Инновации, нововведения или обновления. Как часто вам доводится слышать эти слова? Полагаю, что очень. Время идет, меняются запросы, подходы, требуются все новые и новые знания и умения. Где их добывать? Как постигать? Поэтому инновации, в первую очередь, важны в образовании. О них заговорили со всех трибун, что называется, относительно недавно. А педагоги Ивьевской СШ уже накопили в этом деле опыт, поделиться с которым они смогли со своими коллегами во время областного семинара на тему: «Использование многомерной дидактической технологии в управленческой и педагогической деятельности», прошедшего на базе Ивьевской СШ.
Участие в нем принимали методист высшей квалификационной категории Академии последипломного образования А. Добриневская, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по Ивьевскому избирательному округу, зам. председателя постоянной комиссии по образованию, науке и культуре Н. Кучинская, зам. председателя Ивьевского райисполкома А. Романюк.
Тема семинара для рядового читателя просто неподъемная. И совсем не хочется рассказывать о ней привычным языком профессионалов, хотя в отдельных случаях все же без этого не обойтись. Специалисты-педагоги необходимость использования такой инновации как многомерная дидактическая технология объясняют следующим образом:
«Сегодня от выпускников учреждений образования требуются гибкая адаптация к изменяющимся условиям, умение выбирать, критически мыслить, генерировать идеи, учиться целенаправленно, оперировать постоянно растущими объемами информации.
Однако многие из них испытывают познавательные затруднения как на уроках, так и при выполнении домашних заданий, не умеют выделять главное, понять, уплотнить, свернуть и четко воспроизвести информацию, перейти от неалгоритмичных действий к алгоритмам, не умеют учиться самостоятельно. Большинству учащихся трудно запомнить большой объем неструктурированной информации, превышающей их психические возможности. Гораздо легче усваивается четко сконструированный учебный материал, наглядно и логически преподнесенный и многократно переработанный. Большинство технологий обучения инструментально не обеспечены. Уровень технологической, инструментальной обеспеченности подготовительной и обучающей деятельности учителя тоже недостаточный.
Таким образом, рост педагогической культуры в целом, технологичности деятельности как учителя, так и учащихся сегодня крайне актуален для повышения качества образования каждого ученика и эффективности работы каждого учителя.
Помочь в значительном усилении технологической и инструментальной оснащенности деятельности учителя и процесса усвоения знаний учащихся может использование многомерной дидактической технологии (МДТ) или технологии дидактических многомерных инструментов ( ДМИ), разработанной, используемой и описанной доктором педагогических наук В.Э.Штейнбергом (Россия). Именно многомерная дидактическая технология с помощью дидактических многомерных инструментов позволяет представить знания в свернутой и развернутой форме и управлять деятельностью учащихся по их усвоению, переработке и использованию.
Основная идея МДТ – идея многомерности окружающего мира, человека, учебного заведения, образовательного процесса, познавательной деятельности. Именно многомерная дидактическая технология позволяет преодолеть стереотип одномерности при использовании традиционных форм представления учебного материала (текст, речь, схемы и т.д.) и включить учащихся в активную познавательную деятельность по усвоению и переработке знаний как для понимания и запоминания учебной информации, так для развития мышления, памяти и эффективных способов интеллектуальной деятельности».
Ивьевская СШ с 1 сентября 2013 года стала областным ресурсным центром по использованию многомерной дидактической технологии в педагогической и управленческой деятельности. Естественно, достижению этого результата предшествовала большая и кропотливая работа педагогического коллектива. С чего все начиналось и что в итоге получилось? Об этом рассказала участникам областного семинара директор школы А. Черняк.
– В 2008 году группа заместителей директоров по учебной работе школ Ивьевского района по инициативе заведующего методическим кабинетом отдела образования Татьяны Васильевны Бакунович посетила гимназию №19 г. Минска. В то время гимназия являлась инновационной площадкой Министерства образования Республики Беларусь по внедрению многомерной дидактической технологии в образовательный процесс. Теоретический блок осветила Анна Ивановна Добриневская, методист высшей квалификационной категории Академии последипломного образования. Педагоги гимназии продемонстрировали практический блок (открытые уроки с применением данной технологии). Увиденное впечатлило…
Уже на следующий день учителя Ивьевской средней школы узнали об этой инновационной технологии. Педагоги сразу же заинтересовались многомерной дидактической технологией, поэтому и посетили республиканские семинары на хозрасчетной основе «Инновационные технологии – инновационным школам». Семинары посещали не в одиночку, а группами, и это способствовало формированию команды единомышленников. Педагоги начали самостоятельно строить логико-смысловые модели, умные карты, заниматься самообразованием: изучать методическую литературу, Интернет-ресурсы по данной теме. Возникла потребность организовать методическую учебу в школе: были проведены открытые учебные, факультативные занятия с последующим самоанализом и анализом по разным учебным предметам.
В результате сложилась группа взаимодействия педагогов, использующих многомерную дидактическую технологию в педагогической деятельности.
В скором времени учителя школы уже транслировали свой опыт на заседаниях районных методических формирований, областном семинаре.
С 1 сентября 2012 года, согласно приказу отдела образования, Ивьевская средняя школа получила статус ресурсного центра по использованию многомерной дидактической технологии в педагогической и управленческой деятельности. Работа строилась в соответствии с положением, планом на учебный год. Участниками районной группы взаимодействия стали учителя 7 учреждений образования района.
Получив опыт работы в статусе районного ресурсного центра, администрация школы совместно с районной методической службой в мае 2013 года подготовила заявку на открытие областного ресурсного центра. А в сентябре заместитель директора по учебной работе Людмила Станиславовна Бакун была приглашена на экспертный совет в управление образования Гродненского облисполкома, на котором рассматривался вопрос о целесообразности открытия ресурсного центра на базе школы по использованию многомерной дидактической технологии в педагогической и управленческой деятельности. Все члены экспертного совета единогласно выразили мнение, что в открытии ресурсного центра на базе нашей школы есть рациональное зерно: мы научились сами – теперь будем учить других.
Таким образом, Ивьевская средняя школа первой в районе заявила о себе как о районном центре системы образования Гродненской области. Были разработаны нормативная база, положение о ресурсном центре, составлен план работы на 2013/2014, а затем и на 2014/2015 учебные годы, в соответствии с которыми велась и ведется работа.
- Работа школы в режиме ресурсного центра системы образования Гродненской области позволила, на наш взгляд, оказывать методическую помощь (консультационную, практическую) не только педагогам района, но и области, транслировать педагогический опыт, – рассказала А. Черняк. – Организовано взаимодействие с коллегами из других районов: Ошмянского, Мостовского, Лидского.
Результаты работы школы в инновационном режиме продемонстрировали учащиеся вместе с заместителем директора по воспитательной работе Л. Гаврук, которые представили свои достижения за последний год в различных сферах: учебе, творчестве, спорте, олимпиадном движении и т. д.
Заместитель директора по учебной работе Ивьевской СШ Л. Бакун рассказала, как можно использовать многомерную дидактическую технологию в работе с педагогическими кадрами. В частности она отметила, что по итогам проведенной диагностики 57 % педагогов нашей школы проектируют «умные карты» и логико-смысловые модели, включают их в содержание и технологию проведения учебных, факультативных занятий и методическую работу, 26% - эпизодически применяют многомерные дидактические инструменты в образовательном процессе. 19 педагогов (20 %) системно работают над использованием данной технологии. Это учителя, которые прошли обучение в Академии последипломного образования под руководством А.Добриневской, и являются сертифицированными пользователями многомерной дидактической технологии на профессиональной основе, участвуют в работе творческой группы ресурсного центра, активно обмениваются опытом с коллегами других районов области и республики. Радует, что еще для 15 учителей использование данной технологии является темой для самообразования.
По результатам опроса 94 % учащихся позитивно относятся к использованию многомерных дидактических инструментов и намерены принимать активное участие в их составлении, ведь в основу заложено сотворчество учителя и учащегося. 82% опрошенных родителей положительно оценивают использование данной технологии в организации образовательного процесса, так как это облегчает восприятие информации и положительно отражается на качестве знаний учащихся.
О дидактических возможностях применения «умных карт» и логико-смысловых моделей на первой ступени общего среднего образования рассказала заместитель директора по учебной работе Е. Корендо.
– Использование МДТ в начальной школе имеет свою специфику, – сказала выступающая. – Обусловлено это и возрастными особенностями детей и особенностями класса. ЛСМ с первоклассниками строить сложно. Читать умеют немногие, писать- тем более. Графически структурировать пространство листа им тоже сложно. Но проблема запоминания и последующего воспроизведения изучаемого материала тоже проявляется сразу. Особенно на уроках «Человек и мир». Предмет устный, в современном учебнике не предусмотрено фиксированных практических действий, к результатам которых можно было бы обратиться при последующем повторении материала. Один урок в неделю – и процент забывания оказывается весьма значительным. Проанализировав эту ситуацию, наши педагоги стали использовать «умные карты», как один из инструментов МДТ.
Умная карта дает ребенку полную картину, которая увязывает в единое целое темы и явления, которые на ней изображены. Для ребенка она является чудесным инструментом развития памяти, творческого мышления, анализа. Помогает ориентироваться в материале урока, помогает самовыражаться. Ну и, заодно, рисовать. Разноцветно и многомерно «отрисованная» информация запоминается лучше, а потом с большим удовольствием озвучивается для мамы, для воспитателя ГПД, для братиков и сестричек - стимулирует способность творить. Нарисованная и раскрашенная от руки карта, кроме зрения, вовлекает мышечное чувство, что способствует лучшему запоминанию. Кроме того, нарисованная от руки карта воспринимается более живой, ее несовершенства побуждают продолжить ее расширение.
Областной семинар продолжился посещением открытых уроков с использованием многомерной дидактической технологии, которые провели О.Тулько (английский язык в 6 классе), А. Рафалович (история Беларуси в 9 классе), Н. Умрейко (химия в 10 классе).
Затем для участников семинара состоялся мастер-класс учителя Т. Шабанович по применению многомерной дидактической технологии на первой ступени общего среднего образования.
Поводя итоги работы семинара, А. Добриневская назвала Ивье столицей использования многомерной дидактической технологии в Беларуси, тем самым высоко оценив деятельность педагогов Ивьевской СШ в этом направлении. Она подчеркнула, что педагоги Ивьевской СШ работают в истинно инновационном режиме, креативно и творчески подходят к выполнению своих профессиональных обязанностей, что позволяет достигать высоких результатов.
И. БУТУРЛЯ.
С. ЗЕНКЕВИЧ (фото).