…Она с детства понимала, что никакой профессии, кроме учителя, для нее в мире не существует. Формировали это понимание и учителя ее школы в латвийском городке Саласпилс. Для всего мира это название звучало как синоним детского фашистского концлагеря. А для них Саласпилс - это красивый городок на берегу Западной Двины, где жили по соседству латыши и белорусы, русские и украинцы, молдаване и азербайджанцы. Городок был интернациональным, как, впрочем, и весь Советский Союз.
Наташа окончила школу, Рижское педагогическое училище №1, поступила заочно в Псковский государственный университет. И тут грянула перестройка. И начала шататься так называемая дружба наций и народов. И много было пересудов, волнений и много мыслей: что же будет дальше?
Болезнь бабушки в Беларуси отвлекла их от того непростого периода в жизни Советского Союза. Мама уехала в Беларусь досматривать бабушку, а Наташа время от времени возила туда лекарства. Вроде, и короткими были те поездки, но оказались достаточными для начала теплых чувств между нею и местным парнем.
Любовь вернула ее на малую родину матери. Она вышла замуж, стала работать в Чернельской средней школе.…
Теперь, спустя 20 лет, Наталия Михайловна Виршич - учитель русского языка и литературы - верит в судьбу и благодарит ее. Все сложилось, все получилось, расставлены все точки над "i". Черту подводить рано, как и камни собирать, но душа находится в ладу с собой и людьми. И это самое главное. Ведь, как сказала Наталия Михайловна, там, в Саласпилсе, который она считает своей малой родиной (там родилась и выросла) не надо было завоевывать авторитет во взрослом возрасте. Там мнение о тебе складывалось потихоньку, годами. Все тебя знали с рождения, все знали семью, были школьные друзья и учителя, были соседи. Все как дома, где поймут, где-то пожурят, но мнение не изменят. Здесь же она была чужаком, пришлым человеком. А надо было становиться своей поступками, делами, работой. И стала. Сначала детям. Затем и родители почувствовали, что она останется здесь навсегда, она готова отдать их детям и свои знания, и свое сердце.
Коллектив в Чернельской школе всегда отличался своим профессионализмом, творчеством, креативностью. Это была не просто школа, а целое отдельное государство. Со своими традициями, прерогативами, новшествами и т.д. И истинно правила этим "государством" директор Инна Федоровна Климович - мудрая, строгая, понимающая, грамотная. Именно Инну Федоровну и Галину Константиновну Зенюк (обе - учителя русского языка и литературы) считает она своими наставниками. Именно к ним всегда шла за советом, за помощью, именно у них училась педагогическому мастерству.
Сегодня своим богатством она называет не материальное, а мужа Валерия Захаровича, бывшего сотрудника РОЧС, и двух дочерей (студентку технологического университета Анастасию и ученицу 8 класса, отличницу Елизавету). А еще - ее учеников и выпускников двух выпусков, где Наталия Михайловна была классным руководителем.
Их дом у дороги позволяет видеть всех - кто из армии вернулся, кто из города, где учится или работает, приехал. Одни заходят сами, к другим она выходит. Самыми благодарными становятся молодые или уже совсем взрослые люди, которые в подростковом возрасте относились к тяжелым, неуправляемым детям, кто имел проблемы в семье и отогревался около мудрой учительницы.
Нынешний класс Наталии Михайловны - самый сложный. Вернее, был таковым, когда она взяла классное руководство. Почти все дети из неполных семей, а это уже внутренняя детская боль, определенные комплексы и обиды. Первый год, как говорит учительница, приходилось приручать (в буквальном смысле слова). Зато теперь они - как одна хорошая семья. Любят вместе отдыхать, готовиться к школьным вечерам и к каким-то мероприятиям.
Добрыми и теплыми получаются классные часы, общие с родителями мероприятия. Чем делятся дети со своим классным руководителем, говорит хотя бы одна тема - "Дорогою добра". Говорят о нравственности, здоровье, проводят психологические тренинги, анкетирование. Любят вместе путешествовать. В прошлом году посетили Национальную библиотеку, этим летом съездили на родину Янки Купалы в Вязынку.
Интересно с Наталией Михайловной и на уроке. Учитель применяет в своей работе технологии развития критического мышления. Ребенок в результате как будто заглядывает в себя, чтобы увидеть, определить, что дал ему конкретный урок, чем обогатил и ум, и сердце. Эта технология заставляет мыслить, анализировать свои знания, впечатления, восприятие нового материала. А учитель старается выслушать и понять каждого, найти индивидуальный подход ко всем. Потому что Наталия Михайловна в этом твердо уверена: двух одинаковых детей просто не существует. Каждого надо увидеть. И это ей удается.
Наверное, все дело в 25-летнем опыте работы и в том, что она ни под каким предлогом не воспринимает так называемую двойную мораль. Это когда говоришь одно, а в душе думаешь иначе, учишь поступать так, как сам никогда не поступаешь.
- В любых обстоятельствах надо быть людьми, оставаться Человеком, - говорит Наталия Михайловна Виршич, - и это главное, на что должна акцентировать внимание школа. Ведь не каждому дано познать сложности наук, но каждый может иметь чуткое сердце, добрую душу и порядочность. Нельзя учить тому, чего сам не знаешь и чего сам не делаешь. Это непорядочно. А дети чуткие, понимающие почти на грани инстинкта, где ложь, а где - правда. Стараюсь многому учиться у них сама. И в первую очередь, не стареть душой. Радоваться каждому дню, с восторгом принимать и солнце, и дождь, и ветер - жизнь. Мы вместе поем и танцуем, готовимся к школьным вечерам. Когда-то училась музыке, играю на аккордеоне. Веду вокальный кружок в школе. А вот танцевать в современных ритмах уже не умею. Этому учат меня мои ученики. Мы всегда вместе. Вместе полем клумбы с цветами, вместе собираем картофель на школьном приусадебном участке. Мне с ними комфортно. Надеюсь, что и им - тоже.
…Нам тоже было комфортно во время беседы с этой женщиной. Она не только разумный и опытный педагог, учитель, которая возглавляет районное методическое объединение учителей русского языка и литературы, награждена Почетной грамотой управления образования Гродненского облисполкома, но и просто очень приятный человек, главным хобби которого являются цветы и ландшафтный дизайн. Потому около ее дома так все цветет и благоухает, а муж Валерий Захарович поневоле стал домашним зодчим, смастерившим и мельницу, и колодец, и…. И пусть все они декоративные, но от них теплее на душе и уютнее в своем домашнем неповторимом мире.
…Каждый учитель всю жизнь еще и ученик, постигающий новые знания, чтобы передавать их своим ученикам. Пусть он будет радостным и светлым, этот путь учебы и познания.
В. ГУЛИДОВА.
ФотоС. ЗЕНКЕВИЧА.