Проблема суицидального поведения у детей и подростков остается актуальной во всем мире. Периодическое появление у них суицидальных мыслей не следует считать патологией. Эти суицидальные мысли у детей и подростков приобретают патологический характер, если реализация этих мыслей кажется им единственным выходом из трудных ситуаций. В этих случаях возникает серьезный риск суицидальных попыток и самоубийств.
Мальчики совершают самоубийства намного чаще, чем девочки. В то же время частота суицидальных попыток у девочек вдвое - втрое больше в сравнении с мальчиками. Девочки чаще страдают депрессией, но им бывает легче поделиться своими проблемами и обратиться за помощью, что, вероятно, помогает предотвращению суицидальных действий со смертельным исходом.
Мальчики чаще бывают более агрессивными и импульсивными, а также нередко совершают поступки под воздействием алкоголя или наркотиков, что увеличивает вероятность фатального исхода.
Негативные события жизни, провоцирующие суицидальное поведение:
- ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые (даже если при объективном рассмотрении они таковыми не являются);
- неприятности в семье;
- разлука с друзьями, любимой девушкой, парнем, одноклассниками и др.;
- смерть любимого или другого значимого человека;
- проблемы с дисциплиной и законом;
- давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего связанное с подражанием саморазрушительному поведению других;
- запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли "козла отпущения" или жертвы;
- разочарование успехами в школе, серьезные трудности в учебе;
- высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);
- безработица, проблемы с трудоустройством, тяжелое экономическое положение
- нежелательная беременность, аборт и его последствия;
- серьезная физическая болезнь.
Признаки кризисного состояния:
- потеря интереса к обычной деятельности;
- внезапное снижение успеваемости;
- необычное снижение активности, безволие;
- плохое поведение в школе, нарушение дисциплины;
- необъяснимые или частые исчезновения из дома, пропуски занятий, прогулы;
- увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков;
- инциденты, приводящие к контактам с правоохранительными органами, участие в драках и беспорядках;
- любые неожиданные или драматические изменения, влияющие на поведение подростка или ребенка, любые внезапные и значительные изменения успеваемости, посещения школы или поведения следует принимать всерьез.
Меры по предупреждению самоубийств у детей и подростков.
Укрепление самоуважения и положительной самооценки детей. Положительная самооценка и чувство собственного достоинства помогают детям и подросткам избегать эмоциональных проблем и уныния, предоставляет им возможность успешного преодоления трудных и травмирующих ситуаций в жизни. Для выработки у детей положительной самооценки и самоуважения используются различные способы.
Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку. Ощущение успешности, достижений в чем - либо, в том числе прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
Не следует оказывать постоянное давление на подростка или юношу и предъявлять чрезмерные требования в отношении достижения все лучших и лучших результатов (в учебе, жизни и т.д.).
Взрослым недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует их действительно любить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что любят.
Детей важно принимать такими, какие они есть. Более того, их нужно любить такими, какие они есть. Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи. А потому, что они - дети. Необходимо формировать с детьми и подростками более близкие отношения путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь. Поскольку далеко не всегда имеется возможность изменить психотравмирующую ситуацию, попробуйте изменить отношение к ней. Вспомните слова французского мыслителя Монтеня: "Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее!"
Жалость и сочувствие снижают самоуважение, тогда как эмпатия способствует его повышению, поскольку она не содержит осуждения.
Эффективной стратегией является обязательное обучение жизненным навыкам, вначале на жизненных примерах других. Курс обучения должен включать обучение навыкам оказания поддержки сверстникам и друзьям, а также умению в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым.
Необходимо: предотвращать запугивание и физическое насилие в школе, оказывать помощь в учебе ученикам с низкой успеваемостью, контролировать посещаемость занятий и прогулов.
Информировать о возможностях оказания помощи.
Довольно считать себя неудачником! Помните, что человек, увы, легко свыкается со своими слабостями и недостатками. На неудачах учатся, на них настраиваются, так же, как и на успех. А если человеку твердить, что он ни на что не способен, он таким и станет в один далеко не прекрасный день!
Самоубийство не является громом с ясного неба: дети с суицидальными наклонностями весьма ясно предупреждают окружающих о своих намерениях, оставляют много возможностей для принятия соответствующих мер.
Вы не пассивный человек, на который валятся неприятности, не травинка, которая с трепетом ждет, что на нее наступят. Вы - неповторимая личность, вы - воплощение надежд ваших родителей, вы - активный творец своей жизни, именно вы повелеваете событиями. Если вы уверены в себе, то препятствие становится вызовом, а вызов побуждает к свершениям.
Решите, что для вас ценно, во что вы верите, какой вы хотели бы видеть свою жизнь. Проанализируйте свои планы и соответственно сформулируйте свои цели.
И, пожалуй, самое главное. Проникнитесь философией оптимизма! У человека, который находится в гармонии с собой и своим внутренним миром, жизнь - осмысленна и наполнена, а жить ему - хочется!
Будьте добры и внимательны друг к другу, ибо именно доброта спасет мир!
М. КЕВРА,
фельдшер-валеолог Ивьевского РЦГЭ.