В дни празднования Недели культуры, которые в сентябре прошли в Ивьевском районе, достойное место среди мероприятий заняла и тема живописи. А среди нее - творческая выставка Ивана Ивановича Васюкевича, художника, отметившего в июле текущего года свое 60-летие. Об этом писала районная газета. Но именно в те дни прошло и еще одно мероприятие. Его проводили не работники культуры, а семья художника вместе с Ивьевским музеем национальных культур.
Так получилось, что наш материал выходит спустя месяц. Но, как считают великие, "большое видится на расстоянии". Вот и мы тоже пишем о событии уже и после него, и после беседы с виновником торжества, то есть, посмотрев со стороны, издали и заглянув вглубь.
Редкий художник или человек другой творческой профессии, которая предполагает иногда в тех самых "муках творчества" забывать и о делах насущных, может похвастаться поддержкой семьи, ее умиротворяющей и вдохновляющей ролью. Ну, разве что Сальвадор Дали, Гала которого (жена русского происхождения) была истинной музой гениального художника. Музой в наши нелегкие времена быть сложно. Каждый "пьедестал" требует материальных вливаний. Творчество и вдохновение идут вперемежку с обыденной работой, которая позволяет заработать на жизнь. Поэтому так ценно, что семья Ивана Ивановича Васюкевича ценит его талант, поддерживает его в минуты творчества, и в периоды "кризиса жанра", так сказать. Ведь рукописи и полотна не горят только у Булгакова в "Мастере и Маргарите". У всех остальных творцов они и горят, и рвутся, и стираются, если болит душа и творчество не находит выхода.
Вот и юбилейную дату в жизни мужа, отца, дедушки они превратили в персональный проект-подарок к 60-летию художника. Руководителем проекта стала супруга Мария Николаевна Васюкевич, дизайнером полиграфии, ответственной за рекламу - дочь Надежда - ведущий художник-дизайнер галерейно-выставочного отдела Национальной библиотеки Республики Беларусь. Сын Иван, зять Алексей и особенно маленькая внучка Верочка составляли эмоциональный фон проекта. Девчушка в тот вечер имела, так сказать, вечеринку красок - мероприятие, во время которого белоснежные и неяркие поверхности (в ее случае, бумага) становились забавно разрисованными.
В музее очень творчески подходят к проведению различных мероприятий. Поэтому и в тот вечер все вокруг было исполнено в необыкновенном стиле. Оформление выставочного зала помогла сделать индивидуальный предприниматель, мастер свого дела Елена Иосифовна Захар. Все остальное сделали картины художника: его удивительнейшая, живая, пронзительная графика и яркий жизнеутверждающий колер авангардистских полотен. И, конечно же, великий дар Марии Николаевны “закрутить” все вокруг, устроить, оформить, подать. А помогали ей, внеся богатую палитру цветов осени, всевозможную выпечку для гостей вернисажа, ее друзья - подопечные из отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста ТЦСОН. Эмоциональный фон вечера создавал и инструментальный ансамбль детской школы искусств.
О Мастере, его жизненной и творческой биографии с мультимедийным сопровождением рассказала старший научный сотрудник музея национальных культур Катерина Мазалевич.
Наверное, никто так ярко не обрисовал характер художника, его натуру, как та, что разделила с ним жизнь, воспитывает вместе детей, радуется вместе внучке.
- Иван Иванович - настоящий художник, человек тонкой душевной организации. И как настоящий художник, он пишет то, что идет из души, то, что и как видит сам. Он занимается тем, что ему интересно, живет и ведет себя так, как ему это хочется, - сказала Мария Николаевна.
Мне кажется, такими словами можно охарактеризовать счастливого человека. Ведь каждый может только мечтать жить и творить так, как хочется ему самому. А счастливая возможность удивляться и восхищаться малым так переполняет жизнь таких людей, что можно позволить себе не желать ничего иного.
Был на юбилейном вечере и еще один человек. Особенный человек, которому был рад художник, как встрече с юностью и молодостью. Геннадий Болеславович Козел - уроженец деревни Дындылишки, преподаватель кафедры живописи Белорусского государственного университета.
Он относит себя к ученикам Ивана Ивановича. Они вместе занимались в Ивье оформительской деятельностью. Он учился у Ивана Ивановича, как он выразился в своем выступлении, работать в пространстве.
Получился очень теплый семейный вечер в кругу друзей, сотрудников музея и, естественно, представителей власти - председателя Ивьевского районного Совета депутатов Александра Александровича Хвасько и начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Ольги Чеславовны Борко.
Этот вечер - как сбор творческого урожая.
Александр Александрович Хвасько вручил Ивану Ивановичу Васюкевичу Почетную грамоту райсовета за вклад в развитие города и района.
Этот вклад, действительно, виден повсюду. Потому что этот человек создает не только свои полотна. Он создает дизайн и красоту города, в котором мы живем. Памятник четырех конфессий, визитка города, создан по проекту Ивана Ивановича. Оформление зрительного зала Дома культуры, малого и большого зала заседаний райисполкома - его рук дело, как и ремонт и оформление детского отделения больницы, фойе и пищеблока Бакштовского детсада-средней школы, дизайн интерьера актового зала Ивьевской средней школы, реставрация костела в Дудах и т.д.
Он востребованный мастер. И как это прекрасно, когда ремонтом занимается человек, художник по призванию. Наверное, это неправильно, когда руки, чувствующие кисть, должны брать мастерок. Но такова жизнь. А ремонты из-под рук такого человека превращаются в маленькие шедевры. На оштукатуренной стене вдруг появляются, словно из пространства чудесные картины. Это то, за что ремонтник не берет платы. Это подарок детям, которые посещают школу, или детям, которые лечатся в отремонтированном им помещении больницы. Кстати, все высокохудожественные ремонты Ивану Ивановичу помогает делать его сын Иван Васюкевич - младший.
… Это четвертый мой материал о художнике за время работы в редакции. И всегда он открывается мне с какой-то новой стороны. И всегда я не отказываю себе в удовольствии поговорить с этим человеком, услышать его, понять. Люблю стоять у его картин, восхищаться необыкновенной графикой, думать над авангардистскими полотнами. Очень сильное впечатление на меня оказала картина "Аллегория". Это погружение в вечность. Это лики средневековья и мгновения космоса. А вот графика "Набат" сильна своим смыслом. Каждый, естественно, воспринимает увиденное по-своему. Вместо языка колокола - человек. То ли он хочет сказать что-то невероятно важное, чтобы люди услышали. То ли своим телом хочет остановить набат как вестника беды. Удивительны образы и мгновения, которые рождаются в голове художника и воплощаются его руками на полотне.
Наверное, живопись сейчас находится в состоянии растерянности и недоумения. Поскольку выработаны в определенной мере ресурсы прошлого и не найдены новые. Ее вытесняют другие развлечения, такие как телевидение, интернет и прочие. Людям есть чем заняться. Ведь расцвет живописи был тогда, когда не было кино, не было ничего… И надо было на что-то смотреть и представлять себе какие-то зрительные образы, находить в них успокоение и воодушевление, умиротворение и всплеск эмоций.
С тех пор, как появилось кино, появились еще какие-то движущиеся картинки (сейчас вообще модны короткие клипы, когда человек не думает ни о чем, а просто следит за тем, как что-то прыгает у него перед глазами). А живопись кажется слишком медленной, слишком архаичной, слишком неактивной, визуально устаревшей, немодной. Таково мнение, увы, большинства.
Но, Иван Иванович в корне с этим не согласен. Нет, живопись не умерла. Скорее, зашла в тупик. В идейный тупик. Она не понимает порой, для чего она вообще нужна. Какая у нее текущая задача? Хотя, задача у нее вечная, которую она всегда выполняла в какой-то мере неосознанно, в какой-то - осознанно: будить в человеческих душах чувство прекрасного, восторженного, желания любить мир и все в нем. То есть, заставлять думать и чувствовать во имя вечных человеческих ценностей.
А новой задачей художник считает, как в начале ХХ века, поиск новых форм живописи: кубизм, абстракция. Тогда это был всплеск новых идей. Иван Иванович большую часть своих работ пишет в стиле авангардизма. Вот как объясняют этот стиль энциклопедические издания. Авангардизм - движение художников, для которых характерно стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями и поиску новых, необычных по содержанию средств выражения и форм произведения, взаимоотношения художников с жизнью.
Почему же появляется авангардизм? Потому, по словам Ивана Ивановича, что у художника есть неудовлетворенность ставшими привычными, банальными формами. Авангардизм идет на смену академизму. Академизм - это, когда художники пользуются формами, добытыми предыдущими поколениями кровью и в идейной борьбе. По наследству досталось.
Художник прав. Одно дело, когда ты добываешь капитал, не спя ночами, не находя времени для отдыха. И совсем иное, когда он достался тебе в наследство. Так и академизм. Люди получили что-то в наследство. И не "парятся". Они расслабляются. А может и деградируют?
Иван Иванович, к примеру, считает, что авангардизм возвращает художника в состояние борьбы. Ему нужно это состояние борьбы, чтобы кровь перемещалась по организму, чтобы добыть истину. Ведь художество - это и есть добыча истины такими пластическими путями.
Когда человек рисует сад, где бегают счастливые дети, где висят зелено-красные яблоки, то он создает некий мир благоденствия. И на этот мир уже можно смотреть. Он существует. Мир борьбы, например, можно представить в музыке, в живописи, то есть, это создание мира, который ты можешь чувствовать. Храм - это идеал мира, у него все пропорционально, все соответствует своему назначению, все работает на единство, на гармонию. И общество также должно быть разумно устроено, и человек должен устраивать гармонию вокруг себя. Это идея античного искусства.
Светской живопись становится тогда, когда начинает обслуживать какие-то земные проблемы. Например, художнику предлагают закрепить на полотне ту красоту, которой владеет тот или иной человек. Она будет передана по наследству, даже если чудесные сады этого человека придут в запустение, и замок разрушится.
И не стоит обвинять художников, и, в частности, Ивана Ивановича что он, несколько отходя от творчества, работает на социальный заказ. Во-первых, чтобы жить, нужны деньги, во-вторых, ведь "Сикстинская мадонна" великого Рафаэля Санти, жемчужина Галереи старых мастеров в Дрездене, вершина эпохи Высокого Возрождения, тоже писалась на заказ для алтаря церкви монастыря Святого Сикста (!).
В. Гулидова.