В продолжение рубрики «Ровесники молодой Беларуси» пообщалась с молодым перспективным доктором, заместителем главного врача по медицинской части Рышардом Дойлидо.
О белом халате мечтал с детства. А как иначе, если в роду три поколения медиков?! Безусловно, воспитание во врачебной семье, где велось много разговоров о медицинских делах, о пациентах, не прошло бесследно и повлияло на выбор профессии. Но все равно интересно, как все начиналось.
Рышард Арнольдович, когда вы поняли, что будете медиком?
- В 2002 году наша семья приехала в Ивье. Я родился в Гродно, но пошел в 7 класс Ивьевской средней школы. Отличником никогда не был. В 10 классе выбрал химико-биологическое направление. 2 года усиленной профильной подготовки под руководством прекрасного педагога Марии Михайловны Козинец укрепили меня в выборе профессии. Ее муж тоже был начмедом, как и ученик. Совпадение? Я легко поступил в Гомельский медицинский университет на лечебное отделение.
- Как давалась учеба в высшем учебном заведении?
- Медицинское образование — одно их самых сложных, здесь нужно постигать тонкости множества учебных дисциплин. В Гомельском медицинском преподаватели были жесткие. Учеба изначально тяжелая. Но зато потом, когда я перевелся в Гродно, с моей базой знаний учиться стало легче. Во время учебы подрабатывал. 1 год был санитаром, потом медсестрой. На распределении попросился работать реаниматологом. Андрей Александрович Стрижак — экс-руководитель управления здравоохранения Гродненского облисполкома утвердил мою кандидатуру. Интернатуру я проходил в Гродненской университетской областной клинике.
- Почему вы так целенаправленно просились на реаниматолога?
- Есть такая наука «Гистология». Я ею так увлекся, что сначала хотел быть патологоанатомом. На старших курсах опять увлекся, но уже травматологией. Хотелось работать в стационаре, оперировать.
Жаль, но сначала выбрать то, что нравится, балл не позволял. На шестом курсе определился окончательно: анестезиолог-реаниматолог.
Действительно, это тяжелая, но интересная работа. Оказать помощь человеку нужно быстро. Но зато также быстро видишь результат. Когда пациент открывает глаза – непередаваемое ощущение нашей с ним победы. Это дает стимул работать дальше. Основным учителем в Ивьевской ЦРБ считаю Олега Яковлевича Скакальского. Я продолжатель его направления в работе. Под началом талантливого врача отработал два года, затем в университетской клинике два года.
Эрудированность, вежливость, знание болезней и собранность в экстренной ситуации, целеустремленность и самодисциплина, способность быстро принимать решение и сохранять холодный ум. Эти качества, безусловно, приходят с опытом работы в реанимации.
- Скажите, Рышард, что вам дала работа в реанимации? Не она ли воспитала из вас руководителя?
- Много составляющих. Мой отец – мой учитель по жизни. Характер позволяет быть руководителем. Имею в виду свою способность быстро принимать решение и готовность за это отвечать. У всех реаниматологов вырабатывается такая черта.
- Наверное, врачи, которые работают в больницах, смотрят на поликлиники и думают: «Боже, да чем там заниматься? Рутина». А вы что скажете?
- Интенсивная у нас работа. Трудимся сутками. Прекрасный коллектив, высококвалифицированные специалисты. Хочется работать, совершенствоваться. Я живу в больнице, можно сказать…Я совмещаю должность с 0,5 ставки реаниматолога. Таковым было мое условие. Не все просто: здесь, в поликлинике, много работы, связанной с документацией, в стационаре – с организационными моментами. Решаю и лечебные вопросы, потому что меня приглашают на консультации. Основная моя работа, конечно, обязанности заместителя главного врача по медицинской части. В моем подчинении заведующие отделениями, главная медсестра, заведующий Юратишковской больницей. Не только «бумажки»! Многие вопросы решаются коллегиально и остаются за кадром для пациента и его родственников. Порой человек даже не догадывается, что его персону «обсуждают» много врачей. По специальным программам мы имеем возможность советоваться также с областными специалистами узкой направленности. У нас имеется прекрасная лаборатория. Есть даже то, чего в Лиде нет (возможность сдать анализ на суммарный витамин Д, к примеру).
- Как вам удалось вызвать уважение пациентов и коллег? Вы ведь еще так молоды…
- Сегодня все рвутся в столицу, в областные центры. Я бы тоже, наверно, рвался туда, если б не родное Ивье. Здесь много моих знакомых, друзей из самого детства. И хочется помогать этим людям. Я достаточно быстро вошел в курс своих обязанностей. Были две проблемы. Первая: как меня воспримут пациенты. Вторая: как меня воспримут коллеги. Первая решилась быстро. Думаю, потому, что уровень моей подготовки достаточно высокий. Моя специальность дает мне возможность ориентироваться в любом направлении. Вторая вызвала определенные сложности. Сначала опытные коллеги трудно восприняли мое назначение. Но позже все наладилось.
- Говорят, что молодежь, увлекаясь современными подходами, забывает о человеческом факторе, не считает нужным поговорить по душам с пациентом. Это так?
- Я не думаю, что теряется человеческий фактор. Врач должен уметь правильно общаться с пациентами, он должен найти нужное слово и сказать его вовремя. Это нелегко. Но мы всегда разговариваем с больным. Это помогает поставить правильный диагноз.
- Когда вы принимаете какие-то непростые решения, бывает, что думаете – как бы поступил отец, что бы он сказал по этому поводу?
- Сейчас отцу труднее давать мне советы. Какие-то управленческие моменты он может мне преподать, как своим студентам с университетской кафедры, но совет, как лечить, скорее я могу дать ему. Просто я избрал немного другой путь – путь помогать людям. Я больше врач, чем руководитель.
- Вами руководит искреннее желание помогать людям? Вы уверены, что пришли в медицину навсегда?
- Я доволен тем, что попал в медицину. Я помогаю людям. Но и они не должны забывать, что у них самих есть обязанность прилагать усилия для сохранения своего здоровья. А то порой не понимают, что когда предписания врача не выполняются, из-за этого здоровье ухудшается.
- Чем интересуетесь помимо работы?
- Чтобы быть хорошим профессионалом, не застаиваться, постоянно развиваться, надо изучать медицинскую литературу, быть в курсе современных тенденций в медицине. Поэтому читаю книги медицинского характера, участвую в конференциях онлайн. Сейчас много возможностей для самосовершенствования.
- На наш взгляд, молодой врач Рышард Дойлидо – эрудированный, внимательный, компетентный, способный принимать взвешенные решения человек. А вы как считаете?
- Трудолюбивый, твердолобый, хоть и приходится идти на компромисс, миролюбивый…Я счастливый человек. У меня есть супруга, сын Эдвард четырех с половиной лет, дочь Стефания двух лет. Очень их люблю. Дети лучше всего помогают сбросить негатив дня и набраться сил. Есть необходимые условия для работы, карьерного и личностного роста.
Ирина Холяво.
Фото Станислава ЗЕНКЕВИЧА.