Из столицы Ивьевского края дороги ивьевского Понеманья поведут нас по наиболее интересным, примечательным населенным пунктам Ивьевщины. Это Геранены, Жемыславль, Субботники и другие населенные пункты, которые объединяет не только наличие у них интересной истории и памятников архитектуры, но и общность происхождения. Ведь на протяжении четырех-пяти столетий своей истории и само оставшееся уже позади Ивье, и иные близкие к нему и отдаленные от него сегодняшние деревни и села относились к совершенно иному типу поселений на Беларуси - они были местечками.
Поэт Николай Граховский, сам, кстати, коренной полесский местечковец, писал: "Гэты "рай", што ўжо не вёска і яшчэ не горад, спрадвеку звалi мястэчкам. I адразу ўзнiкала ўяўленне пра цiхае, невялiчкае, часта далёкае ад чыгункi паселiшча з дзвума-трыма брукаваными вулiцамi, з вялiкаю рыначнаю плошчаю пасярэдзiне, з доўгiм шэрагам крам і крамак, з шумнымi асеннiмi кірмашамi, з адною, або дзвума цэрквамi, некалькiмi сiнагогамi…".
Для нас, живущих сегодня, и само-то понятие "местечко" звучит весьма и весьма непривычно. А уж как жили наши предки в этих местечках - вообще тайна за семью печатями, но почему - то звучит в этом слове ностальгия, светлая тоска по чему-то навсегда утраченному, безвозвратному…
Свет на историю возникновения и существования белорусских местечек проливают исторические документы. Они свидетельствуют, что местечки на территории Беларуси начинают возникать в XIV веке.
Именно на этот период времени припадает массовый спрос на белорусский мачтовый лес в странах Западной Европы. И из Беларуси начинается экспорт леса, плоты из которого по рекам спускались к портам Балтийского моря. Вот на этом лесном экспортном пути и появляются первые белорусские местечки. Поскольку экспорт леса - это была прерогатива сугубо государства, то и первые местечки основывало тоже оно - государство c названием Великое Княжество Литовское.
Расцвет белорусских местечек приходится на вторую половину XVI - середину XVII вв. В это время право основывать местечки на собственных землях получает зажиточная шляхта, магнаты и церковные учреждения. И местечки растут, как грибы после дождя. Располагались они вблизи больших православных и католических монастырей, на перекрестке торговых путей. Уже в XVI столетии на Беларуси насчитывалось более 300 местечек. А к концу XVI только крупных и средних местечек на Беларуси было около 250. До конца XIX в. их насчитывало 464 и проживало в них почти 700 тыс. человек - каждый шестой-седьмой житель Беларуси.
В XVI-XVIII в. местечки играли исключительно важную роль в экономической жизни Великого Княжества Литовского, а позднее Речи Посполитой. Во-первых, местечки были связующим звеном между городом и деревней. Сельхозпродукция, производимая в деревнях и селах, через местечки шла в город, а он, в свою очередь, через те же местечки снабжал промышленными товарами. Во-вторых, местечки выполняли функцию пункта сбора сельхозпродукции, которую потом реками через Балтийское море экспортировали в Европу. О значительной роли местечек в экономической жизни ВКЛ и Речи Посполитой свидетельствует и тот факт, что многие местечки имели свой герб и пользовались Магдебургским правом на городское самоуправление.
В период расцвета складывается, во-первых, их особый - "местечковый" уклад жизни, а во-вторых, формируется их внешний облик. Многие, особенно частновладельческие местечки, имели небольшие промышленные производства: славились своими типографиями, строили торговые суда - струги. Неотъемлемой принадлежностью местечек являются заезжие дворы и корчмы. В некоторых местечках этот их промысел занимал едва ли не первое место. И, конечно же, каждое белорусское местечко обязательно имело у себя в наличии регулярные ежегодные торги - "кiрмашы". Вся местечковая торговля держалась на евреях, которые составляли порой 50 и более процентов местечковцев.
Внешний облик местечек во многом определяли и формировали стоявшие на местечковых площадях храмы. Причем во многих случаях их было несколько и самых разных конфессий. На местечковых площадях мирно соседствовали католический костел и православная церковь, еврейская синагога и татарская мечеть. Это свидетельствовало, во-первых, о пестром национальном составе жителей местечек, среди которых были белорусы, литовцы, русские, евреи, поляки, татары, цыгане, а, во-вторых, о толерантности - религиозной веротерпимости, издавна характерной для Беларуси.
Белорусские местечки благополучно просуществовали до 1938 г. (западнобелорусские - до осени 1939 г., пока не стали советскими). А 27 сентября 1938 г. Президиум Верховного Совета БССР принял отнюдь не лучший указ - "О классификации населенных пунктов Белорусской ССР". Согласно его положениям, местечки побольше и покрупнее стали называть поселками городского типа, а те, которые поменьше, были отнесены в разряд деревень. К счастью, исчезли местечки только чисто юридически. Потому что многие из них и по сей день сохраняют и свой местечковый колорит, и уклад жизни, и даже памятники архитектуры культового зодчества. К числу таких населенных пунктов принадлежит и бывшее местечко Липнишки.
Этот населенный пункт с полным правом можно отнести к числу самых древних поселений Беларуси - об этом свидетельствует множество древних курганов, разбросанных в окрестности деревни. Но официальная история Липнишек начинается значительно позднее - с 1510 г., когда по воле короля Польского и великого князя литовского Жигимонта I Старого в Липнишках был основан католический приход.
По свидетельству местных краеведов Т. Захаревич и М. Пекша первыми жителями Липнишек были крестьяне Гаевский и Плянко. Скорее всего, были они младшими сыновьями в своих семьях, не досталось им в наследство родительское хозяйство и поэтому обустроились они на голом месте.
Гаевский и Плянко были пасечниками. Может специально выбрали место, богатое липами, а возможно, и сами насадили для развития своего промысла. Предположительно, название деревни и пошло от деревьев, с которых собирали мед пчелы. Но старожилы деревни в один голос утверждают, что Липнишками деревню назвала Екатерина II, которая, проезжая мимо, была поражена красотой местных липовых аллей. Но это ошибочная версия, так как название Липнишки в архивных материалах встречается гораздо раньше. Да и само название отнюдь не русского происхождения.
Средневековые Липнишки - это процветающее в плане экономики местечко, игравшее к тому же заметную роль в экономической жизни Речи Посполитой. Свидетельство тому - получение местечком в мае 1610 г. от короля польского и великого князя литовского Сигизмунда III Вазы грамоты на Магдебургское право.
Утерянная в годы Северной войны 1700-1721 гг. грамота была вновь восстановлена только в 1792 г. Тогда же Липнишки получили и свой герб "Погоня на красном поле".
В XIX в. местечко входит в состав Ошмянского уезда и является центром волости. В 1891 г. оно насчитывало 1.336 жителей и 213 дворов. В Липнишках располагались волостные правления, костел, синагога, еврейская молитвенная школа, аптека, лечебница, с 1867 г. работало народное училище. А экономическому процветанию местечка способствовали мельница, бровар, 20 лавок. Свою лепту вносили и кирмаши.
Владельцами местечка в разное время были самые разные люди. Первым владельцем местечка, чье владение подтверждено документально, был сам монарх Жигимонт I Старый. В 1528 г. местечко становится собственностью магната Войтеха Гаштольда. Липнишки были ему наградой и подарком за военные успехи: за снятие осады с Полоцка и заключение мира с татарами.
В конце XVII века в пожизненное право на владение Липнишками вместе с королевским разрешением на создание армии, артиллерии и оборонительных сооружений получил гетман Михаил Казимир Пац. После владельцами Липнишек были Сапеги, Беганские.
После распада Речи Посполитой номинальной владелицей Липнишек становится российская императрица Екатерина II, которая поспешила подарить их "за заслуги и верность отчизне" российскому канцлеру Безбородко. Затем канцлер продал местечко маршалку Слонимскому Войцеху Пусловскому, сыновья которого, в свою очередь, перепродали его клану Вольских.
С 1835 г., когда владельцем Липнишек становится Николай Вольский, начинается настоящий расцвет местечка. За несколько десятилетий здесь были открыты 2 аптеки, школа, гостиница, ресторан, пекарни и многочисленные мастерские. Все дороги замостили и даже обязали жителей каждого дома убирать свою часть улицы.
С именами Вольских связано формирование в Липнишках во второй половине XIX в. дворцово-паркового комплекса. Центром композиции является 1-этажный дворец. Со стороны хозяйственного двора находились многочисленные амбары, сырница, кладовки. Для прислуги имелись отдельные флигели. Усадебный парк с 3-х сторон окружали липовые аллеи. Партерная часть парка плавно переходила во фруктовый сад. Он же по склону спускался к двум просторным водоемам, разделенным дамбой. Отсюда начиналась аллея протяженностью 300 м, которая связывала парадный и хозяйственные дворы и создавала перспективу осмотра окрестностей. Сегодня от липнишской усадьбы остались усадебный дом, флигель, руины хозяйственной постройки, фрагменты парка.
О былых владельцах Липнишек напоминает сегодня и костел святого Казимира, спонсорами строительства которого они были, и который сегодня является архитектурной доминантой деревни.
Костельную "историю" Липнишек продолжает и сегодняшний храм. А началась она еще в начале XVI столетия. Король польский и великий князь литовский Жигимонт I Старый, был, по-видимому, не только основателем католического прихода, но и спонсором строительства первого костела. Храм был деревянным, освящен, возможно, в честь святой Анны. Сгорел во время Северной войны. В 1804 г. граф Ильяш Безбородко, тогдашний владелец Липнишек, выступает спонсором строительства в местечке второго костела. Был он поставлен на виленском направлении и верой и правдой прослужил прихожанам до пожара 11 июня 1890 г., во время которого сгорел, так как был деревянным.
В 1900 г. началось сооружение нынешнего костела. Спонсорами его строительства были, как прихожане, так и тогдашний владелец Липнишек Александр Вольский. Он выделил лес и деньги. Строили храм, в основном, летом, с перерывами до 1927 г. Есть версия о том, что часть камней привозили из Гераненского замка, мыли и обтесывали их вручную. Цемент использовали высшего сорта -"М 600" фиолетового цвета, который привозили из Волковыска. В раствор добавляли просеянный песок и для укрепления - яйца. При сооружении башни костела использовали специальный настил - по нему кони поднимали наверх строительные материалы. Архитектурные работы вели специалисты из Франции, строительные - специалисты из Польши. Рабочей силой выступали местные жители. Списки выхода на работу составлял ксендз.
Освятили костел в честь Святого Казимира. Костел является памятником архитектуры неоготики. Помимо костела, здесь же, в центре села, есть небольшая капличка. Построена она в конце XIX века. Является памятником архитектуры классицизма.
Эта придорожная часовня провожает в путь каждого, кто, ознакомившись с архитектурным наследием Липнишек, направляется в сторону местечка Геранены, чтобы уж там продолжить знакомство с наследием прошлых столетий ивьевского края.
В. ГУЛИДОВА.
Фото С. ЗЕНКЕВИЧА.