Язык:

Свой среди своих - уполномоченный деревни

Главное

Современные толковые словари предлагают примерно следующее собирательное определение сельского старосты: должностное лицо, выборное или назначаемое, ведущее дела в деревенском обществе. И в скобках неизменно уточнение: "дореволюционное" или хотя бы "историческое". Мол, слово в прежнем значении уже не употребляется. Хотя кто сказал? В нашей стране старосты в деревнях - не маленькая сноска на страницах истории, а вполне реальные люди, которые и сейчас помогают односельчанам решать проблемы и ставить вопросы ребром.

Институт сельского старосты начал развиваться в России в XVI веке и укрепился в середине XIX. Староста избирался сельским сходом на 3 года и имел право за маловажные проступки сажать под арест, назначать общественные работы сроком до двух дней и даже накладывать штраф в сумме до 1 рубля.

Наши старосты не наказывают (хотя, случается, что приходится отдельных сельчан увещевать, помогать им возвращаться на путь истинный). В основном же  эти люди - помощь, надежда и опора тем, у кого та самая опора потихоньку ускользает из-под ног, - дают о себе знать годы, болезни, одиночество.

Избранный староста - полномочный представитель власти в своей, отдельно взятой деревне, своеобразный социальный работник для ее жителей.

Естественно, что староста - человек уважаемый, пользующийся непререкаемым авторитетом среди сельчан. Это человек, которому, прежде всего, верят.

Верить человеку - нелегкая задача в наше время. Мы ждали "эру милосердия", свято верили, что придет время, - и с дверей наших душ и наших жилищ исчезнут замки, потому что  мы на генном уровне вспомним, что так было у наших предков, что мы - гуманны и добры, мы - славяне, мы - христиане.

Увы,  перипетии последних десятилетий не только  не содействовали приходу "эры милосердия", но и  вовсе подрастеряли нравственные и человеческие устои. Потому так много и делается нашей властью не только в рамках законодательства, но и по возвращению духовности общества. А помощь старикам, людям пожилым  и есть одна из составных этой духовности. 

На территории Юратишковского сельсовета 15 старост. Все работают по-своему, это зависит от ответственности человека, от того, как он относится к делу. Староста - это первый помощник председателя сельисполкома в деревне: он должен знать нужды людей, ставить перед властью основные вопросы, сам оказывать помощь. Сегодня подворный обход, чтобы посмотреть, какая у кого электропроводка в доме, какая печка, - это тоже негласно относится к обязанностям старосты.

С другой стороны, нагрузка эта общественная. Потому говорить об обязанностях как-то не с руки.  Просто в старостах ходят люди, которые все это раньше делали и без этой общественно почетной должности. Делали по доброте душевной, делали, потому что считали это выполнением каких-то своих внутренних заповедей.

К примеру, староста деревни Черкесы Ольга  Зеноновна Дычок. Когда нам навстречу вышла еще молодая женщина, я  сильно удивилась. Старосты, в основном, люди серьезного возраста, хозяева, сельчане с  хорошим жизненным и  трудовым опытом.

Чем же завоевала честь быть полномочным представителем деревни Ольга  Зеноновна? Она улыбнулась в ответ:

- Да я специально и не завоевывала. Просто живу среди этих людей. Ведь это моя деревня. 

В детстве жила на хуторе, который размещался между Черкесами и Бильмонами. Затем мать, оставшись вдовой, купила дом в Черкесах и переехала туда вместе со своей семьей.  

Совсем еще юной в этой же деревне вышла замуж и Ольга. Стали с мужем жить отдельно, обустроили свой личный дом.

В деревне все на виду. И эта девочка, а потом молодая жена, мама двух девочек, а нынче - уже взрослых девушек, одна из которых -  главный экономист отдела статистики в Министерстве статистики республики Беларусь, а другая - бухгалтер-аудитор частной фирмы в Минске, росла  и взрослела на глазах этой деревни. Удивляла и умиляла своей преданностью родным местам, своей вежливостью, добротой, своей хозяйственностью.

В ее большом доме росли все  черкесские дети  в 90-2000-е годы. Так уж устроена ее материнская натура: хотелось, чтобы ее девочки росли на ее глазах. Боялась отдельных походов на водоемы, неопределенных игр. Потому вместе с подругами они "тусовались" здесь же: во дворе или доме  семьи Дычок. Особенно летом и во время каникул (осенних и зимних).

Этой радости - звенящей голосами детей деревни - сейчас не хватает не только ей, но и всем  сельчанам.

Стать своим в деревне нелегко, тут все на виду, двойная мораль не проходит. Говорить одно, а делать другое - не получится. Перестанут верить и уважать.

Она же - открытая, деятельная, живая и добрая. И это не в рамках обязанностей, она такая в жизни. Ведь всех тех, кто нынче порой пробует называть ее по имени- отчеству, она продолжает называть "тетями и дядями".

- Мне не сложно быть доброй и заботливой, - говорит Ольга Зеноновна, - я люблю этих людей. И мне так нравится чувствовать, что я им нужна и что я могу хоть чем-то облегчить их жизнь. Я люблю деревню, я  страдаю из-за того, что ей так тяжело, что стареют ее жители, что остаются одни.

В Черкесах, некогда очень многолюдной деревеньке, живет  40 человек, имеется 18 хозяйств. Только 10 трудоспособных  граждан, шестеро детей до 16 лет и 24 пенсионера.

И среди них - молодая, энергичная, деятельная женщина, отвечающая за жизнь в деревне. Женщина, которой, как она сказала сама, совсем не сложно делать добро. А все дело в том, что обязанности старосты уже давно "отрепетированы" и отлажены. Ольга работает кладовщиком  Юратишковской городской больницы. Изо дня в день  едет на работу в Юратишки из Черкесов. Сама за рулем много лет. И люди всегда просили с оказией то лекарства привезти, то какой-то вопрос в сельсовете решить, то подвезти в поликлинику, в больницу, выписать дрова. Как же откажешь соседям?

Когда институт старост  начал действовать и у нас, в сельсовете ей предложили попробовать себя в этой, давно знакомой и привычной, ипостаси. Собственно, делать нужно было то, что она и делала многие годы. Только уже после выборов сельчанами. 

- Люди у нас прекрасные, - говорит староста из Черкесов. - У нас нет брошенных стариков. Есть такие, у которых дети далеко, но они приезжают. А если случается, что некому уже приехать, мы сами решаем проблемы. Так, к слову,  есть у нас старожил деревни тетя Вера Гурин, которой более 90 лет. Недавно умерла ее дочь, которая жила с ней, заботилась о ней.  Есть еще сын в Кричниках. Но постоянно никто с женщиной не живет уже. О ней заботится соседка Марина Ивановна Белоус. Она не оформлялась социальным работником. Просто по-соседски, по-человечески приготовит поесть и себе, и одинокой женщине, протопит печки, выслушает ее  жалобы. А вот убирает бабушка сама. Не любит, когда кто-то моет в ее доме полы.

Все обо всех знает староста.  С кем-то на улице встретится, побеседует, к кому-то зайдет, о ком-то расскажут сельчане. Иные приходят к ней с просьбами сами, а потом собираются и едут вместе в сельисполком.

Вопросы те же, что и везде: земельные, брошенные дома, материальная помощь, выделение соток под посадку картофеля.

Под эгидой старосты решаются вопросы об уборке в деревне, обкашивании и т.д.  В прошлом году все пустующие участки обкосил сельсовет. В этом году сезон только начинается. Но староста уже неназойливо указала запоздавшим с уборкой придомовых территорий, что пора  делать весеннее благоустройство дворов и огородов.

Вот так, уже 8 лет являясь официальным представителем деревни Черкесы, живет староста, уполномоченный, просто обаятельная, милая женщина, чувствующая себя ответственной за жизнь деревни и ее людей, занимаясь задачей государственной важности, будучи своей среди своих…

В. ГУЛИДОВА.

Фото С. ЗЕНКЕВИЧА.

 

Читайте ещё:



Оставить комментарий

Ваше имя
Ваше сообщение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реклама

В какой соцсети вы проводите больше всего времени?

Предложить свою новость

Предложите нам свою новость.
Возможно, мы её опубликуем.

Заполните все поля, отмеченные символом *

Наши соцсети

Способы оплаты

PDF-рассылка

Уважаемые читатели газеты «Іўеўскі край»!

Вы можете подписаться на электронную версию нашей газеты, представленную в PDF-формате. Газета будет высылаться на указанный вами адрес электронной почты  по вторникам и пятницам накануне выхода в печать. Подписаться можно, начиная с любой даты. Будьте первыми в курсе свежих новостей Ивьевщины!

СТОИМОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСКИ:

– на месяц – 3 руб.;
– на три месяца – 9 руб.; 
– на шесть месяцев – 18 руб.

Подробнее

Наши контакты

р/с № BY47BAPB30152768600140000000

ОАО "Белагропромбанк", г.Минск.
 Код BAPBBY2X,

УНН 500051130.

E-mail: pressa.ik@ivyenews.by

Тел/факс: (01595) 6-96-40

Наш адрес:
231337, Гродненская обл., г. Ивье,
ул. 1 Мая, 18

Ссылки


Ивьевский районный исполнительный комитет

 

 

Please publish modules in offcanvas position.