Навигация по реке открывалась участками: 1 апреля – от Гродненской ГЭС до входа в затон Яблоново Гродненского района, 19 апреля был открыт Августовский канал, 22 апреля – участок от ГЭС до границы с Литвой. К этому времени была обновлена и установлена береговая, плавучая судоходная навигация.
Ныне судоходство будет проходить в новом статусе водной магистрали – в феврале 2019 года Августовский канал был включен во внутренние водные пути Республики Беларусь.
– Вновь созданная структура – государственная администрация водного транспорта – обеспечивает содержание внутренних водных путей, осуществляет государственное регулирование в области внутреннего водного и морского транспорта, является заказчиком всех видов работ на реках и водоемах, –рассказал начальник филиала «Гродненский участок» республиканского унитарного Днепро-Двинского предприятия водных путей «Белводпуть» Александр Маскалевич.
Первоначально путевые работы начались в верхнем бьефе Гродненского водохранилища по спрямлению и углублению судового хода согласно установленным перевальным знакам. До строительства плотины ГЭС, как пояснил Александр Маскалевич, река имела петляющий характер. После затопления образовались мелководные участки, которые не позволяли судам ходить по прямой, приходилось устанавливать дополнительные плавучие судоходные знаки.
Ежегодно после весеннего нереста по заказу РУП «Гродноэнерго» убираются упавшие в водохранилище деревья. При выполнении дноочистительных работ в нижнем бьефе особое внимание уделяется уборке камней с фарватера, которые в зимний период при больших морозах обледеневают и перемещаются по руслу реки вместе с растаявшим льдом. Александр Маскалевич рассказал любопытный факт: с неманского дна речными кранами периодически достаются камни-валуны, некоторые из них достигают пяти тонн в весе и двух метров в диаметре.
В мае на водную гладь реки выйдет множество маломерных судов, парк которых не только увеличивается, но и модернизируется. Появляются водные мотоциклы и скутеры, катера. Готов к выходу и теплоход «Ольга Соломова». В прошлом году из-за пандемии коронавируса он, как и теплоход «Неман» на Августовском канале, образно говоря, остались без работы. Сейчас речники надеются на более удачный сезон с притоком туристов из России и городов Беларуси.