Уничтожение евреев Ивья гитлеровцами описывает Леонид Смиловицкий в книге "Катастрофа евреев в Белоруссии, 1941-1944 гг.": "Через две недели после занятия местечка нацисты начали заставлять евреев выполнять бессмысленную работу: чистить руками уличную грязь, перетаскивать тяжелые камни с одного места на другое, дрова из леса в Ивье на расстояние пяти километров при норме 30 кубометров в день. Первый погром был устроен 2 августа 1941 г. Собрали мужчин в возрасте от 20 до 60 лет. Предпочтение отдавалось тем, кто имел отношение к умственному труду - счетоводам, бухгалтерам, учителям, техникам и квалифицированным специалистам (220 чел.). Их били, а потом вывезли в сторону д. Стоневичи в 2 км от Ивья и расстреляли. По свидетельству Шмая Блоха 50 евреям приказали перенести неисправный автомобиль. Их сопровождали солдаты СС, которые били плетками и палками по головам.
В феврале 1942 г. устроили гетто, в которое переселили три тысячи человек, его огородили колючей проволокой и усиленно охраняли. Покидать гетто без пропуска было запрещено, нарушителям грозила смерть. Когда одна еврейская девушка пыталась выйти, немцы расстреляли ее вместе с семьей родителей из 6 чел. Вскоре за такое "правонарушение" было расстреляно еще две семьи. Весной 1942 г. 500 евреев направили в Юратишки в 14 км от Ивья и приказали перенести на себе подбитый танк. Работа продолжалась два дня. Тех, кто надорвался, конвоиры расстреляли по дороге.
Акцию уничтожения евреев в Ивье провели 12 мая 1942 г. Для этой цели из Лиды прибыл отряд гестапо. Евреям приказали собраться на базарной площади под предлогом проверки паспортного режима. Выступил немецкий офицер, который сообщил об акции возмездия "за хищение оружия" 27 тыс. евреев Лидского уезда. После этого евреев стали выводить группами на улицу возле костела для селекции. Трудоспособных отделили, остальных избивали, кололи штыками и гнали к яме возле костела. Многие уже через 100 м такого пути теряли самообладание и подходили к яму "наполовину убитыми". Особенно жестоко обращались с мужчинами. Расстреливали группами по 10-15 чел. Детей бросали в яму живыми, больных и истощенных расстреливали на месте. Раненых не добивали, сваливая в ров вместе с убитыми (2,5 тыс. чел.). Когда могила заполнилась, 50 евреям приказали ее закопать. Многие еще были живы, лежали придавленными телами умерших и старались освободиться, умоляли о помощи. Евреи, которых сделали могильщиками, просили пощадить тех, кто уцелел во время расстрела. Но немцы были неумолимы. Яму засыпали землей и покрыли слоем негашеной извести. Оставленных в живых вернули в гетто и использовали на разных работах.
По одним данным, гетто продолжало существовать до конца декабря 1942 г., по другим - было ликвидировано 17 января 1943 г. Место гибели последних евреев Ивья не установлено. Одни свидетели утверждают, что их вывезли на машинах на железнодорожную станцию Гавье, где погрузили в товарные вагоны и отправили в неизвестном направлении. Другие, что евреев направили в Борисов, третьи - в Молодечно, четвертые - в Лиду и оттуда - в лагерь смерти Майданек в Польшу.
Всего по данным районной комиссии содействия ЧГК СССР в Ивье и Ивьевском районе погибло 2621 чел., включая 1.424 женщины и 626 детей. При вскрытии массового захоронения в окрестностях д. Стоневичи на южной опушке леса (акт от 3 апреля 1945 г.) было обнаружено 2524 трупа, среди которых тела детей в возрасте от 3 до 6 месяцев. Активное участие в акции принимали офицеры гестапо лейтенанты Адольф Вернер и Ганс Виндиш, начальник полиции Ивья оберлейтенант Альберт Шобер унтер-офицер Кароль Фокц, ефрейтер Бунек, рядовые Бляхник, Герман и Беер (Оригинал источника хранится в ГАРФ, ф. 7021, оп. 89, д. 5, лл. 4-45; НАРБ, ф. 845, оп. 1, д. 63, лл).
На памятнике в Стоневичах выбиты слова поэта Арона Вергелиса: "В мертвом лесу, упираясь во взгляд, камни заплаканные стоят". И здесь же цифры - 2524. Столько евреев было расстреляно на этом месте”.
Подготовила Ирина БУТУРЛЯ.
Фото из архива редакции.