Собирая материалы о родном крае, я однажды подумал: вот Ивье появилось на большом экране в фильмах о минувшей войне, вот в кино мы видим наше местечко в 30-е годы прошлого века. А если заглянуть еще дальше, в начало ХХ столетия? Тогда Ивье - просто сонное, тихое местечко? Не думаю. Внешне, конечно, так, но страсти здесь кипели, предполагаю, еще какие, особенно среди молодежи. Потому что в окружающей атмосфере явственно ощущались какие-то сдвиги. Да, фильм о жизни той эпохи мог бы получиться ярким и насыщенным.И тут я задумался, как бы мог выглядеть сюжет этого блокбастера. Почему-то я сразу решил, что главным персонажем должна стать обычная девушка, простая ивьевчанка. Допустим, из купеческой семьи, или, скажем, из семьи чиновников. Звать? Алеся - очень подходящее имя. Наша героиня подрастает и вовсе не хочет жить такой же вялой и неинтересной жизнью, как ее родители. Нет, это слишком скучно и занудно, а ей надо быть там, где решаются судьбы человечества. Или, по меньшей мере, происходит нечто важное. Так куда ей податься? Может, в столицу империи - город белых ночей Санкт-Петербург, откуда долетают отголоски невероятных по своему революционному накалу событий? Или, может быть, в Варшаву, где тоже кипит жизнь чрезвычайно насыщенная?
Куда же мне отправить Алесю? Ага, тут вот какой момент. В ту пору многие наши земляки ехали из одной империи в другую - из Российской в Британскую. В далекий туманный Лондон. Вот и молодая белорусская девушка путешествует через всю Европу на добром старом поезде. Встречается по дороге с интересными людьми, наблюдает из окна вагона любопытные сценки. Ах, эта никогда не стареющая железная дорога! И вот - последний бросок через Ла-Манш - и Лондон, город контрастов и надежд. Наполненные публикой улицы, величавые кэбы, неторопливые "бобби" (то есть полицейские) в своих своеобразных головных уборах. Тележки с едой, верткие мальчишки, торгующие свежими газетами, лондонское метро, к которому надо приноровиться.
Жизнь в большом городе поначалу захватывает Алесю, ностальгия по покинутым родным местам постепенно отходит на задний план. Но вскоре девушка отчетливо понимает, что ей снова хочется в дорогу. На этот раз куда? Наверное, через океан, в еще более далекую и таинственную страну, которая в ту пору называлась Северо-Американскими Соединенными Штатами. Тем более, что газеты наперебой стали рекламировать новое чудо корабельной техники - пароход "Титаник", который вот-вот должен отправиться в свое первое путешествие. Конечно, если пересекать Атлантику, то только на таком красавце-пароходе.
Алеся уже заказывает билет, но что-то гнетет ее, что-то не дает покоя. А что конкретно, она и сама не может определить. Ей грустно и бесконечно одиноко. И тут на одной из лондонских улиц девушка знакомится с неким джентльменом, которому вдруг она выкладывает свои проблемы. Этот джентльмен - не обычный праздный гуляка, а известный британский писатель Артур Конан Дойль. Да, ведь могла же такая встреча произойти, мир тесен. Автор увлекательных историй про сыщика Шерлока Холмса в ту пору не на шутку увлекся спиритизмом. И тут как раз незнакомая мисс в смятении. Так, может, в ее ситуации спиритический сеанс - это именно то, что нужно? И да, вызванный дух недвусмысленно подсказывает Алесе, что ей нужно серьезно опасаться воды.
А раз так, то запланированное морское путешествие отменяется. Тут Алеся действует решительно. Но ее друг, с которым они вместе собирались отправиться в Штаты, на такой поворот не согласен. Молодые люди прощаются на пристани, предполагая, что эта разлука - не очень долгая, а на самом деле - навсегда.
А дальше… Работа на одной из лондонских текстильных фабрик, участие в профсоюзном движении (там было много молодых энергичных девушек), встреча с эмигрантом-революционером из России, который в бурном 1917 году уговаривает Алесю вернуться на родину.
Это только намеченная пунктиром сюжетная нить. Однако эта история уже начинает серьезно увлекать меня. Да и когда писать о грозных вихрях ушедшего в прошлое века, если не в год столетнего юбилея революций, изменивших весь мир? Именно сейчас…
Ю. КОМЯГИН.
Коллажи автора.