25 января -
80 лет со дня рождения
Владимира Высоцкого
О Володе Высоцком
я песню придумать решил:
вот еще одному не вернуться домой
из похода.
Говорят, что грешил,
что не к сроку свечу затушил...
Как умел - так и жил, а безгрешных
не любит природа.
Булат Окуджава
За этот голос с хрипотцой -
дрожь сводит,
отравленная хлеб-соль
мелодий…
Андрей Вознесенский
Многие вещи Высоцкого я слушал, быть может, не менее тысячи раз. В юности помнил очень многие стихи его на память. Они не забылись, может быть, отдельные строки.
«Побег на рывок»… Эта песня и стихи посвящены Вадиму Туманову, другу Высоцкого. За восемь лет Туманов бежал с Колымы восемь раз. С учетом осуждений за побеги набралось 25 лет. Только после смерти Сталина дело Туманова было пересмотрено, его полностью реабилитировали...
А в промежутках - тишина и снеги.
Токуют глухари, да бродит лось...
И снова вижу я себя в побеге,
Да только вижу, будто удалось.
Это слова и о Владимире Семеновиче Высоцком.
«Есть незаменимые», - сказал на похоронах Высоцкого актер Михаил Ульянов.
По жизни над ним висит занавес из "Гамлета", театрального Высоцкого называли лучшим шекспировским героем современности. Хотя Гамлета блестяще сыграли Лоуренс Оливье, Иннокентий Смоктуновский.
Высоцкий сыграл множество замечательных ролей в кино и театре. Он был Поэтом с великой буквы. Он был Певцом от Бога.
Три дня люди шли день и ночь в июле 1980, чтобы проститься с ним, постоять у его портрета, положить цветы. Это людская толпа была во много раз длиннее очередей к стадионам Олимпиады-1980. Символично, что в это же время скончался еще один великий бард, французский шансонье Джо Дассен.
Высоцкого не баловала жизнь, но, видно, такова горькая традиция русских поэтов. Как сказал сам Высоцкий: «Кто кончил жизнь трагически - тот истинный поэт».
Когда театр на Таганке приехал с Высоцким на гастроли на КАМАЗ всей труппой, Высоцкий шел по улице, которая длилась километр. Люди выставили магнитофоны - и весь километр его песни звучали на полную мощь.
Его любила одна из самых красивых актрис - Марина Влади. Ей посвящены его последние предсмертные стихи.
И снизу лед и сверху - маюсь между, -
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно - всплыть и не терять надежду,
А там - за дело в ожиданье виз.
Лед надо мною, надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека - сорок с лишним, -
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.
Когда я готовил подборку интервью к юбилею Высоцкого, меня не покидала мысль: нужен ли Высоцкий людям сейчас? Я думаю каждый, кто согласился дать мини-интервью о роли Высоцкого в своей жизни, ответил на этот вопрос. Нужен. И будет необходим всегда.
В. Поболь.
Антон Шуков, учащийся 1 курса Гродненского государственного музыкального колледжа, 15 лет:
- Семья наша музыкальная. Мама, Инна Михайловна Шукова, у меня профессиональный музыкант, директор Ивьевской школы искусств, почти 30 лет готовит музыкальные кадры в районе. Любит и знает музыку отец Юрий Анатольевич. Наверное, Высоцкого я услышал именно от него. Папа в годы моего детства включал Высоцкого постоянно, и я против этого ничего не имел. То есть Высоцкий на слуху у меня еще в дошкольном возрасте. Как музыкант, пианист, могу отметить мелодичность и разнообразность его песен. Бардом нужно родиться. Говорю, как человек, любящий гитару.
Сестра Анастасия закончила музыкальную школу и Лидский музыкальный колледж, университет им М. Танка в Минске, преподавала музыкально-теоретические дисциплины в Ивьевской школе искусств. Томик стихов Высоцкого мною и сестрой был прочитан с наслаждением, хотя, конечно, мы дети другого поколения и музыкальные пристрастия у нас другие.
Высоцкий помнится мне на полках магазинов, продающих книжную и музыкальную продукции. Колоритен, это образ барда и народного певца.
Мне нравится юмор Высоцкого, скажем, в такой песне, как «Почему аборигены съели Кука» (хотели кушать, оказывается). Положительные эмоции вызывает песня «Утренняя гимнастика» («Вдох глубокий, руки шире»), «Песня о друге» («Если друг оказался вдруг»).
Лицо Высоцкого не спутаешь среди других гениев-пророков, посвятивших себя музыкальному искусству.
Я - пианист, играл в костеле на органе во время религиозных служб, люблю не только фортепиано, но и гитару, хотя песен Высоцкого не исполняю. Во многом критически отношусь к современной музыке, не люблю «рэп», «попсу», уважаю старый добрый рок (группы «Битлз», «Куин», «Блэк саббэт», «Металлика»). Стараюсь разбираться в течениях современной музыки, нравится в роке направление «индастриал», группа «Зодиак» и их альбом «Диско альянс» относится к числу любимых, Жан-Мишель Жарр вдохновляет. Из старых электронщиков люблю немецкий «Крафтвэрк» («Электростанция»).
Большую роль в приобщении к музыкальной культуре, приобщении к рок-музыке сыграл мой двоюродный брат Александр Шуков. Музыка помогла ему профессионально раскрыться, достичь высокооплачиваемой профессии. Насколько я знаю, Высоцкий также в числе его приоритетов.
Люблю поэтов серебряного века. Думаю, поэзия Высоцкого - это новый серебряный век. Он вдохновил многих музыкантов, гитаристов, бардов, поэтов, актеров, художников.
В колледже постижению музыки и профессии отдаю все силы. В этом фанатизме служения профессии актер и музыкант, поэт Высоцкий может служить всем нам примером.
Смотрел многие работы его в кино. В фильме «Место встречи изменить нельзя» Высоцкий садится за пианино и наигрывает мелодию Александра Вертинского: «Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы? Куда ушел Ваш китайчонок Ли?».
Если человек оставит после себя столько великих деяний, как Высоцкий, хотя бы малую часть того, что сделал он, я думаю, он будет велик не только в музыке.
Виктор Александрович Юзефович, полковник милиции в запасе, бывший заместитель начальника главного управления уголовного розыска МВД РБ, выпускник юрфака БГУ 1984 года:
- Как русская литература по образному выражению вышла из гоголевской шинели, так и многие люди нашего поколения вышли из Высоцкого.
Этот человек - титан, пронзительны его песни. Они не просто берут за душу. Это не просто сочетание удачных стихов с удачным музыкальным обрамлением, это пропущенный через себя взгляд на жизнь и историю. Гитара всегда была его спутником по жизни.
Высоцкий - истинный поэт, певец нашей молодости, его призвание - лучшее оружие в борьбе с многими человеческими пороками.
Он всегда помогал жить.
Для меня он живой. Я знаю многие его песни и часто цитирую их в разных жизненных ситуациях.
Леонид Павлович Журко, руководитель ансамбля народной песни «Чабарок», учитель по классу баяна Ивьевской школы искусств:
Как профессиональный музыкант могу сказать, что очень щедро одарила его природа! И очень мало отпустила ему дней на земле. В музыку нашей жизни 60-70 гг. он внес ноту высокой прочувственности, силы, жизнелюбия. Были философские песни, грустные, веселые, спортивные, военные, - и везде он был на высоте.Он пропел много печального о времени и о себе, и он же наградил нас - тех, кто с любовью собирал его записи, кто пел вместе с ним его песни, кто их слышал случайно из распахнутых окон - награждал нас поэзией, страстью и мужеством, необходимым для жизни. Некоторые его вещи мы постоянно исполняли под заказ во время свадебных торжеств, они звучали со сцены Ивьевского Дома культуры. Высоцкий был поэтом и музыкантом легендарного темперамента, вряд ли кто может сравниться с ним.
Елена Ивановна Смоляниченко, бывший педагог, внештатный автор газеты «Іўеўскі край”:
- С начала 90-х годов в школах был введен новый предмет “Мировая художественная культура”, который я и преподавала в Гераненской СШ. Проводились по этим занятиям и внеклассные мероприятия: выставки, конкурсы, школьники знакомились с творчеством таких бардов, как Булат Окуджава и Владимир Высоцкий. Ребятам нравилось творчество Высоцкого, пожалуй, самого знаменитого барда. Особенно любили исполнять песни, которые звучали в кинофильмах и телефильмах (а сыграл он около 30 ролей): “Штрафные батальоны”, “Он не вернулся из боя”, “Сыновья уходят в бой”, “Песня о друге”, “На братских могилах”.
У меня до сих пор сохранились пластинки из серии “На концертах Владимира Высоцкого (17 дисков), сборник стихов “Спасите наши души”, наборы открыток с фотографиями и стихами. Часто перечитываю стихотворение Юрия Федорова “Последний приют”, прозвучавшее 30 июля 1980 года в день похорон Высоцкого. Лирический герой там - сам Высоцкий, в поэтических строках и предчувствие смерти, и наказ ценить жизнь, и вера в то, что его стихи и песни переживут века.
ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ
Спасибо друг, что посетил
Последний мой приют.
Постой один среди могил,
Почувствуй бег минут.
Ты помнишь, как я петь любил,
Так распирало грудь,
Теперь ни голоса, ни сил,
Чтоб губы разомкнуть.
И воскресают, словно сон,
Былые времена,
И в хриплый мой магнитофон
Влюбляется страна.
Я пел, и грезил, и творил -
Я многое успел,
Какую женщину любил!
Каких друзей имел!
Прощай, Таганка и кино!
Прощай, зеленый мир!
В могиле страшно и темно,
Вода течет из дыр.
Спасибо, друг, что посетил
Приют печальный мой.
Мы здесь все узники могил,
А ты - один живой.
За все, чем дышишь и живешь,
Зубами, брат, держись,
Когда умрешь, тогда поймешь,
Какая штука - жизнь…
Прощай! Себя я пережил
В кассете «Маяка».
И песни, что для вас сложил,
Переживут века!
Захар Мустафович Сафаревич, врач-стоматолог Ивьевской районной больницы:
- Пел он от избытка чувств, хотя часто психология людей такова, что от избытка чувств лучше молчать. Самые разные люди могут сказать о нем самые прекрасные слова. Вспоминая Высоцкого, мы вспоминаем свою жизнь. Потому что пел он о ней.
Он был народным артистом Советского Союза. Пожалуй, самым знаменитым. И в самом истинном смысле этого слова. Потому что его знали все, любили за то, что он находил самые честные слова. Он был ясен, конкретен, чрезвычайно талантлив. И он всегда был человеком живым. Для миллионов любящих его творчество людей он навсегда останется бессмертен.
Недавно я посмотрел по украинскому каналу фильм о Высоцком. В результате журналистского расследования три великих музыканта прошлого попали под категорию жертв политических убийств. К ним отнесен: Фредди Меркьюри, идола и звезду целого поколения, солиста знаменитой группы «Куин», певший с Монсератт Кабалье песню «Барселона» на открытии Олимпиады. Не менее знаковой фигурой является Курт Кобейн, основатель и музыкант группы «Нирвана», звезда рок-музыки. И наш Высоцкий. Аргументация приводится следующая - накануне Московской Олимпиады тот в беседе с Мариной Влади, якобы, высказался за скорую эмиграцию на Запад. «Намерения» народного барда стали достоянием КГБ. И приводятся такие уже далекие от реальной жизни доводы - человек стал опасен власти. Конечно, это вряд ли можно отнести к исторической правде. Высоцкий не мог оставить свою страну, которой он посвятил всю свою жизнь. Этим он и велик.
Олег Дмитриевич Воликов, пенсионер, житель д. Николаево:
- Вся жизнь моя прошла в д. Николаево у реки Неман. Здесь в 1969 году я стал свидетелем съемок фильма «Сыновья уходят в бой», черно-белого художественного фильма, который снимал режиссер киностудии «Беларусьфильм» Виктор Туров. В этом фильме я даже принял участие в съемках в качестве статиста. Это был второй фильм дилогии, снятой по мотивам романа Алеся Адамовича «Партизаны», продолжение фильма «Война под крышами».
В то время мне было восемнадцать лет. Представители съемочной команды попросили меня найти лодочника с лодкой, я сам вызвался на эту роль - «чайкой» управлял с детства. В качестве лодочника со своим личным плавучим транспортным средством я помогал майору из команды режиссера Турова организовать пиротехнические съемки на Немане.
В районе Николаево по сюжету фильма происходили съемки захвата немецкого генерала. Партизаны взяли его в плен на одном берегу Немана, а немцы открыли огонь по партизанам с другого. Довольно натуралистично были сняты кадры обстрела реки и побережья в тех местах, где прошло мое детство. С некоторыми сельчанами киностудией были заключены договора на участие в массовке. Такой договор долгое время хранился и у меня дома, там также была отражена благодарность за участие в фильме. Роль мне досталась пустяковая, но в этом знаменитом фильме я запечатлен на небольшое мгновение, вижу себя за ветками. Мне, как оказавшему серьезное содействие киношникам, даже разрешили остаться в одном из кадров. По меркам того времени даже за массовку мы получили приличные деньги, мне оплатили четыре съемочных дня.
На пароме, ставшем уже историей, в кадр попали некоторые сельчане, всего 17 человек.
Большую помощь съемочной команде Виктора Турова оказывал начальник межрайонной рыбинспекции того времени Владимир Васильевич Задорожин. Можно сказать, что по жизни я дружил с Задорожиным, очень часто с ним общался, оказывал всевозможную помощь.
Владимира Высоцкого я помню именно по съемкам в районе д. Николаево. С Мариной Влади и Высоцким в большей степени общался, конечно, Владимир Васильевич Задорожин, он рассказывл позже, как Высоцкий пел под гитару военные песни у костра. Привал был сделан в живописном месте на слиянии Немана и Березины, в 2017 году я специально сделал снимки этого уникального места. Каждый год с гостями я стараюсь попасть туда и рассказываю, как я с Высоцким был задействован в одном фильме.
Эти фото сделаны на том самом месте, где после съемок отдыхали Владимир Высоцкий, Марина Влади, несколько участников съемочной группы, в их числе был В.В. Задорожин. У тех дубов Высоцкий и Влади отдыхали до самого вечера.
Они запомнились мне в ореоле своей славы. Более высоких звезд, ходивших у побережья Немана, где я вырос, мне и вспомнить трудно. Пел Высоцкий очень красиво. Тембр его голоса остался на всю жизнь. Я жалею, что упустил тогда уникальную возможность попросить у него автограф. Думаю - не отказал бы.
А песня «Сыновья уходят в бой», спетая Высоцким, будет жить вечно. Как и сам Высоцкий.
Николаево в фильме «Сыновья уходят в бой» можно посмотреть на ролике на ютубе по прилагаемой ссылке. Там церковь, Неман, звучит песня Высоцкого. (https://youtu.be/q1W7z7MEy9E)
Всмотритесь в фото дубов, под которыми останавливался Высоцкий, место, где отдыхали Высоцкий и Марина Влади на слиянии рек Немана и Березины возле старого дуба. Это место хранит память о великом человеке.
Насколько мне известно, номер, где останавливался Высоцкий с Мариной Влади в новогрудской гостинице при съемках фильма «Сыновья уходят в бой», содержит музейную экспозицию. И продается постояльцам дороже. Номер оформлен в стиле 80-х годов, а собранные здесь фотографии, газетные публикации и другие предметы как бы рассказывают историю великого поэта.
Думаю, что и возле тех дубов, у которых звучала песня Высоцкого над Неманским побережьем Ивьевщины и Новогрудчины, вполне можно прикрепить мемориальную табличку.
Владимир Николаевич Лаврентьев, преподаватель Ивьевской музыкальной школы в семидесятые:
- Жизнь художника исчисляется не очевидной длиной, но тем смыслом, который он после себя оставил.
Дар Высоцкого - щедрый дар нам, и не только музыкантам, все мы приняли его талант с наслаждением. Его песни - это привет из прошлого, но и актуальность наших дней.
Наше обожание артиста присуще целому поколению, выросшему на его песнях.
Слава Высоцкого, как музыканта и поэта, зарождалась на глазах людей моего поколения. Феномен Высоцкого еще долго будет изучаться искусствоведами.
Иван Иосифович Гойдь, пенсионер:
- Вся моя трудовая жизнь связана с сельским хозяйством, начиная с 1982 года.
До 1974 года, начала службы в армии, творчества Высоцкого не знал. Служил в Москве, в районе аэропорта Шереметьево. Проходили службу со мной ребята со всего Союза. Гитара скрашивала солдатские будни, паренек под гитару исполнял песни Высоцкого. В эти песни влюбились буквально все. Их смысл - это самый настоящий патриотизм, поучительность их применима к самым различным житейским ситуациям.
Стали старослужащими, смогли позволить себе такую вольность, как купить вскладчину ленточный магнитофон. Покупали записи Высоцкого, на этих песнях воспитывались военнослужащие. Высоцкий учил нас любить свою Родину, быть настоящими мужчинами, заставлял думать, осмысливать жизнь. Вошло в привычку в ленкомнате включать Высоцкого, слушать его внимательно, серьезно, вдумываясь в каждое слово песни. Не было никакого смеха, никаких вольностей - это была настоящая медитация. Каждый извлекал для себя что-то полезное. Питер, Ташкент, москвичи, белорусы - все мы любили Высоцкого. Никто не делился по национальности. Гордились тем, что служили в армии.
Однажды вошел подполковник-инженер Забалуев, командир батальона, и приказал изъять кассеты. Когда я задал вопрос: «Товарищ подполковник, а что вредного в песнях Высоцкого?», - тот ответил: «Поступила команда, а приказы в армии не обсуждаются».
Хотя можно сказать, что своего командира мы любили и уважали. И Высоцкого ценил и любил сам подполковник.
С течением времени Высоцкий вернулся и в ленкомнату.
Вспоминается, как перед военнослужащими моего призыва выступал носитель такого же пронзительного голоса, как и Высоцкий - диктор Левитан. Его голос, начинавшийся словами: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!» - по силе своего нравственного воздействия не то, чтобы сопоставим с голосом Высоцкого, это разные категории. Его, Левитана, слушала вся страна со слезами на глазах. Гитлер причислил Левитана к числу своих личных врагов и назвал объектом для уничтожения под номером один. Но и Высоцкий сделал для памяти о войне тоже немало.
С большим сожалением вспоминаю, что пропали фото Левитана перед демобилизацией из армии.
Но память не пропадет, ни о Левитане, ни о Высоцком. Их голоса вечны.
Светлана Александровна Мирончик, директор Ивьевской районной библиотеки:
- Владимир Высоцкий был и остается самым популярным менестрелем нашего времени, всего постсоветского пространства. Его сатирические песни проникали до тех слоев общества, которые, казалось, не интересуются искусством.
Авторская песня в авторском исполнении Высоцкого - это планка неподъемной высоты. Я не видела, кажется, ни возраста, ни общественного слоя, равнодушного к песням Высоцкого. Это ли не народный тип таланта!?
Он не был "гладким" - чаще порицал и высмеивал. Он вдохнул в народное направление песни столько энергии, столько новизны, что она преобразилась совершенно. Высоцкий звучит на самых различных сценах, у костра под гитару, во дни радости и печали, его стихи цитируют и к месту, и не к месту. Причем делают это люди, родившиеся уже после его смерти.
Запомнились его театральные и киношные роли. Песня его будет вечной.
Юрий Владимирович Комягин, г. Гродно, внештатный автор газеты:
- Впервые песни Владимира Высоцкого я услышал еще в начале 70-х прошлого века. Звучали они на стареньком катушечном магнитофоне, качество было не ахти, но энергетика исполнителя просто зашкаливала и не могла оставить равнодушным. В число поклонников барда я попал сразу и навсегда. Доставал его песни, где только мог. Покупал официально выпущенные пластинки в магазинах и самодельные, сделанные на рентгеновских снимках, которые продавались на рынке из-под полы. Однажды я караулил возле телевизора с магнитофоном, когда там демонстрировался фильм «Иван Васильевич меняет профессию», чтобы записать кусочек песни «Поговори хоть ты со мной». Помните тот момент, когда Иван Васильевич мечется по квартире Шурика, случайно садится на кассетник, и оттуда доносится знакомый всей стране голос? Вообще, любой фильм, где Владимир Семенович участвовал в качестве актера или звучали его песни, сразу становился хитом. Так, например, произошло и с лентой «Сыновья уходят в бой», съемки которой происходили, в том числе, и в Ивьевском районе. Песня «Он не вернулся из боя» до сих пор вызывает у меня покалывание в пальцах.
В 1982 году мы вместе с еще одним поклонником творчества Высоцкого – тогда просто студентом Гродненского государственного университета имени Я. Купалы, а ныне доцентом этого учебного заведения Иваном Третьяком – рванули в Москву на вторую годовщину смерти знаменитого исполнителя. Хорошо помню тот жаркий июльский день, огромное количество людей, собравшихся у ворот Ваганьковского кладбища. А ведь мероприятие никто не организовывал, все происходило стихийно, на волне народной любви к певцу. Помню длинную вереницу крытых армейских грузовиков у кладбищенской ограды, множество правоохранителей и сотрудников спецслужб в штатском (в характерных, несмотря на жару, одинаковых темных костюмах и белых рубашках). Какие-то молодые активисты (говорили потом, что из комсомольских оперотрядов), дежурившие у могилы Владимира Семеновича, командовали: «Проходите быстрее!». Но как раз именно здесь люди замедляли шаг. То здесь, то там звучали песни Владимира Высоцкого, кто-то читал его стихи.
Со дня смерти Высоцкого прошло уже тридцать семь лет, а его популярность не становится меньше. И кое-кто сегодня пытается погреть руки в лучах чужой славы. Не так давно, например, в Москве вышла книга «Владимир Высоцкий – суперагент КГБ», одним из авторов которой является скандально известный российский журналист Федор Раззаков. Я прочитал это сочинение и только ахнул: столько в нем было клеветы и беспардонного желания подзаработать на абсолютно непроверенных «жареных» фактах. Казалось бы, да ладно, сколько сейчас всего печатается, не стоит обращать внимания. Но решил не оставлять этот пасквиль без внимания, опубликовал на сайте российской «Литературной газеты» статью «Рэй Брэдбери – потомственный марсианин». Так неожиданно у меня получилось поучаствовать в защите чистого имени кумира моей молодости.
А песни Владимира Семеновича с удовольствием слушаю до сих пор. Предпочитаю делать это в одиночестве, когда в комнате только двое – я и он. Сейчас все чаще вслушиваюсь в его тексты, потому что стихи Высоцкого многозначны и очень актуальны и сегодня. Как всякий большой художник, он продолжает жить после смерти…
Виктор Францевич Шильвян, сотрудник Ивьевского РОВД:
- Высоцкий дорог мне не только потому, что мы родились с ним в один день. Так уж получилось по жизни, что всегда вспоминаю в этот день великого барда. Песни его помогают жить, думать о вечных проблемах. Они дарят душевное равновесие, наполняют каждый день смыслом. Если вдуматься сейчас в то, о чем пел Высоцкий, обязательно найдешь свое, искреннее, нужное.
Он был непримиримым к тунеядцам, трусам, негодяям. Чего стоит только одна его фраза: «Давайте выпьем за тех, кто в МУРе, за тех, кто в МУРе никто не пьет». Он знал жизнь в самых ее разных проявлениях. Думаю образ работника уголовного розыска, созданный Высоцким, взят из жизни. И в песнях, и в кино - он разный. В этом сила его таланта. Приятно родиться в один день с великим человеком.
Ольга Эдвардовна Чесновская, директор Юратишковского я/с - СШ:
- Песни о жизни у него со смыслом. Сколько людей пело и поет его песни, сотни наверное, сколько книг и исследований его жизни и творчества издано, сколько людей побывало на Ваганьково у его могилы?!
Есть древнее слово - "бард". У древних племен галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов. Барды пользовались доверием людей, они были выразителями народного духа, традиций целых поколений. Их творчество отличалось оригинальностью, неповторимостью и самобытностью. Певцу Высоцкому поклонялись разные люди, он умел найти дорогу к каждому.
Владимир Высоцкий был неукротимый человек - он рвал свое сердце, оно не выдержало и остановилось. Об этом говорил режиссер «Таганки» Юрий Любимов на похоронах Высоцкого.
Иван Иванович Васюкевич, художник:
- За свою жизнь я создал около тысячи произведений живописи и графики, был организован ряд выставок моих картин, как в Ивье, так и в Гродно, в Минске. Являюсь одним из авторов памятника четырем конфессиям в центре города. В настоящее время занят ремонтными работами в Ивьевском центре культуры и досуга, в которых найдется место и художественной части.
Владимир Высоцкий был личностью, артистом такой неповторимости, ни на что не похожей индивидуальности, что его с полным правом можно назвать великим художником современности.
Он был певцом, песня была его вторым языком, несомненно, он обладал и удивительным даром художника. Все это сконцентрировалось в том поразительном даре песни, через который он любил, ненавидел, презирал, высмеивал, надеялся, мечтал, болел, мучился. Его песни были как крик, как стон сердца.
Он шокировал, удивлял, восхищал. Его кони действительно проскакали очень быстро. Чуть помедленнее - не получилось.
В том, что его лошади в мыле, в полете, в неудержимости, - и был Высоцкий. И, может быть, поэтому такая любовь.
Спеть за него никто сегодня не сможет, хотя даже одно исполнение песни из его наследия или в стиле Высоцкого вызывает интерес и всегда на слуху.
В 1991-92 годах я написал портрет Высоцкого, который является частью творчества. Писал по фотографии, это холст, 50х50 см.
Я думаю, Высоцкий - один из самых популярных объектов творчества современных художников.