«Здоровое питание – выбор современного потребителя» – под таким девизом 15 марта в Беларуси прошел День потребителя. Всемирный день защиты прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций, в этом году нацеливает отказаться от применения антибиотиков в продуктах питания.
Сегодня качественные отечественные продукты доступны каждому. Уже не стоит вопрос: где взять, а скорее: на чем остановить свой выбор.
С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
– В последнее время люди все больше внимания уделяют здоровому питанию, – отметила начальник управления торговли и услуг Гродненского горисполкома Наталья Воробей. – Здоровое питание – это прежде всего качественное питание. А гарантией этого сегодня является высокий уровень организации производства продуктов питания и многоуровневая проверка качества. Не только в супермаркетах, но и в небольших магазинах шаговой доступности появились если не секции, то хотя бы уголки здорового питания.
А вот приобретать продукты питания с рук у торговцев, что стоят на улице рядом с магазинами и рынками, в горисполкоме настоятельно не советуют. Регулярно проводятся рейды, такие продавцы наказываются. Но на каждом углу проверяющего не поставишь. Пока есть спрос на такие «продукты» с земли, найдется и предложение. Пора бы людям задуматься, ведь это небезопасно для здоровья.
НА ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОКУПАТЕЛЯ
– В прошлом году в горисполком поступило и было рассмотрено 198 письменных обращений граждан, – рассказала Наталья Воробей. – Даны консультации и разъяснения более чем на триста устных обращений. Чаще всего люди жалуются на некачественную сложнобытовую технику. Немало нареканий на качество оказания бытовых услуг. В ходе рассмотрения обращений и заявлений граждан в прошлом году субъекты торговли признали свою вину и в досудебном порядке вернули покупателям деньги или обменяли некачественный товар на сумму 35 миллионов рублей. При рассмотрении обращений с выходом на место был составлен 31 протокол об административном правонарушении.
Что делать, если человек купил какую-то вещь и только дома увидел ее изъяны? В первую очередь стоит обратиться в магазин, где была сделана покупка. При наличии чека, подтверждающего факт приобретения продукции, и удостоверившись в том, что она некачественная, торговые работники по первому требованию должны обменять товар на аналогичный качественный либо вернуть деньги. Если возникли разногласия между продавцом и покупателем, последний может обратиться в управление торговли и услуг горисполкома или в Гродненский зональный центр гигиены и эпидемиологии.
В Гродненском городском исполнительном комитете на достаточно высоком уровне организована работа по рассмотрению обращений граждан, в том числе и по вопросам защиты прав потребителей.
«ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ»
В День потребителя гродненцы могли задать вопросы по телефону «горячей линии». Ответили на них специалисты управления торговли и услуг горисполкома и Гродненского зонального центра гигиены и эпидемиологии.
– С какого времени исчисляется гарантийный срок товара?
– С момента передачи товара потребителю. Если дату передачи товара установить невозможно, то срок гарантии исчисляется с момента его изготовления. Однако в случае, если указаны только месяц и год или только год, то днем изготовления товара считается соответственно последний день месяца или года. Для сезонных товаров срок гарантии исчисляется с момента наступления соответствующего сезона. Например, в отношении обуви: для зимней – с 15 ноября, весенней и осенней – соответственно с 1 марта и 15 сентября, летней – с 1 мая. Однако если человек стал носить обувь и только тогда обнаружил недостатки, то гарантийный срок будет действовать со дня начала использования такого товара.
Сроки исчисляются со дня реальной доставки товара в виде посылок, бандеролей и иных почтовых отправлений. Если потребитель не может пользоваться товаром, например, когда его нужно подключить, либо требуется специальная установка или сборка, а также если отсутствуют необходимые для использования товара детали, информация или обнаружен недостаток, срок гарантии исчисляется с момента прекращения обстоятельств, препятствующих использованию товара по назначению.
– Можно ли обменять или сдать товар, если на него нет чека?
– Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его обоснованных требований. Обменять либо возвратить качественный товар можно в течение 14 дней, если он не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и есть доказательства приобретения его у данного продавца. Доказательством могут служить элементы потребительской тары (упаковки) с отметками продавца, а также другие документы. Если нет чека и предоставлены иные доказательства, обоснованные требования потребителя продавцом должны быть удовлетворены.
– Должен ли продавец по требованию покупателя разрезать большой хлеб на четвертинки?
– Хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 килограмма и более могут разрезаться продавцом на две или четыре равные части и продаваться без взвешивания. Запрещается нарезка хлеба покупателями и подсобными работниками.
По материалам сайта Гродненского облисполкома.