Во время учебы в школе мы еще часто сомневаемся в выборе своей профессии, интересуемся разными предметами, посматриваем в нескольких направлениях. Но ближе к старшим классам, а точнее, в одиннадцатом, большинство из нас определяются с будущей профессией и идут по зову своего сердца.
Так и Сергей Пахомов, которому в средних классах нравилась химия, в одиннадцатом классе решил стать историком и поступил в Гродненский государственный университет им. Янки Купалы.
Во время обучения Сергею пришлось сделать перерыв на срочную службу в армии - с 2010 по 2012 год, затем он восстановился на заочное отделение и в 2013 году получил заслуженный диплом. Сейчас Сергей Викторович преподает историю в Жемыславльском детском саду – базовой школе.
- Сергей Викторович, когда Вы пришли сюда работать?
- Еще в 2012 году, когда заканчивал университет. Мне не хотелось сидеть без дела, а так как здесь было место учителя, я согласился. Быстро собрал дома вещи, прикупил парадный костюм на линейку, нашел жилье в Жемыславле и 1-го сентября уже знакомился с моими учениками 7-го класса, у которых мне дали классное руководство.
- А откуда Вы сами?
- Родился в Казахстане, но, когда мне было 8 лет, наша семья переехала в деревню Тенюковщина, закончил школу в Чернелях. Беларусь стала мне родиной, я очень люблю нашу страну и интересуюсь ее историей. Поэтому и выбрал профессию историка.
- Какие впечатления остались у Вас о первых трудовых неделях, как принял молодого специалиста коллектив?
- Приняли меня очень хорошо. Я всегда мог рассчитывать на поддержку, совет и помощь как со стороны администрации, так и со стороны коллектива. Профсоюз доплачивает материальную помощь на съем жилья, поэтому жаловаться не на что.
- А как Вы нашли общий язык с детьми? Ваша молодость – это приоритет или помеха?
- Мы как-то сразу нашли с ребятами общий язык. Конечно, в первый день все волновались и чувствовали себя скованно: и я, и они. Но затем мы вместе поехали на сельхозработы, где окончательно сблизились и подружились. Сейчас я стараюсь поддерживать ребят, уделять им больше внимания, чтобы не потерять это важное для меня доверие.
- Как Вы считаете, изменилось ли отношение детей к истории и заинтересованы ли они в ее более глубоком изучении?
- Я стараюсь продумывать свои уроки, дополнять их интересными фактами и преподносить информацию разными способами, чтобы дети не скучали. Они у меня молодцы, стараются. И есть те, кому это действительно интересно. Но к сожалению, история теряет свою популярность. Гаджеты, интернет и новые интересы становятся лидерами в этой гонке. Профессия учителя также не пользуется ажиотажем у абитуриентов, и от этого очень грустно.
- Вы говорите, что дети не интересуются историей, но почему? Ведь каждый образованный человек должен обладать широким кругозором, если он хочет достичь чего-то в жизни, стать успешным и уважаемым человеком. По-настоящему талантливые известные люди обычно очень начитанные, грамотные и культурные. Объясняете ли Вы это детям?
- Конечно! Я привожу им много фактов, демонстрирую важность исторических событий и роль людей. Но они ссылаются на то, что знание предмета им не пригодится. Но почти во всех вузах на первых курсах изучают историю с последующей сдачей экзамена или зачета. Я изо всех сил стараюсь их переубедить и очень надеюсь, что у меня это получится.
- Что Вы посоветуете молодым специалистам, которые в этом году придут работать в школы?
- Самое главное – не бойтесь! Идите смело, и выкладывайтесь на все 100%, применяя все знания, полученные в университете. Каждый день дарите детям улыбку, пусть ваши уроки будут для них в радость. Основательно готовьтесь к занятиям и давайте детям качественные знания. Найдите с ними общий язык! Для этого вам нужно уважать их интересы, владеть новой информацией и уметь поддержать беседу на интересующие их темы.
- Что изменилось в Вас за время работы в школе?
- Моя работа требует мобильности, активности и постоянного общения. Самое главное то, что мне это нравится и приносит удовольствие. Очень многое дало высшее образование, это испытание себя и способ доказать себе, что все возможно. Работа в школе добавила серьезности и ответственности. Я стал понимать не только детей, но и учителей.
- Как Вы занимаетесь повышением квалификации? Что для этого нужно?
- Постоянно читаю историческую литературу, участвую в конференциях как лично, так и со своими учениками. Готовлю их к олимпиадам, поддерживаю в различных исторических конкурсах, участвую в методических объединениях. Проходил курсы повышения квалификации в прошлом году в г. Ивье, так как состою в резерве руководящих кадров Ивьевского райисполкома, а также - в Гродно на заведующего музейной комнатой, еще получил сертификат по пользованию информационно-коммуникационными технологиями.
- На ваш взгляд, какими качествами должен обладать настоящий учитель, чтобы у него сложился плодотворный диалог с детьми? Как завладеть их вниманием?
- Наверное, важнее всего – быть открытым, чтобы дети видели, что педагог хочет с ними дружить. Нужно быть доброжелательным и постоянно стремиться заинтересовать детей своим предметом, находить новые формы: форумы, конференции, дебаты, волонтерские группы, дистанционное обучение, обмениваться опытом со студентами и преподавателями вузов.
- Какие профессиональные обязанности возложены на Вас?
- Кроме 23-х часов основных уроков, я являюсь сегодня классным руководителем 9-го класса, а также веду кружки «Юный шашист» и «Туристенок».
- А как Вы проводите свободное время?
- Я очень люблю рыбалку и спорт, эти занятия увлекли меня еще с детства и не отпускают до сих пор. Поэтому при любом удобном случае я отправляюсь на рыбалку. Пока моим самым крупным уловом была щука весом 2 кг 800 г. Активно занимаюсь спортом, по вечерам играю вместе с детьми в футбол. Люблю ездить в гости и постоянно поддерживаю отношения с родственниками и друзьями. И, конечно, интересуюсь историей Ивьевщины. Очень жаль, что из-за войн и времени не все сохранились дворцы, замки и дворцово-парковые комплексы. Наши предки были удивительными и талантливыми людьми, имеющими хороший вкус и тягу к красоте. Если бы все это сохранилось, то наша страна была бы самым привлекательным местом для туристов и ценителей архитектуры и искусства.
- Сергей Викторович, есть ли у Вас уже планы на будущее?
- Планы есть всегда. Вот в этом году заканчивается моя официальная отработка по распределению, так как я окончил университет в 2013 году. Моя профессия мне очень нравится, и я не исключаю, что останусь работать в образовании. Возможно, попробую что-нибудь еще, ведь учиться и осваивать новое никогда не поздно.
- Спасибо за беседу, Сергей Викторович! Успешного профессионального роста и новых интересных открытий из истории нашего края!
М. БОГДАНОВИЧ.
Фото автора.