На календаре - предпоследний день августа, а это значит, что начинается новый 2014-2015 учебный год. 1 сентября все дороги ведут к школе. Нарядные ученики, взволнованные родители и учителя…
День знаний - это увертюра ко всему учебному году. А для тех, кто идет впервые в школу, этот день особый - это праздник первого звонка. Для них все - первое. Первый портфель и первый учебник, первый букет первой учительнице. Это - праздник для первоклашек и первокурсников. И те, и другие вступают в совершенно новую жизнь. Потому этот день для них самый волнующий и запоминающийся. Это праздник и для тех, кто сделает очередной шаг по длинной, но интересной, полной открытий дороге знаний!
- Начало учебного года - повод для того, чтобы проанализировать достижения образования и наметить пути развития…
- По сложившейся традиции в конце августа подводятся итоги работы за минувший учебный год, намечаются перспективы на будущий. В это время серьезной аналитике подвергаются итоги образовательного процесса. Недавно прошла августовская областная педагогическая конференция "Инициатива, инновации, инвестиции как основные направления развития системы образования Гродненской области", участником которой мне удалось быть. С большим удовольствием и гордостью читала и смотрела, как выглядит образование Ивьевского района. В начале доклада начальника управления образования облисполкома А. Г. Сонгина было отмечено, что в системе образования Ивьевщины наметились серьезные подвижки. Она еще не первая, но идет серьезными шагами вперед. Ведь самое важное - это движение.
Серьезные положительные моменты в образовательной системе района намечены как в современных направлениях, так и традиционных. Это, в первую очередь, качество образовательных услуг. Ивьевщина по результатам централизованного тестирования и олимпиадного движения выглядит достойно. И победа педагога Ивьевской СШ Василия Вацлавовича Кевры со своим воспитанником Алексеем Вистяжем на 26 Международной олимпиаде по программированию, проходившей в Тайване, внесла особый вклад в общую копилку образования Ивьевщины.
Важно то, что задачи, поставленные в целом перед системой образования Беларуси, позитивно решаются в Ивьевском районе. Я горжусь результатами информатизации образования, которые были продемонстрированы во время проведения республиканского семинара на базе учреждений образования Ивьевщины. Участники мероприятия увидели успешный опыт работы по созданию эффективной системы управления качеством образования путем проектирования и организации единого информационного пространства.
В июне текущего года вступил в силу приказ министра образования №526 "Об установлении критериев и показателей деятельности учреждений образования, отделов (управлений) образования, спорта и туризма рай (гор) исполкомов, администраций районов, городов, управлений образования облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома в 2014 году". В нем определены четкие позиции, по которым анализируется развитие системы образования на уровнях дошкольного, общего среднего, специального, профессионального, высшего образования. Для школ и садов это: возможности учреждений - кадры и материальная база; результаты работы для общества - заболеваемость детей, отсутствие травматизма, занятость в секциях, занятиях по интересам; оценка качества образования - через независимые результаты ЦТ, удовлетворенность родителей качеством образования, участие в областных, республиканских, международных олимпиадах, спортивных состязаниях, творческих конкурсах, мероприятиях Союзного Государства; экономические результаты - количество учащихся на одного педагога, внебюджетная и спонсорская деятельность, показатели по энергосбережению.
Отделы образования будут оцениваться через общие показатели и особенные показатели: текучести кадров, использование ИКТ в образовательном процессе, средняя з/плата по отношению к средней по району, заболеваемость учащихся, выявление детей, страдающих алкоголизмом и наркоманией, расходы на одного учащегося, случаи травматизма, высокоскоростной Интернет, рассмотрение обращений граждан. Выявление правонарушений детьми педагогическими коллективами будет поощряться. Для учреждений дополнительного образования актуализируется НИД, техническое творчество.
- Депутаты Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке, членом которой вы являетесь, ведут большую работу на уровне законодательства в сфере образования и поддержке статуса педагога. Что можете сказать о результатах такой работы?
- Напомню, что в декабре 2013 года в Парламенте состоялось общереспубликанское обсуждение проблем и перспектив белорусского образования - парламентские слушания по теме "Совершенствование законодательной базы национальной системы образования в современных условиях".
Обсуждены вопросы, решение которых даст импульс для развития системы образования: например, необходимость законодательного закрепления дистанционных форм получения образования и сетевого взаимодействия учреждений образования, развития государственно-частного партнерства в системе образования. Поднимались проблемы государственного заказа подготовки кадров, в том числе и педагогических. Обозначено и такое направление совершенствания законодательства, как создание внешней независимой государственной аттестации обучающихся, оценки деятельности школ по результату. Обосновывались меры по повышению уровня социальной защищенности педагогов, в том числе - введение отраслевой оплаты труда.
Результатом слушаний стала разработка конкретных поручений Совету министров, отчет по их выполнению будет заслушан в декабре 2014 года перед принятием дополнений и изменений в Кодекс об образовании.
Совершенствование Кодекса об образовании продолжается и в настоящее время. Депутатами Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке проведен серьезный мониторинг по всей Беларуси. Результаты его направлены в Национальный институт развития образования, в Министерство образования. Специалисты учли результаты работы комиссии. Они создали рабочие группы, проводились выездные заседания с участием депутатов, где анализировались некоторые позиции образовательного процесса. Проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс об образовании" размещен на сайте Министерства образования. В декабре текущего года он поступит в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь. Для того, чтобы избежать спорных вопросов, депутаты принимают участие в обсуждении этого документа. Внимательно слушаем, доносим проблемные вопросы с мест.
Хотим, чтобы в новом Кодексе об образовании были закреплены следующие позиции. Первая, и очень важная, касается престижа учительской профессии. Надо, чтобы заработная плата учителя была не ниже средней по региону, а профессорско-преподавательского состава - в два раза больше. Это очень важно. Стараемся закрепить норму, чтобы на образование в стране шло 6 процентов от ВВП. Но тут понятно, что все это связано с экономикой образования. Всемирный банк развития, который мониторит социально-экономическое развитие стран и дает свои рекомендации по эффективности функционирования различных сфер, подчеркивает недостаточный экономический эффект от услуг нашего образования. Мы привыкли, что школа выполняет ряд несвойственных ей функций. Но надо понимать, что это учреждение, где ребенок, в первую очередь, пришел получать знания, учиться, чтобы в будущем занять свою достойную нишу в обществе.
В Кодексе об образовании будет закреплено дистанционное образование. Это сейчас очень важно, когда из любой точки страны можно обучаться в любом университете.
А престиж учительства, я считаю, не только в заработной плате, но и внутри каждого, кто выбрал эту профессию. Предусмотрен новый подход: вместо одинакового повышения тарифных ставок (окладов) всем педагогическим работникам предлагается дифференцированное увеличение надбавок за наличие квалификационных категорий, что соответствует Протоколу поручений Президента Республики Беларусь от 11 марта 2014 года. Ранее в Беларуси существовал единообразный подход в оплате труда педагогических работников, а новые решения будут способствовать мотивации педагогических работников к повышению своей квалификации и, соответственно, улучшению качества образования.
Согласно постановлению Совета Министров "О некоторых вопросах повышения оплаты труда отдельным категориям работников системы образования" от 23 августа 2014 года № 818 с 1 сентября 2014 надбавки за наличие квалификационных категорий составят: за вторую категорию 30% от тарифного оклада (ставки) вместо 15%, за первую категорию - 55% вместо 20%, за высшую категорию - 90% вместо 30%, за категорию "учитель-методист" - 120% вместо 40%.
- Какими Вы видите современный урок, современное образование, современного педагога? Так ли важна информатизация образования?
- Проект закона о внесении дополнений и изменений в Кодекс об образовании вынесен на всенародное обсуждение, вывешен на сайте Министерства образования. Отмечу, что в Кодексе закрепляется необходимость давать в учреждениях образования не только знания, умения и навыки, но и формировать компетенцию учащихся.
А это означает изменение стиля преподавания, использование современных средств преподавания и углубление воспитательных и образовательных целей. Большие возможности для этого обозначены в новой Концепции информатизации образования, в которой подчеркивается, что современный обучающийся - это мобильный обучающийся, а основное внимание сегодня направляется на создание современных образовательных информационных ресурсов.
Надо четко понять, что информатизация - это не наличие компьютеров. Это умение работать с информацией и превращать ее в высшую форму - знания, это управление информацией. Мультимедийная презентация - это не использование ИКТ.
На мой взгляд, только положительной оценки заслуживает Белорусский национальный образовательный портал, презентация которого состоялась 15 августа, www.adu.by Это современный образовательный интернет-ресурс, который обеспечивает комплексную поддержку всех участников образовательного процесса: ученика и родителя (учеба онлайн), учитель и руководитель (взаимодействие в сети). Портал находится в стадии наполнения, но уже дает возможности дистанционного обучения и профессионального общения, объединяет в профессиональную сеть 3078 школ, обеспечивает нас электронными книгами и учебниками, ЭСО. Думаю, что страничка www.adu.by станет для специалистов отдела, директоров и учителей домашней.
Кстати, в Кодексе будет закреплена обязанность каждого учреждения иметь и постоянно обновлять свой собственный ресурс - сайт.
Электронные дневники и журналы, заполненные и работающие базы данных, беспроводной интернет - прекрасные средства, которые значительно упрощают управление школой и классом. Вопрос развития информационной компетентности как никогда актуален. Это, во-первых.
Во-вторых, образовательный момент. Современный урок должен быть проблемным, направленным на формирование абстрактного мышления учащихся. А Интернет, который чуть более 20 лет соседствует с нами, привел к тому, что мышление современных детей - клиповое, образное, картиночное. Учить думать и выводить логико-смысловые связи - задача современного учителя. Всем нам известно психологическое понятие "зона ближайшего развития". Именно в этой зоне должен работать педагог со своими учениками. А возможности Интернет-среды должны стать помощниками.
Третий момент, который очень важен, - воспитательный: "педагогическое покорение виртуальной реальности". Я его так называю. На первых порах надо если не забрать наших ребят из виртуального мира, то сориентировать, как там жить и общаться.
Ценностные задачи, которые решают педагоги, не изменились - растим человека. Изменились формы и методы, появились новые, более эффективные средства, использование которых даст лучший результат. Вчерашние методики на современных детей не работают.
Почему бы виртуальную среду не использовать и как площадку для проектов к празднованию 70-летия Великой Победы?
- По словам министра образования С. Маскевича, в оптимизации в связи с демографической ситуацией имеет необходимость структура учреждений образования. Как вы к этому относитесь?
- Это процесс естественный и нормальный. Конечно, для многих он поначалу болезненный. Хорошо, безусловно, иметь маленькую и уютную школу в своей деревушке. Но надо исходить из таких понятий, как экономика образования. Надо понимать, что детей не переводят в худшие условия, а, наоборот, в самые современные. В качестве примера можно привести ряд учреждений образования Ивьевского района, имеющих все для того, чтобы представлять детям образовательные услуги на достойном уровне. Дети становятся более социализированные. Ведь оптимизация - это не ликвидация, а процесс, направленный на приведение системы в оптимальный порядок.
- Как вы оцениваете результаты ЦТ-2014?
- Я думаю, что результаты централизованного тестирования адекватны тем знаниям, которые учащиеся приобрели в учреждениях образования. К ЦТ можно по-разному относиться. Конечно, здесь сложно проявить творчество. И на творческие специальности одного ЦТ недостаточно. С другой стороны - это очень справедливая система. Здесь не будет никакой коррупции, любви или нелюбви к ребенку, он покажет, как говорят, на что горазд.
ЦТ позволяет оценить качество работы конкретной школы, конкретного педагога с точки зрения баллов, полученных учениками при сдаче тестирования. Это также хороший стимул для профессионального роста, для поворота к объективности школьного оценивания и к повышению персональной ответственности за результат педагогического труда.
- Ваши пожелания в канун нового 2014/2015 учебного года.
- Уважаемые педагоги, учащиеся, родители! Поздравляю вас с началом нового учебного года! День знаний - замечательный праздник! Вряд ли найдется хоть один человек, который к нему равнодушен: каких бы высот мы ни достигли в жизни, путь к ним начинался со школьной скамьи.
Самые теплые поздравления первоклассникам. Дорогие ребята! В вашей жизни начинается новый, очень важный этап: увлекательное путешествие в прекрасную, бескрайнюю Страну знаний. Это путешествие откроет перед вами огромные перспективы, подарит радость новых открытий. Желаю никогда не утратить интереса к познанию. Желаю обрести новых друзей, и пусть эта дружба останется с вами на долгие годы.
Уважаемые выпускники! Начинается учебный год, который станет определяющим при выборе профессии. Желаю вам достойно пройти все испытания! Пусть знания, которые дали вам учителя, помогут легко покорить самые высокие вершины!
Дорогие педагоги - люди удивительной профессии, уважаемой, нужной и востребованной во все времена! Не зря говорится, что все профессии от человека, и только учитель - от Бога. Дерзайте и творите! Я от всей души поздравляю вас с наступлением 2014/2015 учебного года и искренне желаю здоровья и оптимизма, творческого огонька и успехов в работе, увлеченных учеников, благодарных родителей, мира и уюта в ваших семьях.
- Спасибо за интервью!
Беседовала
И. БУТУРЛЯ.
Фото С. ЗЕНКЕВИЧА.