Без срока давности
Самую подробную хронологию событий трех страшных лет оккупации на территории района знают в Ивьевском музее национальных культур. Старший научный сотрудник Марина Позняк рассказала о кропотливой работе в этом направлении:— Экспозиция открылась в начале 2022-го, и начинается она с первых дней войны, с того момента, как на Ивьевскую землю ступила нога неприятеля. В первую очередь были расстреляны интеллигенция, партийные работники. 2 августа 1941-го уничтожили 220 евреев. Наш район обороняла 24-я Самаро-Ульяновская железная стрелковая дивизия, которая считалась одной из лучших в Красной армии. Она смогла не только на трое суток остановить врага, но и перейти в наступление. Вот на этом стенде представлен протокол допроса местного жителя Иосифа Волчека, где он рассказывает, как в Больших и Малых Князиковцах уже в первые дни войны фашисты расстреляли мужчин за помощь в поимке немецких диверсантов. Интересно, что убили каждого десятого взрослого сельчанина, при этом взрослыми считались 15-летние подростки. Недавно в экспозиции появились местные аусвайсы, продуктовые карточки, а также уведомления о нормах натурального налога, который крестьянин обязан был платить оккупантам.
Многие десятилетия считалось, что за три года оккупации — с 24 июня 1941-го по 7 июля 1944-го — немецко-фашистские захватчики сожгли на Ивьевщине шесть деревень. Всего 115 домов и 131 житель. Ивьевскими сестрами Хатыни стали Ятолтовичи, Верещаки, Мотыковщина, Бакшты, Юровские, Ковалевы. Две последние деревни после войны так и не возродились. Населенный пункт Юровские увековечен в мемориальном комплексе «Хатынь».
— Согласно последним данным и новым фактам, которые удалось получить благодаря работе прокуратуры, в настоящее время речь идет о более чем 40 деревнях, — уточняет Марина Петровна. — В этот список включили не только сожженные, но и разрушенные населенные пункты, хутора. Некоторые были уничтожены во время ожесточенных боев, часть подвергалась бомбардировкам. Самая большая трагедия в плане числа жертв постигла деревню Ятолтовичи.
Жуткую расправу над жителями фашисты учинили утром 22 февраля 1943 года. Людей просто выгнали на улицу, собрали всех в специально подготовленный сарай и подожгли. В тот день заживо сгорели 96 сельчан. Деревня была превращена в пепелище.
По словам Марины Позняк, с помощью местного военкомата также удалось установить, где на территории района находились концлагеря для военнопленных. Один из них размещался в поселке Юратишки — в нем было более 200 человек, второй — в Ивье.
— Здесь же представлены воспоминания местного жителя Шмаи Блоха, который рассказывает об издевательствах над красноармейцами. Он пишет о том, что раненых закапывали возле костела живыми. А вот фото, где наши ивьевские евреи тянут танк из Юратишек в Ивье. По свидетельствам очевидцев, 14 километров они преодолели за два дня, при этом многие умерли во время пути. Остальных добили на «финише». На особом месте в музее — дневник Шифры Марголиной, которая перед отправкой в гетто успела передать его местным жителям. В нем описываются жуткие страдания, которые пережила женщина. Молодая мать пыталась спасти своих пятерых детей, передав их в семьи ремесленников. Однако все они были зверски убиты.
Табор ушел в небо
Из вышесказанного можно сделать вывод, что нацисты и их приспешники сразу же начали поголовное уничтожение евреев, проживающих в Ивье и окрестностях. Было организовано гетто, где людей держали до самой смерти, используя на тяжелых и грязных принудительных работах. Неподалеку от Ивья расположен мемориальный комплекс «Стоневичи», где покоятся 2524 человека, в основном это дети, старики, женщины, которых живьем закопали в одной братской могиле. Здесь нас встречает учитель истории Лелюкинской средней школы, краевед Андрей Волчок.Историк Андрей Волчок часто приезжает к мемориалу «Стоневичи» и один, и со своими учениками.
— В настоящее время в районе не осталось представителей еврейской национальности, — констатирует собеседник. — Как вы видите, по центру располагается основная часть комплекса в виде импровизированной стены плача. По бокам установлены памятные обелиски. На первом значится напоминание о том, что первые 220 человек были расстреляны еще в августе 1941-го. На втором рассказывается о трагедии, которая произошла в Лучинском бору. Все знают, что на территории Беларуси орудовал 118-й карательный полицейский батальон, который был задействован в уничтожении Хатыни. Его участники также уничтожали 50 евреев, прятавшихся в болотах Налибокской пущи (Лучинский бор).
Андрей Викторович рассказал, что помимо основной работы много времени уделяет исследовательской деятельности. В зоне особого внимания — события времен Великой Отечественной, геноцид местного населения в годы оккупации.
— Несколько лет назад получили информацию, что на территории Лелюкинского сельского Совета немцы уничтожили цыганский табор осенью 1941-го. Одна из моих учениц съездила к местным жителям, которые рассказали, что действительно табор приезжал ежегодно на одно место, которое в народе прозвали «цыганы». Люди вспомнили, как в один осенний день из комендатуры в Бакштах приехали полицаи на грузовиках, окружили свободных кочевников. До сих пор по этому факту не найдено официальных документов, однако точно известно, что убийства совершались руками извергов из литовского отряда. У них была своя форма и знаки различия.
По мнению историка, важно не забывать, что после освобождения территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков убийства на Ивьевской земле не закончились:
— Еще долгое время действовали вооруженные бандформирования армии Крайовой. Здесь орудовали более 600 польских националистов, которые убивали в первую очередь активистов, создающих колхозы, ведущих партийную и просветительскую деятельность. Недалеко отсюда, в Гераненах, в то время был убит председатель сельсовета. По сути, это был обычный бандитизм, прикрытый красивыми фразами о возрождении национальной польской идеи. Помимо этого, на территории Ивьевского района в то время действовал Ост-мусульманский полк СС, который также занимался грабежами, убийствами, изнасилованиями местных жителей.
СБ