Истоки белорусской государственности, историческая память и патриотизм, современная геополитика, показательные параллели с тем, какой она была на протяжении веков. Перед аудиторией, состоящей едва ли не из всех школьников, учащихся ссузов и студентов страны, Президент Александр Лукашенко выступал и как педагог, и как политик. Эксперты позже скажут: провести Главе государства уникальный, почти четырехчасовой открытый урок на тему «Историческая память – дорога в будущее!», лично расставить акценты в нынешних реалиях было просто необходимо. Объясняем почему.
Прямой диалог
Увы, но спорные исторические моменты зачастую становятся предметом всевозможных политических игр. Рассуждать о том или ином факте с точки зрения того, как этого хотят наши оппоненты? Нет уж, извольте. Аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин, говоря об этом, предлагает перенестись в 1990‑е годы, когда школьники изучали историю Беларуси по памятным многим то ли книжкам, то ли брошюрам в мягких (чем-то напоминающих туалетную бумагу) обложках бело-красно-белых цветов, которые разрабатывали адепты «западной демократии». И их целью, подчеркивает эксперт, было отнюдь не воспитание патриотов, а развитие в белорусах национализма:– Основа формирования национализма шла как раз за счет неправильной интерпретации исторических событий. Поэтому Президент, проведя это занятие, фактически дал правильные тезисы, правильные установки по правильной трактовке истории. Иначе мы можем привнести в сознание молодежи совершенно иные ценности — и уже через 10‑15‑20 лет получим абсолютно другое общество, которое будет тяготеть не к своей Родине, не к своему народу, а к жвачкам, джинсам и лейблам.
Прямой же диалог Главы государства со школьниками, находящимися фактически в любой точке Беларуси, означает только одно: то, что ни преподаватель, ни какая-то система в том или ином районе не исказит самого главного – суть государственной политики по патриотизму, идеологии, воспитанию, истории. Почему тема истории определена как самая главная? Если мы не занимаемся историей, ею займется кто-то другой.
Урок для педагогов и идеологов
Этот урок, считают специалисты, вполне можно было рассматривать и как мастер-класс для педагогов. С методологической точки зрения в том числе. Глава государства сделал занятие именно таким, каким оно и должно, по его мнению, быть: опросил, изложил, вышел к карте, наглядно показал, подискутировал. Директор минской средней школы № 67 Татьяна Коваленя тем временем обратила внимание на еще один нюанс. Мероприятие во Дворце Независимости, анализирует она, позволило взглянуть на преподавание, что называется, со стороны:
– Президент ведь задавал вопросы не только непосредственно на знание истории, но и те, которые касались личного отношения к ней. И, когда у присутствующих спрашивали элементарное: «Чем вы можете гордиться (какими достижениями своей страны, какими событиями)?» – многие оказывались в тупике.Отсюда вывод: мало просто изучить историю, нужно ее понимать. И в вопросе Главы государства присутствовал определенный подтекст на понимание того, как именно мы преподаем историю, насколько дети ее воспринимают и запоминают, есть ли у них свое мнение. Очень хорошо, когда мнение было. Мы должны строить свои уроки так, чтобы каждый, кто пришел к 11‑му классу, четко осознавал, какое место занимает история нашей страны в истории других государств и каким образом мы пришли к суверенитету и независимости.
Начальник информационно-аналитического управления Секретариата Совета Республики кандидат юридических наук Екатерина Речиц добавляет, что как мастер-класс это мероприятие могли рассматривать не только учителя, но и все, кто работает с обществом:
– По моему восприятию, это событие является логическим продолжением Послания Главы государства белорусскому народу и Национальному собранию, — отметила она. — Если в ходе Послания Президентом были заданы белорусам три ключевых вопроса, то в ходе этого урока Александр Лукашенко уже призывал к ответу. Можно сказать, что во Дворце Независимости на встречу собралась миниатюрная модель белорусского общества, наиболее прогрессивно думающая его часть. Соответственно, с этой части общества наиболее разумно спрашивать ответ на данные вопросы... На мероприятии было расставлено много мегаполезных акцентов и для идеологов (кто работает в системе государственного управления, выступает перед общественностью), и для тех, кто работает в системе образования. Это касалось всех, кто должен разделять ответственность за воспитание просвещенного общества.На теме исторической памяти, напоминает Екатерина Речиц, Беларусь и вовсе делает особый акцент:
– Белорусы должны четко понимать, как все было на самом деле. Пришло то время, когда толерантно говорить об истории, к сожалению, не приходится. Нужно говорить обо всем объективно и открыто, даже если кому-то на внешнем контуре это не очень нравится. Мы должны прежде всего думать о том, чтобы наши люди знали правдивую информацию. Замалчивание исторических фактов будет во вред нашим национальным интересам. Сейчас правдивая история – это главное оружие, чтобы обезопасить себя от недружественных выпадов извне.
Полная открытость
Удался ли урок в подобном формате? Однозначно! Присутствующих (и не только их) зацепила не только содержательная составляющая, не только возможность высказаться всем желающим и подискутировать на ту или иную тему с Главой государства. Депутат Палаты представителей Национального собрания Олег Гайдукевич прежде всего обращает внимание на открытость и легкость, с которой Президент обращался с молодежью:
– Я был очень впечатлен откровенностью Президента и еще раз убедился в том, что это настоящий лидер. Александр Лукашенко откровенно и честно рассказал даже о том, о чем наши некоторые белорусские историки боялись говорить в открытую, расставил исторические акценты по многим очень важным для нашей страны вещам и событиям.Успех во вчерашней лекции Главы государства, на мой взгляд как политика и депутата, – в честности. Александр Лукашенко очень легко общался с молодежью, потому что говорил правду. А знаете, почему это залог успеха? Молодежь ложь видит всегда. Если ты приходишь в аудиторию со школьниками, подростками и начинаешь юлить, они всегда это почувствуют. Любой европейский лидер в такой ситуации вряд ли бы справился — со своими обтекаемыми фразами вокруг да около и сверхтолерантностью, от которой уже тошнит. Александр Лукашенко же говорил с ребятами откровенно, не боясь острых вопросов.
Что дальше? Олег Гайдукевич предлагает брать посылы выступления Президента по ряду исторических фактов и строить на этом фундаментальную идеологическую базу:
– То, о чем говорил Президент, объединяет всех белорусов. Разве это не так? Все мы в конечном итоге хотим видеть сильную, процветающую Беларусь, обладающую независимостью и суверенитетом. На открытом уроке выступал лидер, который отстаивает национальные интересы своей страны. У него болит сердце за эту страну, он живет ею – это я 1 сентября слышал в его словах.
Сказано
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
– Мир охвачен событиями, которые требуют своевременного разъяснения позиции государства. Позиции, основанной на многовековом опыте разных поколений белорусов, на их историческом выборе, на подвигах наших предков, на примерах истинной любви к своей земле… Мы уже отметили, что без того, что мы прожили, без нашей истории будущего не будет. Даже не будущего: мы сегодняшние события не сможем оценить, не зная нашей истории.
Во время открытого урока «Историческая память – дорога в будущее!», 01.09.2022.
А в это время
Вадим Гигин, председатель РГОО «Белорусское общество «Знание»:
– Готов учебник по истории белорусской государственности. Он экспериментальный. Данную дисциплину мы читаем только первый год – с 1 сентября в нашей стране стартовало реформирование преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях. Мы открыты к замечаниям и предложениям. Что касается других книг по истории, с некоторыми из них имеются большие вопросы. В книжных магазинах есть и политическая пропаганда, призванная исказить национальное сознание наших граждан, которая к истории никакого отношения не имеет. У нас создан совет по исторической политике, и мы постепенно разбираемся с накопившимися проблемами. Например, было очень много нареканий по экскурсоводам (мы видим соответствующую активность граждан), поэтому в повестку дня у нас встала тема наведения порядка по трансляции исторических знаний. С этим тоже будем вести работу.