Дети доверяют мудрости, справедливости, чистоте помыслов взрослых. Вполне закономерным и естественным они считают проявление к ним со стороны родителей и педагогов любви, внимания и доброжелательности, готовности помочь и защитить, уважения и бережного отношения к их личности и индивидуальности. Эти ожидания выражены даже у тех детей, которые прошли суровую школу жестокости, унижения и насилия в семьях…
В Ивьевской средней школе прошло родительское собрание на тему: "Взаимоотношения родителей и детей. Разрешение трудных ситуаций".
С признаками употребления несовершеннолетними наркотических, токсических веществ и алкоголя ознакомила родителей врач-нарколог УЗ "Ивьевская ЦРБ" Е. Локтевич. Начальник ИДН Ивьевского РОВД А. Шабанович рассказал об ответственности родителей и несовершеннолетних за употребление алкоголя и наркотических веществ. Педагог-психолог школы О. Козеко остановилась на особенностях взаимоотношений родителей и детей и оказании помощи им в трудных жизненных ситуациях.
Проблема разного рода помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро. Особое внимание обращает на себя и возрастающее число обучающихся с патологией репродуктивной системы, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью последнего десятилетия является и рост зависимостей или заболеваний среди подростков (токсикомания, табакокурение, алкоголизм, компьютерная зависимость). Поэтому одной из задач, стоящих перед обществом и учреждением образования в частности, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики.
К проблемам, вызвавшим острую необходимость решительных и активных профилактических действий, относятся: распространение вредных привычек, нездоровый образ жизни, употребление несовершеннолетними психоактивных веществ, алкоголя, влияние интернета на формирование идеологии молодежи, семейное неблагополучие.
Причину напряженной ситуации ученые видят в ухудшающемся положении семей, так как семье принадлежит особое место в профилактике наркомании среди детей и подростков. Ведь одной из главных ее функций является воспитание и социализация детей. Поэтому семья может как способствовать приобщению детей к наркотическим и другим психоактивным веществам, так и противостоять. Результаты исследований показывают, что сегодня не менее 10-15% наркоманов - выходцы из весьма благополучных семей со средним и высоким достатком.
Анализ специалистами действующих телефонов доверия показывает, что большинство звонков касается детско-родительских отношений. Поэтому профилактика разного рода зависимостей стала содержанием образовательного процесса в школе. Очень важно сегодня заглянуть во внутренний мир ребенка, познать его душевные стремления, поверить в его возможности и творческие силы.
Дети верaят во взрослых как в последнюю инстанцию, которая может им помочь, защитит их. Взрослые не всегда соответствуют этому доверию, не готовы принять детскую доверчивость как величайшую данность. Вечная занятость родителей и ограниченность их контактов с собственными детьми уже давно стала нормой, и дети принимают это как норму человеческих взаимоотношений. Неоправданные ожидания, мелкие обиды, осознание несправедливости самых близких людей кроме глухого разочарования вызывает чувство протеста, формирует негативные поступки (грубость, дерзость, а иногда и агрессивность, жестокость). Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте, когда последствия проблем в отношениях с родителями проявляются особенно остро, а негативные последствия сложно предотвратить.
Ребенок должен знать, что все проблемы можно решить
И именно родители воспитывают у ребенка эту уверенность в своих силах. Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел к вам, а не к чужому человеку. Значит, он вам доверяет, и вы совместными усилиями легко преодолеете его "большие проблемы".
Обратите внимание, если подросток заговорил с вами о чем-то своем - бросайте мыть посуду, положите телефонную трубку, отложите все свои дела, садитесь напротив, глаза в глаза - и слушайте, сопереживайте, вникайте, рассуждайте вместе. Подросток должен знать, что всегда может рассчитывать на вашу помощь и поддержку.
Попробуйте ответить на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.
Вы с ребенком каждый вечер разговариваете по душам, обсуждаете прожитый им день?
Раз в неделю проводите с ним свободное время (кино, концерт, поход, встреча с родственниками и т.д.)?
Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
Вы знаете его друзей (чем занимаются, где живут)?
Вы в курсе о его времяпрепровождении, хобби, занятиях?
Вы в курсе его влюбленности, симпатиях?
Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
Вы знаете его любимый и нелюбимый предмет в школе?
Вы первыми идете на примирение, разговор?
Если вы на все вопросы ответили "да", значит, вы на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку.
Если у вас большинство ответов "нет", то необходимо немедленно повернуться лицом к своему ребенку, услышать его, пока не случился суицид.
В ходе собрания родители получили советы по налаживанию позитивных взаимоотношений с детьми:
открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;
помогать своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;
помогать преодолевать препятствия;
одобрять любые положительные начинания подростков словом и делом;
не применять ни при каких обстоятельствах физические наказания;
любить своих детей и быть деликатными с ними.
Немедленно сообщать педагогу-психологу, педагогу социальному или классному руководителю, если вас тревожит поведение ребенка или его эмоциональное состояние.
Не оставил никого равнодушным фильм "На краю…". Родители ушли с собрания с ощущением того, что могут и должны помочь своему ребенку. Каждый осознал необходимость контроля свободного времени детей, пользования ими сети Интернет. Предстоит большая работа по вопросам последствий компьютерной и игровой зависимостей у детей, формированию общей культуры быта и общения семьи. А еще важно быть предельно корректными и тактичными и помнить, что все в ваших руках.
Л. ГАВРУК, заместитель директора по воспитательной работе;
О. КОЗЕКО,
педагог-психолог Ивьевской СШ.