По остаточному принципу
Первое, на чем делает акцент политолог, эксперт аналитического центра «Северная Евразия» Петр Петровский: за границей в большинстве случаев иностранным студентам предоставляются места по остаточному принципу. То есть те специальности и направления, которые оказываются невостребованными среди своих абитуриентов.
Вернуться работать в Беларусь с заграничным образованием тоже будет проблематично. Причина очевидна: обучение там происходит по другим стандартам и программам, оно нацелено на другие общества и государства. И квалификация выпускников заграничных вузов не всегда равна квалификации выпускников белорусских учебных заведений. Причем не в лучшую сторону.
А что по безопасности?
– К выбору университета подходить нужно рационально и понимать, что «замануха» Запада включает в себя несколько факторов: забить пустующие места в собственных вузах, найти дешевую рабочую силу в виде наших граждан, – приводит аргументы политолог. – Не менее важен политический момент. В той же Польше или Прибалтике у нашей молодежи есть большой риск быть завербованными местными спецслужбами и работать против собственного государства. Надо ли это абитуриенту, большой вопрос.
Действительно, вопрос безопасности выходит на первый план. Петр Петровский убежден: та же Польша, например, создает так называемый обменный фонд с одной стороны, с другой – пытается вербовать граждан Беларуси в диверсионно-террористические группы. Как людей завлекают в такие группировки? Через запугивание, угрозы, шантаж. Вплоть до того, что могут подбросить наркотики и уличить в правонарушениях, которых человек не совершал. Вывод напрашивается очевидный: оказываясь в недружественных странах, абитуриенты должны помнить, что есть большой риск стать объектом политических манипуляций.
– Самое главное – мы не должны говорить, что в иностранных вузах нельзя учиться. Мы должны говорить, что, если и выбирает человек такой вариант, то эта учеба должна быть дополнительной к белорусскому вузу. То есть правильным будет получить образование в родной стране, а потом, при желании, дополнить знания и умения благодаря обучению в вузе любой страны мира. В таком случае специалист будет востребован практически везде, – уверяет политолог.
Ожидания не оправдались
Студентка ГрГУ имени Янки Купалы Вера Мартынова относится к тому числу студентов, которых называют «Золотая молодежь». Отличная успеваемость, активная гражданская позиция, неравнодушие к жизни родной страны и стремление сделать ее лучше – все это о Вере. Девушка признается: она рада, что когда-то сделала выбор в пользу обучения в родной стране, в частности, в Купаловском университете. Хотя у нее были все возможности для того, чтобы продолжить учебу после школы, например, в Германии – Вера целый год обучалась в этой стране по программе стипендиата.
Фальшивая история и никаких льгот
С тех пор, как девушка вернулась из Германии, прошло уже около 7 лет, однако она и сейчас хорошо помнит те моменты, которые сыграли ключевую роль в решении не продолжать учебу в этой стране.
– К примеру, тот факт, что там у обучающихся есть возможность не отвечать. То есть, если не поднимать руку, учитель не имеет права тебя спрашивать. На мой взгляд, это неправильно. Представьте: так можно проучиться все годы и потом поступить в университет или колледж. Вопрос только в том, какие знания будут у человека на выходе, – рассуждает Вера. – Ни для кого не секрет, что сейчас на Западе активно пытаются переписать нашу историю. И я с этим тоже столкнулась тогда, в 2016 году. Когда во время изучения истории нам рассказывали ложные, фальсифицированные факты. Причем это никак не было аргументировано. Я люблю и уважаю свою страну и ее историю, поэтому смириться с этим не могла. Смущал и полный запрет на пользование телефонами. В особенности для нас, иностранных учащихся, это было очень трудно – присутствовал языковой барьер, а с помощью смартфона и переводчика этого можно было бы избежать. Поэтому для меня, белоруски, где в учебный процесс активно внедряется информатизация, это было непонятно.
К минусам обучения в немецкой гимназии Вера относит и большие классы. Не секрет, что в Германии большой поток беженцев, много приезжих граждан. Классы в гимназии были настолько переполнены, что информацию порой было очень трудно усвоить, а взаимодействие с учителем часто сводилось к нулю.
Таких фактов, которые оставили у девушки негативные впечатления, было множество. Сюда можно отнести платное питание – в Германии в школах все учащиеся питаются за свой счет, льготы или доплаты от государства вообще не предусмотрены. Возник вопрос и в плане оказания медицинской помощи. Вера признается: она даже не помнит, был ли в гимназии медицинский работник.
Сомнительные перспективы
После гимназии Вере Мартыновой предлагали продолжить обучение в Гёттингенском университете по филологическому профилю. Но уже тогда она понимала, что это точно не для нее. Тем более узнала много «интересного» от знакомых, которые там уже обучались. Во-первых, далеко не в каждом вузе Германии предусмотрены бюджетные места. Соответственно, шансы получать бесплатное образование сводятся практически к нулю. Во-вторых, вопрос жилья тоже ложится на плечи студента, так как общежития есть не в каждом университете. Стипендия либо какие-то гранты для иностранцев там также не предусмотрены. Кроме того, по окончании обучения университет не предоставляет ни место для прохождения практики, ни рабочее место. Эти заботы полностью ложатся на плечи выпускника. Что еще стало весомым минусом при принятии решения? Низкий уровень научной деятельности в университете.
Правильный выбор
Сейчас Вера уже окончила Купаловский университет по специальности «Таможенное дело» и готовится поступать в магистратуру. Как ни парадоксально, но выбор в пользу профессии таможенника сделала как раз в тот момент, когда пересекала границу по пути в Германию.
– Посмотрела на наших белорусских таможенников и решила, что тоже хочу служить Родине и приносить ей пользу, – говорит Вера Мартынова. – Выбор был сделан правильный, так как о принятом решении я не пожалела с тех пор ни разу. Люблю свой университет и благодарна за все, что здесь получила и чему научилась.
Рассказывать о своей учебе и внеучебной деятельности Вера может часами. Девушка умело расставляет акценты и успевает везде и всюду: активно проявляет себя в образовательной, научной, спортивной, культурной, общественной сферах.
– Первое, что привлекает – экономическая поддержка, а именно возможность поступить на бюджетную форму обучения на любую специальность, а впоследствии и в магистратуру и аспирантуру. Гарантия общежития, стипендии, огромное количество возможностей для самореализации, причем не только в плане учебы, но и в творческом, спортивном направлениях, – все это о моем университете, – делится Вера. – Плюс – профессиональная ориентированность. В том, чтобы студенты получили как можно больше полезных знаний и могли применить их на практике, заинтересованы не только мы сами, но и университет.
Девушка подчеркивает: здорово и то, что после окончания учебы рабочие места предлагают не только тем, кто учился на бюджетной форме, но и тем, кто учился платно. Аналогично с прохождением практики: не надо самому искать место, его предоставляет университет. Также один из важных моментов в обучении – наличие необходимой материально-технической базы. Купаловский вуз в этом плане оправдывает все ожидания.
– Весомым плюсом становится и тот факт, что занятия у нас проводят профессиональные юристы, сотрудники таможенных органов. Это позволяет нарабатывать практические знания, более углубленно вникать в изучение дисциплин, – говорит Вера Мартынова. – Перечислять все «за», почему белорусские вузы лучше западных, можно долго. И все мои выводы – это не просто рассуждения для красного словца. Это реальные факты, которые я уже испытала на себе.
Тем, кто стоит на пороге выбора профессии и учебного заведения, девушка советует выбирать сердцем.
– А еще руководствоваться известным принципом: «где родился, там и пригодился». Считаю, что приносить пользу родной стране и трудиться во благо своего народа – лучшее, что может сделать каждый из нас, – подчеркнула Вера Мартынова.