– Миграционный кризис на белорусско-польской границе становится все острее. Из-за нежелания польской стороны дать возможность мигрантам добраться до конечного пункта их маршрута – Германии, Бельгии, других стран Евросоюза – в приграничной зоне разбит палаточный лагерь.
И здесь очень важно вспомнить факт, о котором так не любят вспоминать западные политики: бомбардировки НАТО уничтожили социальную инфраструктуру, предприятия в Ираке, Иране, Сирии, Ливии… Именно по этой причине так много сегодня мигрантов из Ближнего Востока, Северной Африки в благополучных странах Запада, и поток желающих попасть в число их граждан не сокращается. Жители арабского мира помнят, что им было обещано: «Страны демократии вас не оставят…».
А сегодня мы видим картину: на белорусско-польской границе вынужденно находятся те, кто решил найти лучшее будущее для своих детей. В ночное время женщины, дети, пожилые люди от холода спасаются теплом костров. Не погибнуть в первые же сутки от жажды и голода помогло лишь неравнодушие белорусов: гуманитарный груз (вода, еда, теплые вещи) был доставлен и роздан нуждающимся людям представителями верхней палаты белорусского Парламента, Белорусского Общества Красного Креста, другими общественными организациями.
Однако все мы понимаем: это временная мера, обусловленная человеколюбием и желанием облегчить состояние людей, оказавшихся в безвыходной ситуации. Далее нужны действия, которые помогут решить дальнейшую судьбу тысяч мигрантов.
Пока что мы лишь констатируем полное игнорирование принципов международного гуманитарного права и видим, как польская сторона блокирует любые попытки общественных организаций, волонтеров помочь беженцам. Ни призывы Агентства ООН по делам беженцев, ни наставления Евросоюза о необходимости соблюдать законодательные нормы мирового сообщества не ведут к изменению ситуации.
Возникает вопрос: в чьих интересах эскалация конфликта? Но даже без политической подоплеки остается человеческий аспект. В XXI веке в центре Европы страдают тысячи людей без еды, тепла. И эту проблему могли бы решить политики соседних с Беларусью государств, сев за стол переговоров. Вот они не спешат это делать.
Отстранившись от гуманитарной катастрофы, можно ли утверждать, что ее не существует на самом деле? Вопрос, пожалуй, риторический.