22 июня – День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа. С того рокового дня 1941 года прошло 82 года, а в памяти 94-летней Галины Кирилловны Черник, жительницы д. Островцы Бакштовского сельсовета, навсегда остались жестокие кадры тех самых страшных и трагических событий, отложивших отпечаток на всю жизнь.
Ей, 12-летней девочке, многое тогда было непонятным, казалось просто злым и страшным. Наверняка отдельные моменты стерлись из детской памяти ради спасения детской психики. А то, что осталось, и теперь не дает покоя.
В первый год войны вся семья Галины Кирилловны, а это отец, мать и четверо детей, проживавшая в д. Перуч, была вывезена в немецкий концлагерь . В то время младшей сестре нашей героини не было и года. Галина Кирилловна четко помнит эпизод, когда обессиленная от горя мама в товарном поезде по пути в Германию качала на руках младшую сестренку. А та плакала от голода.
– В хозяйстве у нас были и коровы, и свиньи, и куры. Пришли немцы и все забрали. А сколько людей уничтожали! В нашей округе сгорели Юровские и Ковалевы… Некоторые наперед знали, что будут отправлять в Германию на работу. Поэтому убегали к родственникам, в лес, в другие деревни. А наша семья и подумать не могла, что в один день такое случится…
Сначала семью некоторое время содержали в Лидском гетто. Тогда выявили, что отец был связан с партизанами. И за это он вместе с такими же пленными был заживо сожжен.
Матери с четырьмя детьми на целых четыре года была уготована тяжелая судьба. Однако она, вспоминает Галина Кирилловна, никогда не отчаивалась.
– Когда приносили вареную брюкву, мы, дети, плакали, и говорили, что не будем есть, – рассказывает женщина. – А мама нас обнимала, целовала и очень просила, чтобы мы ели, чтобы остаться живыми…
Матери пришлось работать в семье у немецкого пана. Галина же сама работала на кухне: мыла полы, чистила овощи, помогала готовить еду. Вспоминает, что хозяйка просила, чтобы она и после войны осталась в доме. Но об этом даже не было и речи. Разве можно было променять свою Родину на чужую страну, чужих людей, тех, кто заставил так страдать всю страну, кто безжалостно и по-зверски убивал и сжигал ее земляков, кто лишал детей их матерей и отцов?! Хотя никто не знал, куда вернется. Дом в родной деревне могли сжечь, все разграбить. К счастью, такого не случилось. Но налаживать быт пришлось с самого начала.
Галина Кирилловна с болью вспоминает те первые голодные послевоенные годы: есть было нечего в прямом смысле слова. Их поля долгие четыре года не возделывались. Было пусто в закромах. Ни хлеба, как говорится, ни к хлебу. Сначала помогали люди, а потом старшие дети пошли работать. Наша героиня помогала смотреть за детьми в чужих семьях, потом те подрастали, шли в школу, она уходила в другую семью. Говорит, что об учебе не могло идти и не речи: не было во что одеться и обуться. Поэтому она безграмотная, умеет только поставить роспись. Эту, казалось бы, самую привычную возможность – учиться – у нее отняла война.
Только тогда, когда Галина стала девушкой, ее мать поехала в Ивье, купила отрез ткани, и местная портниха сшила ей юбку. Так в гардеробе появилась первая добротная вещь.
Вскоре Галина Кирилловна вышла замуж, переехала из родительского дома к мужу. Она – одна из лучших телятниц в колхозе, муж – тракторист. Говорит, прожили душа в душу все супружество. Жаль, что рано не стало ее Ивана. О нем сегодня только самые светлые воспоминания. Нет в живых и дочери Валентины.
Младшая дочь живет в Латвии. В прошлом году она забрала мать к себе, чтобы скрасить пребывание в малонаселенной деревне, облегчить жизнь, окружить заботой. Однако Галина Кирилловна смогла там пробыть только три месяца и вернулась на свою малую родину.
Не в ее характере сидеть в четырех стенах и сетовать на судьбу. Утверждает, что в родной деревне живется лучше всего. Автолавка приезжает три раза в неделю, останавливается в метрах пятидесяти от ее дома. Трижды в неделю к ней наведывается социальный работник. Любые бытовые вопросы помогает решать председатель сельисполкома Александр Буляк.
Да и сама Галина Кирилловна не позволяет себе унывать. На любую ситуацию у нее в запасе народный юмор и частушки. Главное, говорит женщина, чтобы мир и спокойствие были на нашей земле. Чтобы того, что удалось пережить ей в годы войны, больше никогда не повторилось.
Хотите читать актуальные новости Ивья и Ивьевского района первыми? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал по ссылке https://t.me/ivyenews
Ирина Бутурля.
Станислав Зенкевич (фото).