Сегодня причастным к этому празднику считают себя очень многие, поскольку автомобиль так прочно вошел в нашу жизнь, что его и вправду уже считают отнюдь не роскошью, а просто необходимым атрибутом жизни, отдыха, труда.
Куда сегодня без мобильного передвижения?! И все же, это праздник именно тех, кто своей профессиональной стезей избрал профессию водителя, чей рабочий день с утра до вечера проходит за баранкой автомобиля. День за днем, месяц за месяцем, год за годом летят и пылят мимо версты, из которых складывается сама жизнь.
В нашем районе некогда одной из самых важных и значимых организаций автомобилистов была Юратишковская автобаза - по нынешним временам огромнейшая организация, в которой только водителей насчитывалось более 200 человек, а всех работающих было более трехсот. 50 автобусов уходило ежедневно рейс. Имела организация 10 автобусов "ПАЗ", которые работали только под заказ. На них всегда красовалась табличка "Заказной". И они выполняли заказы других организаций района.
Эта организация была предтечей нынешнего автомобильного участка "Ивье" филиала П-2 города Лиды, где весь коллектив составляет 18 человек. 11 из них - водители автобусов.
Какими бы ни были времена, но почти ежедневно отправляются в рейс автобусы по главным маршрутам - в основном, в центральные усадьбы агрогородков района, в г. Лиду. Есть собственные рейсы в Минск, Гродно, Новогрудок и другие города. В пятницу, воскресенье и понедельник курсирует пригород по всему району, даже в самые отдаленные его точки. Правда, из-за того, что пассажиров все меньше, некоторые рейсы снимаются.
И это совсем не радует ни жителей тех деревушек, ни водителей, которые многие годы колесят и по центральным, и по лесным дорогам района. Они почти все из той автобазы, которую они любили, работой в которой дорожили. Потому и не пошли искать более выгодного дела, когда автопарк начал, что называется, разваливаться. Никто ведь не отменял поездки, маршруты. И люди по-прежнему ждали автобусы на остановках. Этот костяк и составил штат новой организации, которая переместилась на Ивьевскую автостанцию.
И среди них водитель Франц Александрович Авдевич, который, окончив Ошмянскую автошколу ДОСААФ, отслужив срочную службу в рядах Вооруженных Сил СССР, пришел работать водителем Юратишковской автобазы №15 в 1978 году.
37 лет за рулем автобуса. Во время беседы мы попробовали подытожить километры, которые проехал его автобус. Это, оказывается, совсем несложно. Человек помнит каждую свою машину, помнит цифры километража, когда ее меняли. Вот сумма и сложилась более чем в 2 миллиона километров. Если учесть, что длина экватора 40 тысяч 75 километров, то Франц Александрович символически обогнул его больше чем 49 раз.
И за все годы, и за все километры никто и никогда не видел его раздраженным, некорректным, обозленным. Неизменно вежлив и приветлив.
Любите ли вы свою работу? - такой дежурный вопрос вызвал у него улыбку.
- Если б не любил, то не работал бы.
А еще Франц Александрович одним из плюсов работы в этой транспортной организации назвал прекрасный коллектив, где все друг друга ценят, уважают, где действует истинная взаимовыручка, взаимозаменяемость, где властвует хорошая обстановка и взаимопонимание.
Характеризуя его, коллеги по работе отметили его добросовестность, умение быть человеком, его хозяйственность, его профессионализм. Франц Александрович награждался грамотами за безукоризненную работу, его портрет находился на Доске почета организации, он обладатель знака I степени "За безаварийную работу".
Но главная награда жизни - это добрые отношения коллег, семья. Он исполнил мужскую жизненную заповедь - родил сына (и дочь еще), посадил сад, построил дом для семьи, а теперь еще и радуется четырем внукам.
…Кроме всех многочисленных дорог, есть в его жизни одна, самая милая сердцу - дорога домой, в домик в деревне Шашки, где всегда в летнее время ждет его мама Ванда Ивановна. Зимой она живет у сестры в Ивье. И это такое счастье: кроме всего прочего еще и чувствовать себя сыном. Тогда и все дороги кажутся легкими и счастливыми. Пусть так и будет дальше…
В. ГУЛИДОВА.
Фото С. ЗЕНКЕВИЧА.