22 марта 2022 –го года - 79 лет со дня Хатынской трагедии.
Хатынь — символ героизма, испытаний, трагедии и скорби белорусского народа, печальная страница истории времен Великой Отечественной войны.
22 марта 1943 года деревенька вместе со всеми ее жителями (от мала до велика) была сожжена фашистами (а у этого слова нет национальности), точнее, 118-м полицейским батальоном.
149 человек, из них 75 детей безвременно погибли, а может, говоря образно, они поднялись в небо вместе с черным дымом, чтобы снова и снова напоминать оттуда живущим на Земле: «Нет войне!».
Руководил карательной операцией Григорий Васюра, после войны скрывший факт своей службы в полиции и СС, но 26 декабря 1986 года приговоренный трибуналом Белорусского военного округа «по вновь открывшимся обстоятельствам», как пособник немецко-фашистских захватчиков, к смертной казни через расстрел.
Общая трагедия – это всегда трагедия отдельно взятого человека. Чудом выжившие после этого страшного события люди навсегда остались с глубокой раной в сердце. Семилетний Виктор Желобкович спрятался под телом своей матери, которая прикрыла сына собой, ребёнок, раненный в руку, пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни; 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский, нашедший среди трупов односельчан своего смертельно раненного в живот сына Адама, который скончался на руках у отца…
О том же карательном 118-м батальоне, созданном из предателей, совершившем огромное количество преступлений против мирных жителей и партизан рассказывала старший научный сотрудник Ивьевского музея национальных культур Марина Петровна Позняк во время открытия выставки 22 марта « Без срока давности», свидетельствующей о геноциде населения Ивьевского района:
- В Ивье рота 118 полицейского батальона прибыла в октябре 1943 года. Следствием установлено:
в д. Павловичи убиты 2 партизана, в д. Морино – 1 партизан и 1 мирный житель (подросток), в д. Мишуковичи – 3 партизана, в д. Николаево – 2 партизана и 1 мирный житель (связной), в Лучинском бору возле д. Каменная Слобода – 50 евреев. Об этом повествует четвертый раздел экспозиции.
По последним документам, которыми пополнился фонд музея, в том числе благодаря расследованиям прокурора Александра Сергеевича Широких, рота размещалась именно в здании современного музея, «в школе по дороге на Лукашино».
В первом разделе новой экспозиции «Установление «нового порядка» представлены подробные сведения о том, как 29 июня 1941 года, на восьмой день войны, немецкие оккупанты вошли в Ивье. И сразу же стали устанавливать свои правила: отбирали имущество, продукты, ввели денежные единицы рейхсмарки, документы аусвайсы, расстреливали партийных и советских активистов, красноармейцев-окруженцев.
И опять история показана через личность. На открытии выставки была возможность увидеть протокол допроса Иосифа Семеновича Волчка, свидетеля расстрела мирных жителей деревень Большие и Малые Князиковцы. Мужчинам было объявлено, что они виновны в смерти немецкого десанта, который высадился около деревни еще в 1940 году, приказано выкопать себе яму. Убили в общей сложности 24 человека. Один остался в живых – многодетный отец, просивший о пощаде на коленях.
Второй раздел музейной экспозиции - «Сожжение деревень». Тема эта так близка теме Хатыни, участь которой разделили другие белорусские деревни.
Согласно электронной базе данных, созданной Департаментом по архивам и делопроизводству Министерства юстиции РБ, Национальным архивом РБ и Белорусским фондом мира при поддержке Российского фонда содействия актуальным расследованиям «Историческая память», на территории Ивьевского и бывшего Юратишковского районов было сожжено 43 деревни!
Сотрудники музея сделали карту района с сожженными деревнями. По словам Марины Петровны Позняк, среди уничтоженных деревень- страдалиц есть большие: Бакшты (из 65 сожжено 52 дома), Шаркути (60/60), Довнары (53/), Бобинск (48/), Забеловцы (46/); маленькие: Рассолишки (30/27), Зубовичи (22/17), Верещаки (14/12); миниатюрные: Крупли (7/), Сухой Борок (5/), Зыковичи (2/).
Дело в том, что число 43 не окончательное. Например, в списке нет деревень Пацевичи, Матыковщина, которые упоминаются в книге «Память. Ивьевский район». Матыковщина была сожжена в 1943 году, огнем уничтожено 6 домов, погиб 21 житель. В феврале 1944 года во время налета немецких самолетов сожжено 15 домов д. Пацевичи. Частично были сожжены Лаздуны (2 дома), Яськовичи и Гуденята (по 1 дому).
Судьба человека неотделима от судьбы родины. Записанные на видео учителем истории Лелюкинской школы Андреем Викторовичем Волчком воспоминания жительницы д. Николаево Анастасии Александровны Журомской свидетельствуют, что за связь с партизанами деревня была целиком сожжена во время налета немецкой авиации в самом начале войны и восстановилась только в 1947 году.
Большая часть сожженных деревень размещена на территории теперешнего Бакштовского сельсовета – партизанской зоны Ивьевщины.
Третий раздел экспозиции – «Ивьевское гетто». На оккупированных территориях массовому уничтожению подлежало еврейское население. Ивьевчане знают о кровавых акциях 2 августа 1941 года и 12 мая 1942 года. Но по полученным новым данным 2 августа 1941 года было отобрано для расстрела не 220 жителей Ивья, а 225 (226)! Это почти все учителя местной школы, духовные руководители, интеллигенция еврейской общины, советские активисты. Зверская акция 1942 года поражает своей нечеловеческой жестокостью: детей не расстреливали и не били автоматами по головам, а закапывали живыми.
Общему уничтожению подвергались не только евреи, но и цыгане. Осенью 1941 года недалеко от хутора Мунцевичи было убито полицаями и немцами 70 человек.
Деревни Юровские и Ковалевы совсем недавно внесены в электронный список. «Все жители района должны принять участие в обновлении трагичных страниц истории нашей страны»,- считает старший научный сотрудник М.П. Позняк.
На открытии экспозиции председатель Ивьевского районного исполнительного комитета Игорь Николаевич Генец обратился к молодому поколению:
-Сегодня важно донести людям правду обо всех ужасах войны, о геноциде белорусского народа. Надо признать, что буквально до прошлого года надлежащей информации, касающейся этой темы, не было. Сегодня есть возможность посмотреть документы, осмыслить происходящее в годы оккупации района. Важно, чтоб молодежь знала правду и не допустила того, что уже было. Данная выставка поможет эту правду узнать.
Тему продолжил прокурор Ивьевского района Александр Сергеевич Широких:
-Открытие выставки в трагический день - знаковое событие. Читая материалы многочисленных дел, пропуская все через свое сердце, мы и представить не могли, какой ужас выдержали наши люди во время войны. В то же время белорусский народ достойно прошел испытания. Был геноцид. Забывать ни в коем случае нельзя. Мы предоставили музею подлинные архивные материалы, дела, протоколы допросов. Более того, экспозиция будет пополняться. Все знают о гетто в Ивье. Но все ли знают, что ½ часть Ивья это и было гетто? Читайте. Смотрите. Думайте. Выставка создана для этого и для того, чтоб в будущем не было подобных ошибок прошлого.
Мы смотрим и читаем: вот «Дневник узницы Шифры Марголиной, узницы гетто Ивья, сохраненный жительницей Хованщины», а вот «Акт комиссии по расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков на территории Ивьевского района от 3 апреля 1945 года», вот «Протокол допроса от 17 мая 1945 года Шмуклера Шая Файбовича, жителя м. Ивье», а вот «Разведсводка от 18.05.1944 партизанкой бригады имени Александра Невского» – много документов!
«Геноцид белорусского народа не имеет срока давности»,- говорит в заключение директор Ивьевского музея национальных культур Екатерина Владимировна Маскалевич,- как неприменим срок давности ко всем военным преступлениям».