Сегодня, когда законодательство позволяет заботиться об увеличении собственной пенсии заблаговременно, об этом задумываются люди самого разного возраста. А уж у тех, кто готовится в недалеком будущем отправиться на заслуженный отдых, эта тема вызывает повышенный интерес. В самых разных аспектах, от размера будущих пенсионных выплат до банального, куда обращаться и что нужно делать, чтобы ожидаемый платеж пришел вовремя и в полном заработанном за годы труда размере.
В комитете по труду, занятости и социальной защите облисполкома собрали самые часто задаваемые жителями Гродненщины вопросы касательно пенсии и дали на них ответы.
Начало ищите здесь.
– Как быть, если документы о заработной плате за отдельные периоды работы не сохранились и в архивное учреждение не сдавались?
– Размер заработка за периоды работы до 1 января 2003 г. подтверждается справкой, выдаваемой работодателем. В случае прекращения деятельности работодателя справка выдается его правопреемником, архивом или органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в зависимости от того, где находятся на хранении бухгалтерские документы. За периоды работы после 1 января 2003 г. заработок подтверждается данными индивидуального (персонифицированного) учета. На практике часто бывают ситуации, когда документы о заработке не сохранены по вине работодателя. Выход из такой ситуации есть. Для решения данной проблемы работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защите для решения пенсионного вопроса. Кроме этого, пенсионер вправе обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении причиненного ущерба в связи с недополучением по вине работодателя пенсии в полном объеме (если это имело место) за период до установления судом юридического факта получения им заработной платы.
– Существует ли норма в законодательстве по льготному исчислению стажа лицам, работавшим в районах Крайнего Севера?
– Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» льготы по включению в стаж времени работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, не предусмотрены. Время такой работы включается в стаж для назначения пенсии в календарном порядке.
– Если пенсия уже назначена, где можно ее получить?
– Выплата пенсий производится по выбору пенсионера через организации почтовой связи, банки, организации, осуществляющие деятельность по доставке пенсий.
Следует отметить, что пенсии выплачиваются за текущий месяц.
В соответствии с графиком выплаты пенсий каждому получателю пенсии устанавливается число месяца, в которое ему ежемесячно будет выплачиваться пенсия. Дата получения пенсии доводится до сведения получателей управлениями.
В случае неполучения пенсии через указанные выше организации, кроме банков, в течение шести месяцев подряд выплата пенсии приостанавливается. Выплата неполученной пенсии может быть возобновлена со дня подачи соответствующего заявления, но не более чем за три года.
– Если пенсионер получает пенсию в почтовом отделении, но временно уехал к детям в другой район, где он сможет получить пенсию?
– Отметим, что выплата пенсий в объектах почтовой связи осуществляется с 5-го по 26-е число месяца. Соответственно, пенсионер может получить пенсию за текущий месяц не позднее 26 числа. При этом пенсия может быть получена в любом отделении почтовой связи республики, независимо от места проживания.
– Может ли выплачиваться пенсия другому лицу по доверенности?
– Да, пенсия может выплачиваться по доверенности. Доверенность на получение пенсии в организации почтовой связи или в организации, осуществляющей деятельность по доставке пенсий, может быть выдана на срок не более одного года. Срок действия доверенности на получение денежных средств со счета пенсионера в банке не может превышать трех лет. Доверенность должна быть удостоверена нотариально либо организацией, в которой доверитель работает или учится, либо организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, по месту его жительства, либо администрацией организации здравоохранения, в которой он находится на стационарном лечении.
– Многие пенсионеры продолжают работать после назначения пенсии. Существуют ли ограничения в выплате пенсий работающим пенсионерам?
– Да, законодательство предусматривает различные условия выплаты пенсий для работающих и неработающих пенсионеров. В полном размере выплачиваются пенсии работающим непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции на предприятиях сельского хозяйства. Право на выплату пенсии в полном размере при продолжении оплачиваемой работы имеют также те пенсионеры, у которых индивидуальный коэффициент заработка не превышает 1,3. Что касается пенсионеров, у которых индивидуальный коэффициент заработка превышает 1,3, то та часть пенсии, которая исчислена с учетом заработка свыше коэффициента 1,3, в период работы либо когда пенсионер является индивидуальным предпринимателем, не выплачивается.
В период работы не выплачиваются: пенсии за выслугу лет при продолжении работы, в связи с выполнением которой она была назначена, это медицинским и педагогическим работникам, спортсменам, артистам, летчикам и др.; пенсии за выслугу лет государственным служащим (за исключением работы по гражданско-правовому договору); пенсии, назначенные безработным до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста.
– Кто в таких случаях должен сообщать в управление по труду, занятости и социальной защите о том, что пенсионер работает – работодатель или сам пенсионер?
– Статья 93 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» обязывает работодателя при приеме на работу пенсионера известить об этом в пятидневный срок орган, выплачивающий пенсию. В случае невыполнения данной нормы, излишне выплаченные суммы пенсий взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с работодателей – юридических лиц и в судебном порядке с работодателей – физических лиц. И сам пенсионер также обязан извещать орган, выплачивающий ему пенсию, об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.
В законодательстве не содержится нормы, обязывающей работодателя в случае увольнения пенсионера сообщать об этом органу, выплачивающему пенсию. Если пенсионер прекратил работать, ему самому необходимо обратиться с трудовой книжкой в управление по месту получения пенсии.
– На каких условиях выплачивается пенсия в случае определения пенсионера на государственное обеспечение в дом-интернат?
– Гражданам, находящимся на государственном обеспечении в государственных стационарных учреждениях обслуживания (домах-интернатах), выплачивается 10 процентов назначенной пенсии, но не менее 20 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
В случаях, когда размер их пенсии превышает стоимость содержания в этих учреждениях, выплачивается разница между пенсией и стоимостью содержания, но не менее 10 процентов назначенной пенсии и не менее 20 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
Инвалидам войны и другим участникам войны пенсии выплачиваются в таком же порядке, но не менее 25 процентов назначенной пенсии и не менее 20 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
В случае выбытия пенсионера из государственной стационарной организации социального обслуживания на срок свыше одного месяца (без отчисления из этой организации) пенсия выплачивается в полном размере.
– Если пенсионер умер и в месяце смерти не успел получить пенсию, кому может быть выплачена пенсия?
– Суммы пенсии, причитавшиеся пенсионеру и оставшиеся недополученными в связи с его смертью, выплачиваются в равных долях членам семьи, проживавшим совместно с пенсионером на день его смерти, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали ли они совместно с умершим. Требования о выплате указанных сумм могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня смерти пенсионера. При отсутствии указанных лиц или непредъявлении требований о выплате сумм пенсии в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
– Кто имеет право на получение пособия на погребение умершего пенсионера?
– В случае смерти пенсионера (кроме случаев, когда смерть наступила в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания) лицу, взявшему на себя организацию погребения умершего, выплачивается пособие на погребение, требование о выплате которого может быть предъявлено в органы по труду, занятости и социальной защите в течение шести месяцев со дня смерти.
Если смерть пенсионера наступила в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, выплата пособия на погребение органами по труду, занятости и социальной защите не производится. В этом случае соответствующая выплата (оплата расходов на погребение) производится Белгосстрахом.
– В какой сумме выплачивается пособие на погребение?
– Размер пособия зависит от средней заработной платы работников по стране. Выплачивается в размере одной такой заработной платы за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти. Важно знать, что за пособием на погребение необходимо обратиться в течение 6 месяцев со дня смерти. В случае обращения спустя 6 месяцев правовых оснований для выплаты пособия не имеется.
Продолжение следует