Из истории топора
Топор сопровождает человека еще с первобытных времен. Первым в истории топором был камень, зажатый в руке древнего человека. Кроме использования как топора, этот инструмент применяли в качестве оружия, молотка, долота, скребка и многого другого. Считается, что именно таким орудием Каин и убил Авеля. Подтверждением этой версии служит находка в Олдувайском ущелье (Кения) - череп древнего человека, пробитого камнем.
Вместе с тем, если рассматривать топор в классическом понимании - рукоять и лезвие, то история топора начинается 30 тыс. лет назад. Топор является первым орудием, состоящим из 2-х частей. Однако в соединении скрывалась самая большая проблема. В самом начале топорище и лезвие связывали с помощью жил животных или полосок кожи, но такое крепление было ненадежным. Не получалось в те времена вставлять один предмет в другой. Но как только люди научились плавить медь, то сразу стали делать топорища из металла. Со временем топор стал ассоциироваться с властью и могуществом. Ученые, изучавшие жизнь австралийских аборигенов, пришли к выводу, что каменные топоры были ценнейшей вещью у местных племен. Хранением этих инструментов занимались старейшины, а обычным соплеменникам они выдавались только на время. Эти вековые традиции были нарушены христианскими миссионерами, которые раздали железные топоры практически каждому местному жителю.
То, что в древние времена топоры высоко ценились, подтверждается также изображениями царей и императоров того времени с топорами в руках. В Древнем Риме топорик олицетворял государственные полномочия. Кроме этого они использовались в мифологии, как неотъемлемый атрибут многих богов. Внешний вид топора менялся от культуры к культуре. Вместе с тем, надо признать, что в древние времена топоры не пользовались огромной популярностью. Однако все изменилось в VIII-IX веках нашей эры. Заселение Европы потребовало расчистки огромных площадей, ранее занятых лесами, и это привело к популяризации этого инструмента.
С 1830-х годов топоры стали производить в промышленных масштабах. Это произошло в США, где столкнулись с той же проблемой вырубки лесов, что и ранее в Европе.
Конечно, при переходе от одной культуры и одного ареала к другому облик топора сильно менялся. Но этот инструмент уже навсегда остался незаменимой вещью в доме. Он занял достойное место среди набора инструментов каждого хозяйственного мужчины…
… Исходя из смысла последнего предложения, можно предположить, что ивьевчанин Иван Иванович Кулеш, пенсионер, бывший сотрудник райвоенкомата, самый что ни на есть хозяйственный мужчина в городе, да и в районе - тоже, а может и в Беларуси. Ведь дома у него имеется не много - не мало… 140 топоров.
83 из них и стали экспонатами необыкновенной выставки в Ивьевском музее национальных культур.
Еще раз хочется отметить роль этого музея в культурной жизни района, в повышении общего кругозора людей. Ведь как много интересного, полезного, познавательного постоянно предлагает он своим посетителям, всем желающим.
Каждая выставка - это еще и рассказ о человеке или людях, благодаря которым она состоялась.
Вот и в этот раз присутствующие узнали, что начало коллекции Ивана Ивановича Кулеша положил топор необычной формы, который в благодарность за помощь в хозяйственных делах подарили ему друзья Тадеуш Константинович Нехвядович и Олег Владимирович Бурак. И было это в июле 2012 года. И что-то "щелкнуло" внутри.
Детство вспомнилось. Когда-то мама вспоминала, что любимыми игрушками его в детстве были сделанные из щепок топор, пила, коса. Мальчишка играл в хозяина. Ему и подростком казалось, что личный топор - это показатель самостоятельности мужчины. Ничего удивительного, что так думали сельские дети - перед глазами был яркий образ отца, то колющего дрова, то пилящего бревна, то идущего на зорьке на сенокос… А еще отец был хорошим плотником, работал строителем в колхозе. Вместе с дедушкой они делали бочки, телеги и многие другие вещи из хозяйской и домашней утвари.
То есть, топор- это серьезная и такая привычная вещь. Но когда друзья принесли тот необычный топор, появились какой-то азарт, желание находить подобные инструменты, узнавать их историю.
Иван Иванович считает, что коллекция топоров - это заслуга на 70 процентов его друзей, названных выше, а также Дмитрия Станиславовича Гущи, Ивана Ивановича Бутурли, Александра Бернардовича Белоголового, Бориса Бекировича Шабановича, многих других. Это они, видя его запал, начали также обращать внимание на этот инструмент, а найденное тут же несли к "топорных дел мастеру". Знают, где можно дороже в 10-15 раз, нежели на заготовке металлолома, сдать старый топор и те, кто целенаправленно занимается сбором и сдачей металлолома.
Порой ему приносят старые, заржавленные, с зазубринами топоры. "Больные". Так называет их коллекционер и начинает “лечить” сначала у сварщиков, затем затачивает и осаживает, т. е. садит лезвие на рукоятку.
Кстати, у Ивана Ивановича есть деревообрабатывающий станок, электрорубанок. Он знает, какое дерево лучше всего подходит для этих целей, служит долго, а в руке держится и надежнее, и приятнее. Принесенный старый топор можно обменять у коллекционера на новый, современный, осаженный. Осаживает топоры он и по просьбе друзей и знакомых
Для мастера и коллекционера - это очень приятное времяпрепровождение. Руки уже автоматически отесывают древесину, придают ей необходимый вид и форму, а мысли витают далеко. И они всегда приятны. Кажется, в холодном кусочке металла чувствуется сила рук его бывшего хозяина, той эпохи, в которую все делали вручную.
Кстати, у Ивана Ивановича есть свой "фирменный знак" - на его топорищах на конце имеются дырочки, которые позволяют повесить топор на стенку.
Именно так на стене сарая размещается вся его коллекция. Каждый интересный экземпляр он непременно возит в Викшняны, чтобы показать своему отцу Ивану Михайловичу. Тот кое-что подсказывает, рассказывает, для чего предназначен тот или иной топор.
На выставке об этом тоже сказано. Там есть топоры пожарных начала и середины 20 века, топор для изготовления челнов, для обтесывания стен, топоры-молотки, топорики саперов, топоры-склюты конца 19 века (мощные и тяжелые), топоры цыганские, туристические немецкие, охотничьи, топоры лесника и железнодорожника, топоры канадских лесорубов, для рубки суков, калуны, топоры плотников. Топоры обыкновенные и топоры с клеймом, на котором непонятные цифры и буквы…
Первым коллекцию Ивана Ивановича увидел коллекционер со стажем Иван Мечиславович Буйко. Он-то и предложил обратиться в музей с просьбой о выставке.
Творческий коллектив музея как всегда хорошо обставил и оформил это событие, сделал торжественное открытие с приглашением коллекционера и его друзей.
В выставке приняли участие и 15 топоров-экспонатов из личного музея Ивана Мечиславовича Буйко, а также его взятые из Интернета снимки канадских лесорубов, "колдующих" со своими топорами и пилами около гигантских деревьев…
Интересные факты, интересные экспонаты. Сходите в музей! Выставка еще продолжается.
В. ГУЛИДОВА.
Фото С. ЗЕНКЕВИЧА.