Нравственное воспитание выступает истинной основой всех основ, и в полной зависимости от того, что именно вложил педагог в душу ребенка в маленьком возрасте, будет зависеть то, что возведет ребенок в дальнейшем сам, как будет строить свои взаимоотношения со своим окружением, каким он будет сыном, мужем, отцом… Полнота человеческого счастья состоит именно в развитии всех творческих задатков и сил человека, в духовной жизни, в осознании того, чему отдаешь собственные силы. В. Сухомлинский говорил: "Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…".
Ценность личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но приоритетная роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности отводится учреждениям образования, так как это социальные институты, через которые проходят все. Поэтому именно в учреждениях образования должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь.
В своей Нобелевской лекции А. Солженицын некогда поставил вопрос: "Кто сумел бы косному упрямому человеческому существу внушить чужие дальние горе и радость, понимание масштабов и заблуждений, никогда не пережитых им самим? Бессильны тут и пропаганда, и принуждение, и научные доказательства". И сам же на этот вопрос ответил: "Но, к счастью, средство такое в мире есть! Это - искусство. Это литература. Доступно им такое чудо: преодолеть особенность человека учиться только на собственном опыте…Искусство переносит целиком груз чужого долгого жизненного опыта со всеми его тяготами, красками, соками, во плоти воссоздает опыт, пережитый другими, - и дает усвоить его как собственный".
В наше время можно возразить великому писателю. И не потому, что он не прав, а потому, что поменялись времена, общечеловеческие ценности. Да и та литература, которую нынче предпочитают подростки, или многие из них, никак не способствует воспитанию высоких идеалов, пониманию и сопереживанию беды ближнего, умению порадоваться за его успехи. "Не плачь, не бойся, не проси", - девиз времени.
Возрождению истинно духовно-нравственных ценностей могут послужить вера, религия и основанные на их догматах программы Министерства образования Республики Беларусь. Это в полной мере поняли те учреждения образования, которые работали и работают по ним. Например, с 2013 по 2015 учебный год Бакштовский детский сад - средняя школа работала над Республиканским инновационным проектом "Внедрение модели программ духовно-нравственного воспитания". В проекте были задействованы учащиеся 8 - 9 классов. Теперь в рамках его уже работают 10-11 классы.
Как говорит заместитель директора по воспитательной работе Елена Михайловна Коваленко, работа по духовно-нравственному воспитанию школьников изменяет и наполняет высокими духовными качествами личность самих воспитателей - учителей и родителей: спасая наших детей, мы спасаемся и сами. Можно заучить нравственные истины, но если они не коснулись сердца, не приобрели личностный смысл, не стали убеждением, они не действуют.
Во время реализации этого проекта работали два факультатива "Основы православной культуры". Они способствовали формированию знаний о нравственных заповедях, изложенных в библейских сюжетах, о православных праздниках, о жизненных подвигах святых, развитию умения строить свои отношения со сверстниками и окружающими людьми в соответствии с нравственными правилами и нормами.
Факультативы ведет учитель истории Мария Дмитриевна Паращук (во всех классах, кроме 2-го). Она дает открытые занятия, приглашает родителей. Темы таких мероприятий говорят сами за себя. Например, "Милосердие - закон души"…
Фактически в проекте участвует вся школа. Это интересно, это поучительно и это как бы входит в планы всего воспитательного процесса в школе, независимо от того, участвует ли класс в инновационном проекте или нет.
Классные руководители проводят беседы на морально-этические темы, на которых раскрывается смысл таких понятий, как миролюбие, доброта, милосердие, грех, любовь, целомудрие, зависть, ответственность, патриотизм и т.д.
Дети ездят на экскурсии в монастыри, святые места, по храмам Ивьевщины, читают духовную литературу, которая имеется в школьной библиотеке.
Большую помощь в реализации этого проекта оказывает и местный священнослужитель - настоятель храма святого великомученика, целителя Пантелеимона протоиерей Виталий Утекалко. Разработан совместный план деятельности Бакштовского детского сада - средней школы и прихода указанного храма по реализации Соглашения между Министерством образования и Белорусской Православной Церковью по вопросам духовно-нравственного воспитания молодежи. Отец Виталий - частый гость учителей и детей-школьников.
Участие в акциях "Рождественский сувенир", "Ветеран живет рядом", "Спасибо за жизнь!", "Старость без одиночества" помогает формировать у девочек и мальчиков гуманность, милосердие.
Работа по благоустройству деревни, братской могилы, могил погибших в годы Великой Отечественной войны, уборка территории кладбища в д. Бакшты перед Радоницей дают подросткам почувствовать свою значимость, гражданскую ответственность.
Фольклор, традиции, обычаи, обряды - это вечный источник, из которого черпает человек свою самобытность, национальные особенности. Поэтому проводятся мероприятия, посвященные Рождеству, Пасхе, Масленице.
В школе стараются, чтобы по новым программам, которые продолжает присылать Министерство образования, работали дети, уже посещавшие факультативы по этой теме. Ведь тестирование показало, что дети эти изменили свое отношение к миру, к другим людям, к понятиям зла и добра.
Проводя факультативные занятия, педагоги руководствовались тем, что содержанием православной культуры является культура духовная и нравственная, стремились сформировать у учащихся представление об историческом, духовном и социальном опыте нашего народа, традиционном семейном укладе, праздниках и буднях белорусов.
Факультативные занятия не ставят задачи воцерковления школьников, то есть, приведения их в храм на Богослужения - это прерогатива Церкви. Они решают познавательные задачи - помогают узнать Православие таким, какое оно есть, его красоту и совершенство, связь культуры, искусства, народных традиций с православной верой; учат уважать свой народ и сохранять свои национальные традиции, уметь противостоять разрушительной и лживой идеологии.
Занятия помогают связать воедино те предметы, которые воспитывают национальное самосознание - язык, литературу, историю, они духовно развивают, что, в свою очередь, помогает распознать единую цель, одушевляющую жизнь как отдельного человека, так и историю всего народа.
Главным содержанием работы является формирование системы ценностей, мотивации поступков школьников, основанных на принципе: "Возлюби ближнего своего, как самого себя".
В. ГУЛИДОВА.
Фото из школьного архива.