Система образования Республики Беларусь
В Республике Беларусь сложилась целостная и сбалансированная система образования, позволяющая каждому гражданину страны реализовать свое право на образование для того, чтобы быть успешным и востребованным в обществе.
В нашей стране функционируют более 8 тыс. учреждений образования, в которых трудятся около 430 тыс. работников.
Беларусь по праву считают государством, где реализуется принцип непрерывности образования ("образование через всю жизнь").
Национальная система образования включает:
дошкольное образование;
общее среднее образование;
специальное образование (для детей с особенностями психофизического развития);
профессионально-техническое и среднее специальное образование;
высшее образование;
послевузовское образование (аспирантура и докторантура);
дополнительное образование взрослых;
дополнительное образование детей и молодежи.
В настоящее время дошкольное образование получают более 418,1 тыс. воспитанников, общее среднее - 982,2 тыс. учащихся, профессионально-техническое и среднее специальное - 70,3 и 117,8 тыс. человек.
В соответствии с мировыми тенденциями на уровне высшего образования подготовка специалистов ведется на двух ступенях.
Подготовку специалистов в стране обеспечивают 42 государственных и 9 частных вузов (34 университета, 9 академий, 8 институтов) по 15 профилям образования, включающим около 380 специальностей на I ступени и более 300 - в магистратуре. В государственных учреждениях высшего образования обучаются более 290,8 тыс. студентов и 10,6 тыс. магистрантов. Общий студенческий контингент превышает 310 тыс. человек. Сегодня в Беларуси 330 студентов на 10 тыс. населения, что соответствует уровню европейских стран.
Объемы финансирования сферы образования Республики Беларусь соизмеримы с государственными расходами на образование в большинстве развитых стран мира и превышают расходы России и Казахстана.
Обеспечено выполнение государственных социальных стандартов в области образования.
Последовательно решаются вопросы укрепления материально-технической базы. В 2016 году введены в строй 25 объектов образования.
В рамках образовательного процесса предусмотрены многочисленные социальные гарантии.
О качестве белорусского образования свидетельствуют успешные выступления белорусских учащихся и студентов на международных олимпиадах и турнирах.
Процедура присоединения Республики Беларусь к Европейскому пространству высшего образования (далее - ЕПВО, существует с 1 июля 2010 г., до этого - Болонский процесс) начата в 2010 году в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь.
Решение в отношении присоединения Беларуси к ЕПВО было принято 14 мая 2015 г. в г.Ереване на конференции министров образования.
В целях обеспечения более тесной связи образования с рынком труда и оперативного реагирования на его запросы начата разработка образовательных стандартов высшего образования нового поколения.
В Беларуси поэтапно по всем учебным предметам вводятся обновленные учебные программы, учитывающие межпредметные связи и имеющие практическую (практикоориентированную) направленность.
Перспективным направлением развития системы образования является реализация проекта "Электронная школа", который включает в себя оснащение всех школ страны высокоскоростным беспроводным Интернетом; разработку и внедрение электронных документов (классного журнала и дневника), так называемую "карту учащегося", автоматизацию персонифицированного учета достижений учащихся.
Шестой школьный день
Особенностью организации обучения и воспитания в школах Республики Беларусь является пятидневная учебная неделя и "неучебная суббота" - день для развития личности учащегося.
Посещение учащимися мероприятий шестого школьного дня осуществляется на добровольной основе согласно планам работы школы. К работе в субботу привлекаются в первую очередь педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования и другие педагоги, выполняющие воспитательные функции.
Особое внимание в настоящее время уделяется проведению в шестой школьный день мероприятий для родителей.
Каждое учреждение образования с учетом интересов участников образовательного процесса, потенциала социокультурной сферы имеет свою систему организации шестого школьного дня и может самостоятельно определять мероприятия, регулировать расписание факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, объединений по интересам, проведение консультаций учителей-предметников в этот день.
Вступительная
кампания 2017 года
По предварительным данным, в 2017 году выпуск девятиклассников составит 87,3 тыс. человек (в 2016 году - 90,7 тыс. человек), выпуск одиннадцатиклассников - 57,8 тыс. человек (в 2016 году - 57,4 тыс. человек).
В 2017 году прием для получения профессионально-технического образования будет осуществляться в соответствии с Правилами приема, утвержденными постановлением Правительства Республики Беларусь от 14.07.2011 № 953, нормы которых являются стабильными на протяжении последних лет.
Прием на уровень среднего специального образования в 2017 году будет осуществляться в соответствии с Правилами приема, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 09.01.2017 № 4).
Главные новшества для абитуриентов, выпускников IX классов:
четко установлен порядок формирования конкурса на основе суммы среднего балла документа об образовании и результатов вступительных испытаний по специальности (при их наличии);
при поступлении по конкурсу среднего балла свидетельства об образовании учитывается отметка только по профильному предмету (не ниже 4-х).
В 2017 году будет предусмотрен расширенный набор в вузы на дневную бюджетную форму обучения по специальностям, связанным с развитием энергетики, биотехнологий, робототехники, автоматизации, физики, математики, астрономии, космических технологий, 3D-технологий, нанотехнологий, фармацевтики, экологии и иными перспективными направлениями.
Прием на платной основе для получения образования в дневной форме планируется на уровне 16,4 тыс. человек (2016 год - 17,4 тыс. человек), в заочной форме - 18,1 тыс. человек (2016 год - 19,8 тыс. человек).
Контрольные цифры приема в учреждения высшего образования на 2017 год в разрезе специальностей и форм получения образования будут утверждены и доведены до общественности до 1 апреля 2017 г.
Указом Президента Республики Беларусь от 09.01.2017 № 4 внесены изменения и дополнения в Правила приема лиц для получения высшего образования I ступени, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 (далее - Правила приема).
Основные особенности приемной кампании в вузы 2017 года:
1.Введение нормы, разрешающей сдачу четвертого вступительного испытания в форме ЦТ. По желанию абитуриента предоставляется право дополнительно сдать одно вступительное испытание в форме ЦТ. При этом норма зачисления по результатам трех вступительных испытаний (государственному языку (на выбор) и двум профильным вступительным испытаниям) сохранена. В общий конкурсный балл абитуриента, как и прежде, включен средний балл документа об образовании.
2. Действие сертификатов ЦТ в течение двух лет. Полученные в 2017 году оригиналы сертификатов ЦТ можно будет использовать в следующем году; зачисление выпускников учреждений среднего специального образования, поступающих для получения высшего образования в сокращенный срок, по результатам двух профильных вступительных испытаний и среднего балла документа об образовании (без сдачи ЦТ по языку).
3. Введение трех резервных дней для участия в ЦТ (для абитуриентов, по уважительной причине не прошедших ЦТ в основные дни).
4. Право поступления без вступительных испытаний на определенные специальности имеют победители олимпиад, конкурсов, чемпионатов (учебных, творческих, спортивных), обладатели аттестата об общем среднем образовании с награждением золотой, серебряной медалью, "красного" диплома о среднем специальном, профессионально-техническом образовании, лауреаты специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся.
5. Без вступительных испытаний на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования, зачисляются выпускники, прошедшие обучение в профильных классах педагогической направленности, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем учебным предметам и отметок не ниже 8 (восьми) баллов по профильным учебным предметам. При этом абитуриентам необходимо иметь рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они закончили, и пройти собеседование, а также обязательно работать по распределению не менее пяти лет.
В части проведения в 2017 году ЦТ планируется организовать:
- регистрацию абитуриентов - со 2 мая по 1 июня;
- основной этап ЦТ - с 12 июня по 2 июля;
- регистрацию абитуриентов на резервные дни - с 30 июня по 3 июля;
- резервные дни - 6, 8,10 июля;
- время работы пунктов регистрации - с 9.00 до 19.00 (в субботние воскресные и праздничные дни - с 9.00 до 18.00).
Постановления Министерства образования "О проведении централизованного тестирования по учебным предметам в 2017 году" и "О сроках вступительной кампании в УВО в 2017 году" будут утверждены не позднее 1 апреля 2017 г.
Ежегодно на сайте Министерства образования работает рубрика "Абитуриенту".
В целях оказания помощи абитуриентам, родителям и общественности в получении информации по приему в Министерстве образования будет организована работа телефонной "горячей линии".
Во время вступительной кампании на сайтах УО размещается информация о ходе приема документов, которая обновляется ежедневно не реже одного раза в 3 часа работы приемной комиссии (12.00, 15.00, 18.00).
Обеспечение
экономики специалистами
с соответствующим
образованием
На пятом Всебелорусском народном собрании Глава государства в числе важных посылов развития национального образования особо отметил следующий: "Система образования не должна быть оторванной от экономики. Надо увеличивать практикоориентированность обучения. Это единственный путь подготовки специалистов, владеющих информационными технологиями".
Усиливается практическая направленность обучения. Доля практического обучения в общем объеме учебных занятий составляет от 22% до 60% в зависимости от специальности.
Распределение
(направление на работу) выпускников
государственных учреждений
Процедура распределения выпускников (определения места работы) осуществляется как в целях социальной защиты выпускников, так и для удовлетворения потребности отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих, служащих.
В последние годы распределение проходит в условиях снижения кадровых потребностей нанимателей. Снизился текущий спрос на выпускников УО по специальностям, связанным с реальным сектором экономики, - строительством и промышленностью. При этом в 2015-2016 годах не было отмечено затруднений с распределением выпускников вузов по специальностям в сфере здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, связи, в ИТ-сфере, по педагогическим специальностям.
Тем не менее в 2016 году практически всем студентам было предоставлено первое рабочее место (свыше 95%).
По окончании обучения в УО выпускникам, получившим свидетельство о направлении на работу, предоставляются гарантии и компенсации: трудоустройство в соответствии с полученной специальностью и присвоенной квалификацией; отдых продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, - 45 календарных дней; компенсации в связи с переездом на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде; денежная помощь, размер, источники финансирования и порядок выплаты которой определяются Правительством Республики Беларусь, и др.
Выпускники, которым предоставлено место работы путем распределения, обязаны отработать на данном рабочем месте установленные сроки - как правило, от 2 до 5 лет (для "целевиков"). Предусмотрено возмещение средств, затраченных государством, в случае нарушения условий договора о подготовке специалиста.
Обеспечение доступности и качества образования по-прежнему остается ключевым приоритетом устойчивого развития Республики Беларусь.
Цели национальной социально-справедливой образовательной системы - удовлетворение образовательных запросов граждан, содействие развитию их индивидуальных интеллектуальных, творческих, нравственных, физических способностей. Этого можно достичь за счет использования инновационных принципов и подходов в обучении, углубления научного и учебно-методического обеспечения образования, обновления и расширения материально-технической базы, рационального сочетания бесплатной и платной форм получения образования населением, обеспечения широкого выбора образовательных программ и услуг, информатизации образовательного процесса.