не только учить детей, делиться своими знаниями, но и каждый день с ними общаться, находить в общении радость и удовлетворение, думать о своих учениках, сопереживать им, любить их. Она дает возможность делать своих учеников счастливыми и успешными. Она позволяет заниматься любимым делом и запрещает быть скучной, равнодушной.
Но самое главное – она дает возможность активного общения - общения с детьми, коллегами, интересными людьми. Профессия учителя заставляет меня быть в физическом и интеллектуальном тонусе.
Свои достижения в профессиональном плане учитель И. Гуща связывает с успехами своих учеников. Это победы на районном этапе олимпиады по биологии: 10 призовых мест; на областном этапе: четверо учеников награждены дипломами.Эльвира Авдевич, диплом второй степени, Юлия Чекавая, диплом третьей степени, Анна Холяво и Андрей Рынкевич награждены дипломами первой степени, и на заключительном этапе Анна Холяво стала абсолютным победителем республиканской олимпиады по биологии, а Андрей Рынкевич отмечен грамотой за высокие достижения в изучении биологии.
А также успешное поступление учащихся класса химико-биологического профиля, в котором она была классным руководителем. Из 14 биологов 13 стали студентами медвузов, из них 12 поступило на бюджетную форму обучении, 1 стал учащимся ссуза. Трое из этих учеников набрали наивысшие результаты по биологии на ЦТ в области. Это Надежда Горбач, Эльвира Авдевич, Екатерина Шарейко.
– Это огромная радость - наблюдать за успехами своих учеников, – рассказывает Инга Ричардовна, – ведь в каждом из них – частичка моих знаний, а значит это и мой успех.
В профессиональном плане учитель гимназии И. Гуща выросла как тренер по подготовке детей к третьему и заключительному этапу предметной олимпиады. Опыт работы был транслирован на страницах “Настаўніцкай газеты” (февраль 2013), изложены принципы работы с одаренными детьми. Залогом успеха при подготовке к олимпиаде учитель биологии И. Гуща называет раннее выявление заинтересованных биологией детей, развитие способностей на факультативных занятиях, углубление школьного курса, а также сочетание групповых и индивидуальных форм работы. Не менее важна, на взгляд учителя, в этом деле психологическая подготовка. В этом ей помогает вторая педагогическая специальность - «педагог-психолог». Важным также является пример увлеченности олимпиадным движением и самого учителя.
Принципами своей работы учитель И. Гуща считает, во-первых, возможность увлечь своим предметом: быть яркой, интересной для ребенка, чтобы полюбив учителя, дети начали проявлять интерес к биологии. Так и образуется поле доверия, на котором можно сеять. Во-вторых, пробуждение мысли ученика на уроке. В-третьих, сделать ребенка успешным на уроке с тем потенциалом, которым его одарила природа, используя для этого разноуровневый подход.
– В отношениях между учителем и детьми не бывает мелочей, – рассуждает собеседница. - Главный залог успеха – это личность педагога. Только личность может повлиять на формирование другой личности, от чего часто зависит и интерес ребенка к учебе. Учитель-личность не будет смотреть свысока на детей, с мнением учеников он считается. Слово и мнение ученика он ценит, а не только оценивает. Мысли учеников не отвергает, а развивает, пока в них не откроется что-то новое или, наоборот, пока мысль не зайдет в тупик. Учеников воспринимает всерьез, их поддерживает, а не ограничивает. Учителю необходимо быть добрым, строгим, требовательным и справедливым одновременно. Ребенок должен ему верить и доверять. Ребенок, как никто другой, способен распознать истинные чувства, он всегда определит, фальшивит ли в отношениях с ним взрослый, играет ли в демократию. Чтобы быть успешным, надо быть самим собой.
Если учитель уверен в своей личной и профессиональной компетентности, уверен в своем внутреннем успехе, то у него высокая самооценка. он оказывает позитивное влияние на отношение детей к нему, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и, в конечном итоге, оказывает развивающее воздействие на личность учащегося. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Увидеть их, помочь им раскрыться – цель учителя.
Каждый из нас, посвятив свою жизнь профессии учителя, выбрал путь постоянного поиска, работы над собой, путь сомнений и беспокойства, необыкновенной требовательности к себе, путь упорного и каждодневного труда. и только при сложении всех этих составляющих можно добиться успеха и удовлетворения от работы.
Инга Ричардовна говорит, что она – счастливый человек, который с удовольствием идет на работу, а потом с радостью возвращается домой.
– Мой дом и моя семья – это залог моих успехов, кладовая понимания и поддержки во всех начинаниях, – делится секретом успеха женщина.– Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя дорога. Я не работаю учителем, я живу учителем.
И. БУТУРЛЯ.
С. ЗЕНКЕВИЧ (фото).