За 10 месяцев 2022 года экономический суд Гродненской области рассмотрел 51 дело об административных правонарушениях в отношении индивидуальных предпринимателей по факту выплаты заработной платы «в конверте». В каких сферах чаще всего фиксируются данные нарушения и к какой ответственности привлечены недобросовестные наниматели, «Гродзенскай праўдзе» рассказал заместитель председателя экономического суда Гродненской области Сергей Лях.
– Сергей Иванович, с точки зрения законодательства понятие «зарплата в конверте» нужно понимать буквально?
– Еще несколько лет назад – вполне. Сегодня механизмов ухода от обязательных выплат у недобросовестных нанимателей больше. Рассмотрим вопрос детально.
Согласно пункту 4 статьи 55 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан выдавать заработную плату в сроки и в размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором.
В свою очередь любой трудовой договор или контракт заключается в письменной форме. Первоочередное условие, которое должен содержать этот документ, – оплата труда работника.
Неоформление трудовых отношений в соответствии с требованиями законодательства является явным признаком выплаты заработной платы «в конверте». Это та часть заработной платы, которая не прописана в трудовом договореи из которой наниматель не уплачивает обязательные отчисления в бюджет Фонда социальной защиты населения и подоходный налог с физических лиц. Операции по такой выплате не отражаются в регистрах бухгалтерского учета и не оформляются документально.
– Чем в таком случае рискует работник?
– У работника, получающего от нанимателя заработную плату «в конверте», прежде всего, существует риск невыплаты полностью или частично заработанных денег. Кроме того, отсутствуют какие-либо гарантии на положенную по закону пенсию,отсутствуют официальные сведения о фактически полученной заработной плате, что ставит под вопрос, например, получение кредита на строительство, покупку автомобиля и т.д.
Также в случае болезни и увечья на производстве выплата по больничному листу или страховке производится только из расчета заработной платы согласно трудовому договору.
– Каковы последствия для нанимателя?
– За нарушение установленного порядка приема работников на работу применительно к нанимателю установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 580 рублей по части 6-й статьи 10.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
А за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя, – до 1 450 рублей. За такие же нарушения, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания, предусмотрен штраф до 2 900 рублей на физическое лицо согласно части 3 и части 4 статьи 10.12 КоАП.
– Распространяются ли данные требования на индивидуальных предпринимателей?
– Требования трудового законодательства распространяются в том числе на индивидуальных предпринимателей, которые в силу Указа Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 года №285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» для занятия предпринимательской деятельностью вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.
В такой ситуации предприниматель является налоговым агентом и обязан исчислить, удержать у работника и перечислить в бюджет исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц, а также отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Однако, пытаясь «минимизировать» налоговую базу, отдельные индивидуальные предприниматели официально выплачивают своим работникам только минимально допустимую заработную плату, а оставшуюся, как правило, большую ее часть, выдают «на руки» по устной договоренности. Это и есть так называемая зарплата «в конверте».
И за нее предусмотрена ответственность. Несоблюдение индивидуальным предпринимателем требований вышеуказанного трудовогои налогового законодательства образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.3 КоАП, и влечет наложение штрафа в размере от 20 до 200 базовых величин с конфискацией до 100 процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.
– Насколько часто встречаются такие случаи в нашем регионе?
– За 10 месяцев 2022 года экономический суд Гродненской области рассмотрел 51 дело об административных правонарушенияхв отношении индивидуальных предпринимателей области по данному составу. По всем делам суд признал предпринимателей виновными в совершении административных правонарушений. Общая сумма назначенного наказания в виде штрафа составила более 40 тысяч рублей. Дополнительно судом применялось административное наказание в виде конфискации части дохода, полученного в результате осуществления запрещенной деятельности. Его размер составил более 527 тысяч рублей.
Стоит отметить, что в соответствии с примечанием к статье 13.3 КоАП для определения дохода от незаконной предпринимательской деятельности учитывается вся сумма выручки в денежной или натуральной форме, без учета затрат на ее получение. Другими словами, административное наказание в виде конфискации части дохода от незаконной предпринимательской деятельности по своему размеру может быть намного больше фактически полученного дохода.
В основном факты неоформления трудовых отношений и выплаты зарплаты «в конверте» касались таких сфер предпринимательской деятельности как оказание услуг по перевозке пассажиров автомобилями такси и розничной торговли.
Исходя из объяснений правонарушителей, основной причиной, повлекшей совершение административного правонарушения анализируемой категории, является, как правило, незнание законодательства.
– Как говорится, незнание законов не освобождает от ответственности. По данной категории дел экономический суд придерживается позиции самого строго наказания или же сам факт привлечения к ответственности учит нарушителей быть законопослушными?
– При применении административной ответственности и наложении административного взыскания суд учитывает общие правила наложения административного взыскания, предусмотренные статьей 7.1 КоАП, в том числе общественную вредность совершенного административного правонарушения с учетом установления фактов выплат заработной платы «в конверте». К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность в соответствии со статьей 7.7 КоАП, суд, как правило, относитпризнание факта правонарушения и вины,чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение, наличие иждивенцев. Фактов освобождения от ответственности за данные правонарушения не имелось.
Штраф, налагаемый по изученным делам в минимальном размере, составил 20 базовых величин, в максимальном – 30 базовых величин. По большей части размер штрафа составил 25 базовых величин.
Повторность административных правонарушений отсутствует, что на сегодняшний день говорит о том, что назначенное судом наказание эффективно и выполняет свою профилактическую функцию.