Корреспондент «ГП» изучила ситуацию в пункте пропуска «Каменный Лог» на белорусско-литовской границе.
По сообщению сайта Государственного пограничного комитета РБ, 18 февраля в 13.00 в пункте пропуска «Каменный Лог» в Ошмянском районе на въезд в нашу страну стояли в очереди 10 большегрузных автомобилей, на выезд – 100. Несколько дней назад ситуация была прямо противоположная – тогда на литовской стороне скопилось большое количество фур, большинство – с российскими номерами.
Отсутствие соглашения по вопросу транзита большегрузных автомобилей между Польшей и Россией, блокировка российских грузовиков в Украине привели к тому, что большинство перевозчиков пытается проехать в Россию через Литву и Беларусь. Все они и выстроились в очередь на литовской стороне границы.
Дмитрий, водитель-дальнобойщик из Калининграда, которого мы встретили в зале таможенного оформления на выезд из нашей страны, как раз оказался в той очереди. Через «Каменный Лог» он ездит не один год, но такого долгого ожидания не припомнит. Обычно весь процесс перехода границы занимал у него не более двенадцати часов.
– Очередь на литовской стороне, – вспоминает Дмитрий, – в пятницу, 12 февраля, растянулась более чем на 5 километров. – Но к белорусским инспекторам претензий нет – ни раньше, ни теперь. Здесь нас пропустили четко, как всегда. Да и сейчас, когда ситуация кардинально поменялась, и я теперь уже возвращаюсь через Беларусь и Литву, белорусские таможенники работают оперативно.
– Наличие в очереди большого количества фур на выезд из страны – это обратная сторона той, недельной давности, задержки: все те перевозчики, которые тогда въезжали в Беларусь, теперь возвращаются обратно, – объясняет сегодняшнюю ситуацию в пункте пропуска заместитель начальника Ошмянской таможни Владимир Кузнецов.
В отличие от Дмитрия водитель из Брянска Евгений пересекает границу в пункте пропуска «Каменный Лог» впервые.
– Раньше мы через Польшу ехали, а тут вдруг привычная дорога оказалась закрытой. Поэтому пришлось ехать через Литву и Беларусь. А как иначе? Домой-то возвращаться надо.
Но вопреки ожиданиям пересечение литовско-белорусской границы Евгения не разочаровало:
– Подъехал к границе на литовской стороне – на дороге никого не было, да и терминал полупустой. Как и положено, отдохнул, а утром без проблем прошел таможенный досмотр на литовской стороне, да и на белорусской долго ожидать не пришлось.
Белорусскому таможеннику Дмитрию Кунавичу – он сегодня работает старшим на линии – пришлось трудиться в ночную смену несколько дней назад.
– О том, что в Литве скопилось большое количество большегрузов, мы узнавали по особой нервозности утомленных долгим ожиданием водителей, – вспоминает Дмитрий. – Мы работали как и обычно – оперативно досматривали и оформляли авто согласно их подаче к нам. Конечно, водители нервничали, утомленные долгим ожиданием, рассказывали об очереди перед литовской границей, но большинство из них понимали, что причина не в нас, а в увеличении транспортного потока на нашем направлении. Мы стали заложниками решений стран-соседей и приняли на себя дополнительные фуры.
Несмотря на то, что субъективных причин, связанных с работой белорусских таможенников, в случившемся не было, белорусские таможенные органы оперативно среагировали на сложившуюся ситуацию: усилили рабочие смены и были готовы к оформлению возросшего числа транспортных средств, сообщили нашему корреспонденту в Государственном таможенном комитете РБ.
Как только транспортный поток со стороны Литвы усилился, рабочие смены в «Каменном Логе», «Беняконях» и «Котловке» – именно эти пункты пропуска ощутили на себе возросшую нагрузку – усилили из внутреннего «горячего» резерва Ошмянской таможни. А вскоре подоспело и подкрепление – более двадцати человек из Гродненской, Минской региональных и Брестской таможен.
Гродненские таможенники помогают своим коллегам в «Беняконях», минские – в «Котловке», а на усиление в «Каменном Логе» прибыли коллеги из Бреста. В ночь с 18 на 19 февраля у них первая рабочая смена на новом месте. Усилили свои рабочие смены и литовские таможенники.
Как сообщили в Государственном таможенном комитете страны, оперативному решению вопроса поспособствовала и состоявшаяся 15 февраля встреча заместителя председателя ГТК РБ Владимира Орловского с заместителем генерального директора Таможенного департамента при Министерстве финансов Литвы Йонасом Мишкинисом. Стороны договорились усилить рабочие смены в пунктах пропуска.
Так что пропускная способность на этом участке границы увеличилась по сравнению с обычной.
Даже возросший транспортный поток ошмянские таможенники и их литовские коллеги готовы встретить во всеоружии.
Но они понимают: пока Россия и Польша не договорятся по вопросу квот разрешений на въезд грузовиков, возросший транспортный поток по-прежнему будет идти через Беларусь и Литву.
***
Более 500 «тяжеловозов» стоят в очереди на белорусско-литовской границе
По состоянию на 8 утра 23 февраля ситуация в пунктах пропуска на белорусско-литовской границе существенно не изменилась. Так, в пункте пропуска «Каменный Лог», согласно информации Государственного пограничного комитета, очередь большегрузов на выезд из Беларуси составила 180 машин, в пунктах пропуска «Котловка» – 240 и «Бенякони» – 100 «тяжеловозов».
На въезд в нашу страну образовалась очередь из грузовиков в пункте пропуска «Бенякони» – там томились в ожидании 50 большегрузов.
По материалам сайта Гродненского облисполкома.